Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Жанры и формы в русской средневековой письменной культуре (220,00 руб.)

0   0
Первый авторБедина Наталья Николаевна
ИздательствоСеверный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
Страниц106
ID639344
АннотацияУчебное пособие содержит теоретические вопросы изучения жанровых форм русской средневековой служебной книжности и деловой монастырской письменности, а также тексты памятников русской средневековой письменной культуры, некоторые из которых расшифрованы и публикуются впервые. Вопросы и задания призваны помочь в осмыслении поэтики, структуры и языковых особенностей той или иной жанровой формы.
Кому рекомендованоИздание адресовано студентам, обучающимся по гуманитарным специальностям и направлениям подготовки
ISBN978-5-261-00855-2
Бедина, Н.Н. Жанры и формы в русской средневековой письменной культуре / Н.Н. Бедина .— Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, 2013 .— 106 с. — ISBN 978-5-261-00855-2 .— URL: https://rucont.ru/efd/639344 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Жанры_и_формы_в_русской_средневековой_письменной_культуре.pdf
Оглавление Введение. Глава 1. Служебная книжность § 1. Гимнография Тексты Вопросы и задания § 2. Ораторская проза Тексты Вопросы и задания § 3. Проложные жития Тексты Вопросы и задания § 4. Синодики Тексты Вопросы и задания Рекомендуемая литература Глава 2. Монастырская деловая письменность § 5. Приходо-расходные книги Тексты Вопросы и задания § 6. Веревные и разрубные книги § 7. Описные книги (описи) Текст Вопросы и задания § 8. Челобитные Тексты Вопросы и задания § 9. Грамоты Тексты Вопросы и задания Рекомендуемая литература Указатель рукописных текстов Библиографический список 6 8 9 14 22 22 27 33 33 36 39 39 41 55 55 56 57 60 64 64 67 69 74 74 77 84 8 4 85 89 90 91 93
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ Русская средневековая книжная, и шире - письменная, культура является феноменом традиционалистского типа. «Эстетика тождества» (Ю.М. Ло.тман), ориентация на канон, риторичность (в специальном, а не одиозном смысле слова - С.Н. Бройтман) [Теория литературы..., с. 118-119] и служебный характер книжности Средневековой Руси позволяют сопоставить, казалось бы, противоположные явления письменной традиции: тексты деловой письменности и литературные произведения. Сейчас уже не вызывает сомнения, что предложенное Д.М. Буланиным определение древнерусской литературы исключительно как письменности [Буланин], то есть отказ ей в художественности как таковой, - это крайность, однако, как справедливо пишет Е.Л. Конявская, основания для постановки проблемы, безусловно, есть: практически любое произведение писалось не «для красоты», а «для пользы» и каждый тип произведения (для нас - «жанр») имел свою утилитарную, служебную функцию [Конявская, 2005, с. 250]. Поэтому мы считаем возможным представить различные аспекты изучения поэтики и структуры жанров и форм средневековой письменной традиции, объединяя монастырскую деловую письменность и служебную книжность как явления типологически близкие. Само понятие «жанр» в отечественной науке является дискуссионным. Известно достаточно традиционное определение жанра: «Жанр литературный - исторически складывающийся и развивающийся тип произведения (художественного, публицистического, научного и др.) каждая эпоха обладает своей системой жанров в каждой из сфер духовной деятельности и общения. О необходимости выработки единой методологии исследования разнородных типов высказываний (текстов) писал М.М. Бахтин, эксплицировавший понятие речевого жанра. Вопрос о соотношении речевых и литературных жанров остается нерешенным. Наиболее аргументированной представляется точка зрения, согласно которой понятие речевого
Стр.6
жанра является родовым по отношению к понятию литературного жанра» [Салимовский]. Родовое понятие речевого жанра позволяет нам характеризовать с точки зрения жанровой формы достаточно разные текстовые явления средневековой письменной традиции, такие как оброчная книга, синодик или проложное житие. Существует определение жанра не только как исторически сложившегося типа произведения, но и как «идеального» типа или логически сконструированной модели произведения, которая основана на сравнении конкретных реально существующих текстов и рассматривается в качестве их инварианта [Теория литературы..., с. 266-267]. По мнению ученых, в традиционалистской культуре такой инвариантной структурой был канон. Согласно развернутому определению А.Ф. Лосева, канон есть воспроизведение некоторого определенного оригинала и образца, являясь в то же время и оригиналом и образцом для всевозможных его воспроизведений и даже принципом их художественной оценки» [Лосев, с. 6-15]. Однако понятие канона в средневековой книжной культуре еще более дискуссионно, чем понятие жанра, и требует уточнений в отношении каждой конкретной жанровой формы. Е.Л. Конявская предлагает следующее «рабочее» определение жанра, применяя тезис Н.Д. Тамарченко к средневековой русской традиции: «...жанр - это некая идеальная модель того или иного типа словесного произведения, определяемая традицией, особенностями адресата, утилитарно-функциональными характеристиками, на которую ориентируется автор... Именно авторская интенция определяет и указывает нам жанровую природу произведения», то есть именно авторская позиция, его цели, проявление авторского самосознания в текстах различного характера «дают реальный материал для определения жанровой природы текста» [Конявская, 2005, с. 255-259]. Обращаясь к изучению жанровых форм русской средневековой письменной традиции, мы ставим своей целью определить черты жанрового мышления средневековых книжников и писцов, принципы организации текстов различной функциональной направленности, сочетание языковых и невербальных средств изложения в текстах деловой письменности и служебной книжности.
Стр.7

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ