МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Академия психологии и педагогики С. В. Бедрединова, А. И. Тащёва ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ СТРАХОВ Учебное пособие 2-е издание, исправленное и дополненное Ростов-на-Дону Издательство Южного федерального университета 2015 УДК 159.9 ББК 88.28 Б38 Рекомендовано к печати Президиумом Российского Психологического общества Печатается по решению редакционно-издательского совета Южного федерального университета (протокол № 3 от 23 ноября 2015 г.) Рецензенты: доктор психологических наук, профессор, заместитель декана по учебной работе, заведующая кафедрой общей и социальной психологии факультета философии и психологии Воронежского государственного университета К. М. Гайдар; зам. директора ГБУСОН РО «Центр социальной помощи семье и детям г. Ростова-на-Дону», психолог высшей категории Н. Н. Петрашова Бедрединова, С. <...> Б38 Профилактика и коррекция страхов : учебное пособие / С. В. Бедрединова, А. И. Тащёва. <...> Данные материалы представляют собой анализ литературы по проблеме «страха» и систему психологической работы по минимизации страхов на примере программы коррекции страхов медицинских процедур. <...> ПРОБЛЕМА СТРАХОВ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ…………………………………. <...> ПРОБЛЕМА ПОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ……………………………31 Тема 2.1. <...> Понятие о приемах терапии увлекающими занятиями, их видах и специфических особенностях каждого…………………………………………………………………. <...> Организационные, профессиональные и психологические требования к личности и деятельности психолога-арт-терапевта……………………………………………. <...> ИГРОВАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА СТРАХОВ МЕДИЦИНСКИХ ПРОЦЕДУР У ДЕТЕЙ………………… <...>
Профилактика_и_коррекция_страхов.pdf
УДК 159.9
ББК 88.28
Б38
Рекомендовано к печати Президиумом Российского
Психологического общества
Южного федерального университета (протокол № 3 от 23 ноября 2015 г.)
Рецензенты:
Печатается по решению редакционно-издательского совета
доктор психологических наук, профессор, заместитель декана
по учебной работе, заведующая кафедрой общей и социальной
психологии факультета философии и психологии
Воронежского государственного университета К. М. Гайдар;
зам. директора ГБУСОН РО «Центр социальной помощи семье
и детям г. Ростова-на-Дону», психолог высшей
категории Н. Н. Петрашова
Б38
Бедрединова, С. В.
Профилактика и коррекция страхов : учебное пособие /
С. В. Бедрединова, А. И. Тащёва. – 2-е изд., испр. и доп. ;
Южный федеральный университет. – Ростов-на-Дону : Издательство
Южного федерального университета, 2015. – 178 с.
ISBN 978-5-9275-1939-2
Цель учебного пособия заключается в изучении со студентами особенностей
возникновения и способов преодоления различных страхов
в период жизненного цикла человека.
Данные материалы представляют собой анализ литературы по проблеме
«страха» и систему психологической работы по минимизации страхов
на примере программы коррекции страхов медицинских процедур.
Учебное пособие предназначено для преподавателей и студентов
(бакалавров, специалистов и магистров) высших учебных заведений, обучающихся
по направлениям подготовки ВО 32.00.00 «Наука о здоровье
и профилактическая медицина», 37.00.00 «Психологические науки»,
40.00.00 «Юриспруденция»,
и информационно-библиотечное дело», 44.00.00 «Образование и педагогические
науки», 47.00.00 «Философия, этика и религиоведение» и др.
ISBN 978-5-9275-1939-2
УДК 159.9
ББК 88.28
© Южный федеральный университет, 2015
© Бедрединова С. В., Тащёва А. И., 2015
© Оформление. Макет. Издательство
Южного федерального университета, 2015
2
42.00.00 «Средства массовой информации
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Часть 1……….………………………………………………………..…5
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..5
МОДУЛЬ 1. ПРОБЛЕМА СТРАХОВ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ………………………………….6
Тема 1.1. Предпосылки и причины возникновения страхов
у детей……………………………………………………………………6
Тема 1.2. Признаки страхов у детей………………………………14
Тема 1.3. Виды страхов и их динамика у детей………………...15
Тема 1.4. Последствия детских страхов…………………………..25
МОДУЛЬ 2. ПРОБЛЕМА ПОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ……………………………31
Тема 2.1. Бытовая и профессиональная психологическая
помощь…………………………………………………………………..31
Тема 2.2. Специфические особенности, цели, задачи
и виды профессиональной психологической помощи детям..32
Тема 2.3. Понятие о приемах терапии увлекающими
занятиями, их видах и специфических особенностях
каждого………………………………………………………………….42
Тема 2.4. Приемы психологической терапии самораскрытием
в творчестве…………………………………………………………….45
Тема 2.4.1. Арт-терапия………………………………………..……45
Тема 2.4.2. Терапия литературным творчеством………………46
Тема 2.4.3. Этнотерапия …………………………………………….47
Тема 2.4.4. Автобиографический метод…………………………..48
Тема 2.4.5. Терапия рисованием…………………………………..48
3
Стр.3
Тема 2.4.6. Игра как средство терапии психологических
проблем детей………………………………………………………….66
Тема 2.4.7. Куклотерапия…………………………………………..69
Тема 2.4.8. Психогимнастика…………………………….………..73
Тема 2.4.9. Показания и противопоказания к терапии
творчеством………………………………………………………….…76
Тема 2.5. Организационные, профессиональные
и психологические требования к личности и деятельности
психолога-арт-терапевта…………………………………………….77
Часть 2………………………………………………………………….87
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………87
МОДУЛЬ 1. ИГРОВАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
КОРРЕКЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА СТРАХОВ
МЕДИЦИНСКИХ ПРОЦЕДУР У ДЕТЕЙ………………………89
Тема 1.1. Программа психологической коррекции
и профилактики страхов медицинских процедур у детей……89
Тема 1.2. Программа психологической коррекции
и профилактики страхов медицинских процедур у детей……93
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………...139
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………….143
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………..148
4
Стр.4