Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Доверие как фактор развития субъектности в онтогенезе (149,00 руб.)

0   0
Первый авторСкрипкина Т. П.
АвторыКрищенко Е. П., Южный федеральный ун-т
ИздательствоРостов н/Д.: Изд-во ЮФУ
Страниц328
ID637089
АннотацияМонография посвящена одной из самых актуальных проблем современной отечественной психологии – развитию субъекта и субъектности в процессе онтогенеза. Исследование опирается на анализ различных методологических подходов к пониманию категории субъекта в зарубежной и отечественной философии и отчественой психологии. Доказывается, что механизмом социализации, а также фактором становления субъектности человека является система доверительных отношений личности. Особое внимание уделено такому внутриличностному интегративному образованию, как доверие к себе. Осуществлен анализ эмпирических исследований субъектности у ребенка и взрослого человека.
Кому рекомендованоПредназначена для преподавателей и студентов-психологов, а также для всех, кто интересуется закономерностями развития личности и поведения человека.
ISBN978-5-9275-0759-7
УДК159.93
ББК88.5
Скрипкина, Т.П. Доверие как фактор развития субъектности в онтогенезе : [монография] / Е.П. Крищенко; Южный федеральный ун-т; Т.П. Скрипкина .— Ростов-на-Дону : Изд-во ЮФУ, 2010 .— 328 с. — Библиогр.: с. 301-327 .— ISBN 978-5-9275-0759-7 .— URL: https://rucont.ru/efd/637089 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Доверие как фактор развития субъектности в онтогенезе: монография / Т. П. Скрипкина, Е. П. Крищенко. <...> Осуществлен анализ эмпирических исследований субъектности у ребенка и взрослого человека. <...> МЕТоДоЛогиЧЕСКиЕ оСнования изуЧЕния развиТия СубъЕКТноСТи в онТогЕнЕзЕ . <...> Методологические основания поиска механизмов становления субъектности . <...> Методологические основания поиска закономерностей поведения человека в субъектном измерении . <...> Доверие к себе как условие субъектности . <...> Доверие как двухполюсная установка Понятие системы доверительных отношений личности . <...> Доверие как фактор социальности и как условие субъектности . <...> Деформация развития субъектных свойств личности и компенсаторные формы поведения детей дошкольного возраста с депривацией доверия . <...> Особенности эмоциональной, социальной и личностной адаптации к обучению в школе, детей с депривацией доверия, детей с деформацией доверительных отношений и детей с гармоничными доверительными отношениями . <...> Доверие и развитие субъектности в подростковом возрасте . <...> Доверие к себе как внутриличностное, интегральное образование старших подростков . <...> Средний подростковый возраст – сензитивный период становления доверия к себе как условия субъектности . <...> Становление индивидуальности как высший уровень развития субъектности . <...> Поэтому человек как субъект решает три задачи: познания и преобразования внешнего мира; познания и развития своего внутреннего мира; познания и развития себя как субъекта собственной психической жизни и своего бытия вообще. <...> МЕТоДоЛогиЧЕСКиЕ оСнования изуЧЕния развиТия СубъЕКТноСТи в онТогЕнЕзЕ гЛава 1 фиЛоСофия СубъЕКТа 1.1. антиномия родовой и индивидуальной сущности человека как поиск философского решения проблемы детерминации поведения человека и его свободы Как и многие психологические категории, такие как личность, деятельность и другие, понятие «субъект» исходно является философской категорией. <...> Таким образом <...>
Доверие_как_фактор_развития_субъективности_в_онтогенезе.pdf
УДК 159.93 ББК 88.5 С 45 Печатается по решению редакционно-издательского совета Южного федерального университета рецензенты: доктор психологических наук, профессор Лабунская В. А.; доктор психологических наук, профессор, член-корр. РАО Котова И. Б. Монография подготовлена и издана в рамках национального проекта «Образование» по «Программе развития федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования “Южный федеральный университет” на 2007–2010 гг.» С 45 Скрипкина Т. П., Крищенко Е. П. Доверие как фактор развития субъектности в онтогенезе: монография / Т. П. Скрипкина, Е. П. Крищенко. – Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2010. – 328 с. ISBN 978-5-9275-0759-7 Монография посвящена одной из самых актуальных проблем современной отечественной психологии – развитию субъекта и субъектности в процессе онтогенеза. Исследование опирается на анализ различных методологических подходов к пониманию категории субъекта в зарубежной и отечественной философии и отчественой психологии. Доказывается, что механизмом социализации, а также фактором становления субъектности человека является система доверительных отношений личности. Особое внимание уделено такому внутриличностному интегративному образованию, как доверие к себе. Осуществлен анализ эмпирических исследований субъектности у ребенка и взрослого человека. Предназначена для преподавателей и студентов-психологов, а также для всех, кто интересуется закономерностями развития личности и поведения человека. ISBN 978-5-9275-0759-7 уДК 159.93 ббК 88.5 © Скрипкина Т. П., Крищенко Е. П., 2010 © Южный федеральный университет, 2010 © Оформление. Макет. Издательство Южного федерального университета, 2010
Стр.2
огЛавЛЕниЕ Введение ....................................................................... 6 ЧаСТЬ I. МЕТоДоЛогиЧЕСКиЕ оСнования изуЧЕния развиТия СубъЕКТноСТи в онТогЕнЕзЕ ............................................................ 10 гЛава 1. Философия субъекта ...................................... 10 1.1. Антиномия родовой и индивидуальной сущности человека как поиск философского решения проблемы детерминации поведения человека и его свободы .................................. 10 1.2. Эмансипация категории субъекта в экзистенциальной философии ...................... 19 гЛава 2. Категория субъекта в отечественной психологической науке ................................................. 36 2.1. История вопроса ........................................... 36 2.2. Современные подходы к пониманию категории «субъект». Субъектно-деятельностный подход ... 56 2.3. Основные подходы к проблеме субъектогнеза в отечественной психологии ........................... 81 гЛава 3. Методологические основания поиска механизмов становления субъектности ......................... 124 3.1. Доверие в психологии субъекта .................... 124 3.2. Методологические основания поиска закономерностей поведения человека в субъектном измерении .............................. 138 3.3. Доверие к себе как условие субъектности ...... 151 3.4. Доверие как двухполюсная установка Понятие системы доверительных отношений личности .................................................... 168 ЧаСТЬ II. СиСТЕМа ДовЕриТЕЛЬнЫХ оТноШЕниЙ КаК фаКТор развиТия СубъЕКТноСТи в онТогЕнЕзЕ ......................................................... 202 3
Стр.3
гЛава 1. Доверие как фактор социальности и как условие субъектности ......................................... 202 гЛава 2. Особенности становления субъектности у дошкольников с депривацией доверия ........................ 209 2.1. Депривация доверия и особенности психического развития детей, воспитывающихся в условиях детского дома ... 209 2.2. Особенности эмоциональной сферы и межличностных отношений у детей дошкольного возраста с депривацией доверия .. 211 2.3. Деформация развития субъектных свойств личности и компенсаторные формы поведения детей дошкольного возраста с депривацией доверия ................................ 216 гЛава 3. Особенности развития субъектных свойств личности младших школьников с депривацией доверия и с деформацией системы доверительных отношений ..... 220 3.1. Психологические особенности детей 7 лет в связи с развитием младшего школьника как субъекта учебной деятельности ............... 220 3.2. Особенности эмоциональной, социальной и личностной адаптации к обучению в школе, детей с депривацией доверия, детей с деформацией доверительных отношений и детей с гармоничными доверительными отношениями .............................................. 227 гЛава 4. Доверие и развитие субъектности в подростковом возрасте .............................................. 235 4.1. Доверие к себе как внутриличностное, интегральное образование старших подростков .. 235 4.2. Особенности саморегуляции в подростковом возрасте и становление доверия к себе как интегрального образования: постановка проблемы ................................................... 237 4.3. Этапы развития доверия к себе в подростковом возрасте .............................. 240 4
Стр.4
4.4. Средний подростковый возраст – сензитивный период становления доверия к себе как условия субъектности ..... 243 4.5. Особенности выраженности доверительных отношений у подростков, воспитывающихся в разных социальных условиях .................... 253 4.6. Личностные и поведенческие особенности подростков с различными моделями доверительных отношений ............................ 256 4.7. Модели взросления подростков с разным уровнем выраженности доверительных отношений ................................................. 261 гЛава 5. Становление индивидуальности как высший уровень развития субъектности ................. 266 5.1. Теоретические основания изучения роли доверительных отношений при восприятии индивидуальности ....................................... 266 5.2. Особенности восприятия индивидуальности в юношеском возрасте в связи с выраженностью доверительных отношений ........................... 270 5.3. Переход из школы в вуз – этап становления авторства собственной жизни ....................... 276 5.4. Особенности изменений в самоотношении и в уровне доверия к себе на этапе перехода из школы в вуз ........................................... 279 5.5. Акмеологическое понимание субъектности взрослого человека ...................................... 288 Заключение ............................................................... 300 Литература ................................................................ 301 5
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ