Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.

Педагогическая практика на факультете романо-германской филологии (110,00 руб.)

0   0
АвторыАгасандова Марина Валерьевна, Козюра Татьяна Николаевна
ИздательствоИздательский дом ВГУ
Страниц26
ID635685
АннотацияПедагогическая практика является важным компонентом в системе подготовки преподавателя. Она логически завершает изучение цикла методических и психолого-педагогических дисциплин, являясь частью профессиональной подготовки студентов бакалавриата, обучающихся по профилю «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур».
Кому рекомендованоРекомендовано студентам 4-го курса (бакалавриат) факультета романо- германской филологии
Педагогическая практика на факультете романо-германской филологии / М.В. Агасандова, Т.Н. Козюра .— Воронеж : Издательский дом ВГУ, 2016 .— 26 с. — 26 с. — URL: https://rucont.ru/efd/635685 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА НА ФАКУЛЬТЕТЕ РОМАНО-ГЕРМАНСКОЙ ФИЛОЛОГИИ ПРОГРАММА И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Составители: М.В. Агасандова, Т.Н. Козюра Воронеж Издательский дом ВГУ 2016 Утверждено научно-методическим советом факультета романо-германской филологии 17 июня 2016 г., протокол № 10 Научный редактор — профессор Е.А. Алексеева Рецензент — канд. филол. наук, доцент кафедры романской филологии М.В. Суханова Учебно-методическое пособие подготовлено на кафедре французской филологии факультета романо-германской филологии Воронежского государственного университета. <...> Рекомендовано студентам 4-го курса (бакалавриат) факультета романогерманской филологии Для направления 45.03.02 — Лингвистика Пояснительная записка Педагогическая практика является важным компонентом в системе подготовки преподавателя. <...> Она логически завершает изучение цикла методических и психолого-педагогических дисциплин, являясь частью профессиональной подготовки студентов бакалавриата, обучающихся по профилю «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур». <...> Данная практика способствует формированию и развитию педагогических умений и навыков обучающихся и призвана дать студентам возможность осмыслить будущую профессиональную деятельность, развить профессиональную любознательность, сформировать интерес в научно-исследовательской сфере. <...> Углубление и закрепление теоретических знаний, полученных студентами-практикантами в процессе обучения по педагогическим и специальным дисциплинам, и их практическое применение в учебновоспитательной работе с учащимися. <...> Выработка у студентов следующих умений в рамках учебной работы: планирование учебной работы по иностранному языку с учетом условий конкретной школы; подготовка и проведение уроков иностранного <...>
Педагогическая_практика_на_факультете_романо-германской_филологии_.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА НА ФАКУЛЬТЕТЕ РОМАНО-ГЕРМАНСКОЙ ФИЛОЛОГИИ ПРОГРАММА И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Составители: М.В. Агасандова, Т.Н. Козюра Воронеж Издательский дом ВГУ 2016
Стр.1
Пояснительная записка Педагогическая практика является важным компонентом в системе подготовки преподавателя. Она логически завершает изучение цикла методических и психолого-педагогических дисциплин, являясь частью профессиональной подготовки студентов бакалавриата, обучающихся по профилю «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур». Данная практика способствует формированию и развитию педагогических умений и навыков обучающихся и призвана дать студентам возможность осмыслить будущую профессиональную деятельность, развить профессиональную любознательность, сформировать интерес в научно-исследовательской сфере. Успешное прохождение педагогической практики позволяет присвоить выпускникам квалификацию «Преподаватель». Педагогическая практика проводится с отрывом от учебных занятий и состоит из двух этапов — учебной и производственной практики. Студенты 4 курса очной формы обучения проходят педагогическую практику в соответствии с календарным учебным графиком: 1) учебная педагогическая практика — 2 недели (с 1 по 14 сентября); 2) производственная педагогическая практика — 2 недели (с 15 по 28 сентября). 3
Стр.3
— вести ежедневные записи в дневнике о полученных новых знаниях и выполненной работе, отмечать свои впечатления; — дать зачетные уроки по французскому языку; — проявлять активность и стремиться к наиболее глубокому изучению содержания деятельности учреждения; — находиться в образовательном или социально-педагогическом учреждении ежедневно не менее 6 часов согласно графику своей работы с одним выходным днем, устанавливаемому в соответствии с режимом работы учреждения и по согласованию с групповым руководителем; — посещать теоретические занятия или практические семинары, организованные факультетским руководителем на территории вуза, сроки проведения которых были объявлены заранее; — соблюдать контрольные сроки выполнения заданий по программе практики; — отработать программу практики в другие сроки в случае болезни или других объективных причин; — при необходимости пройти медицинское обследование; — в соответствии с программой практики студент обязан своевременно в течение одной недели после завершения практики представить отчетную документацию, подготовить материалы для выступления на отчетной конференции по практике. Студенты не должны мешать основной деятельности учреждения. Все групповые и индивидуальные просьбы и претензии необходимо предъявлять руководителю практики через старосту группы, назначенного на установочной конференции. В случае невыполнения требований, предъявляемых студентупрактиканту, он может быть отстранен от прохождения практики. Студенту, который отстранен от практики или работа которого на практике признана неудовлетворительной, по разрешению совета факультета (вуза) назначается повторная практика без отрыва от учебных занятий в вузе. Она проводится либо в том же учреждении, либо — при возникновении конфликтной ситуации — в другом. Подведение итогов педагогической практики По окончании педагогической практики студенты представляют групповым методистам и преподавателям кафедры педагогики и педагогической психологии следующую отчетную документацию: — по результатам учебной педагогической практики — дневник студента-практиканта, отчет о прохождении практики, отзыв учителя и классного руководителя; — по результатам производственной педагогической практики — дневник студента-практиканта, отчет о прохождении практики, отзыв учи6
Стр.6
теля и классного руководителя, план-конспект зачетного урока, планконспект воспитательного мероприятия, анализ воспитательного мероприятия, психолого-педагогическую характеристику личности или коллектива учащихся. На основании представленных документов комиссия в составе групповых методистов, преподавателей педагогики и психологии проводит по окончании каждой педагогической практики зачет с дифференцированной оценкой. Итоги педагогической практики подводятся на совещании, проводимом руководителем образовательного учреждения, и итоговой конференции в университете. Организация и проведение уроков французского языка в средней школе Урок французского, как и любого другого иностранного языка в средней школе, является элементом в последовательной системе уроков, образующих непрерывный динамический учебный процесс: цель предыдущего урока становится средством последующего, что обеспечивает поступательное движение к конечным учебно-воспитательным целям. Формирование коммуникативной компетенции на французском языке будет происходить последовательно и продуктивно при правильном планировании каждого урока. Любое занятие по французскому языку должно быть построено в соответствии со следующими критериями: — четкое формулирование основной цели и сопутствующих задач; — определение типа урока; — соблюдение методических принципов организации урока иностранного языка; — комплексность и последовательность; — логическое построение урока [1; 4]. На каждом из данных критериев следует остановиться подробнее, так как от их понимания и соблюдения зависит правильное планирование урока иностранного языка студентом-практикантом. 1. Каждый урок, будучи элементом в последовательной цепи уроков, должен выстраиваться в зависимости от основной цели, которая содержит образовательный, воспитательный и развивающий компоненты [1; 3]. Образовательная цель урока французского языка способствует усвоению учащимися системы знаний, умений и навыков в области французского языка, другими словами — лингвистического компонента коммуникативной компетенции. При планировании урока должна выделяться одна основная практическая цель, которой будут сопутствовать практические задачи. Постановка задач должна способствовать реализации цели и конкретизировать этап работы над языковым материалом. В качестве цели 7
Стр.7
может выступать тот или иной языковой навык или речевое умение. Так, формулировка цели может иметь следующий вид: «Формирование лексических навыков говорения (чтения, аудирования) по теме «Vacances»; «Активизация грамматических навыков употребления времени futur simple»; «Развитие диалогических умений говорения пример: Цель: развитие монологических умений устного высказывания по теме «Vacances». Задачи: 1) Активизация лексических навыков по теме «Activités de vacances». 2) Активизация грамматических навыков употребления времени futur simple. 3) Формирование умений монологического высказывания повествовательного типа с опорой на текст. Наряду с образовательной целью на уроке французского языка реализуются воспитательная и развивающая цели. Воспитательная цель урока французского языка должна способствовать формированию уважительного и толерантного отношения к представителям франкофонного сообщества, привитию учащимся системы моральных ценностей и социальных норм поведения и общения, формированию ответственности и т.д. Реализация развивающей цели достигается в процессе развития психических механизмов учащихся (памяти, мышления, внимания, воображения) и эмоциональной сферы. Например, формулировки могут быть следующими: «Развитие умений структурировать высказывание, логично выражать мысли», «Развитие механизма антиципации», «Развитие компенсаторных умений». 2. Урок французского языка должен строиться исходя из главных методических принципов, которые формулировались и уточнялись педагогами на протяжении нескольких столетий. Ниже представлена краткая характеристика каждого принципа. Принцип коммуникативности: иностранный язык следует изучать в условиях, максимально приближенных к ситуациям общения. Принцип речевой направленности: урок должен быть ориентирован на реализацию практических речевых задач. Принцип ситуативности: общение на иностранном языке будет успешным при наличии речевой ситуации, где у каждого из участников общения есть роль и задача. Принцип индивидуализации: учет того фактора, что речь всегда индивидуальна. 8 (выразить согласие/несогласие)», «Развитие техники поискового чтения» и др. Задачи, в свою очередь, формулируются соответственно цели, на
Стр.8
Принцип новизны: речевые ситуации должны варьироваться в зависимости от этапов работы над языковым материалом. Данный принцип достигается путем постоянного варьирования речевых ситуаций, путем замены в речевой ситуации каждый раз какого-то нового компонента: речевой задачи, собеседника, количества собеседников, взаимоотношений собеседников, события, которое меняет эти взаимоотношения, характеристики собеседника или какого-то объекта, предмета обсуждения и т.п. Также можно варьировать формы урока (урок-экскурсия, урок-пресс-конференция) и виды работы на уроке. 3. Типология уроков французского языка в общеобразовательной школе может строиться следующим образом: — урок усвоения новых знаний и их первичного закрепления; — урок закрепления и активизации навыков и умений; — урок комплексного применения коммуникативных умений; — урок обобщения и систематизации знаний; — урок контроля и коррекции. Подобная классификация уроков позволяет более четко определить цели, задачи и структуру каждого урока и мобилизовать учащихся на успешное их решение. Так, если планируется урок усвоения новых знаний, то перед учащимися ставятся соответствующие задачи по восприятию, осмыслению определенных понятий, законов, теорий; если предполагается урок применения знаний, навыков и умений, учащиеся настраиваются на творческое решение ряда практических задач на основе усвоенных на прежних уроках знаний. На уроке комплексного применения знаний и умений учащиеся обучаются применять полученные знания и навыки в жизненных условиях, что формирует творческую активность в решении различных жизненных проблем и задач. На уроке обобщения и систематизации знаний учащиеся не только повторяют пройденный материал, но и приводят понятия в стройную систему, предусматривающую раскрытие и усвоение связей и отношений между ее элементами. 4. Планирование урока французского языка осуществляется с соблюдением логической организации занятия по следующим этапам: 1. Организационный момент. Приветствие, речевая зарядка. 2. Фонетическая зарядка. 3. Проверка выполнения домашнего задания. 4. Всесторонняя проверка знаний. 5. Подготовка к усвоению нового учебного материала. 6. Усвоение новых знаний. 7. Первичная проверка понимания учащимися нового материала. 8. Закрепление новых знаний. 9. Подведение итогов урока. 10. Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении. 9
Стр.9
Советы и рекомендации студенту-практиканту по подготовке урока французского языка I. Первое, с чего надо начать подготовку к уроку: — четко определить и сформулировать для себя его тему; — определить место урока в теме, а темы — в годовом учебном курсе; — выделить общую задачу урока; — конкретизировать задачи урока, выделить ведущую задачу урока, сформулировать и записать ее в плане таким образом, чтобы она была доступна, понята учащимися, осознана ими. — определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала урока, которая будет использована в дальнейшем; — определить, что должен понять, запомнить ученик на уроке, что он должен знать и уметь после урока; — определить, какой учебный материал сообщать учащимся. В каком объеме, какими порциями, какие интересные факты, подтверждающие ведущие идеи, сообщить школьникам [2]. Для этого необходимо знать: 1) особенности учащихся класса: — уровень класса; — отношение к предмету; — темп работы класса; — сформированность ЗУН; — отношение к разным видам учебной деятельности; — отношение к разным формам учебной работы, в том числе не традиционным; — общая дисциплина учащихся; 2) учет индивидуальных особенностей: — тип нервной системы; — коммуникативность; — эмоциональность; — управление восприятием нового материала учащихся; — умение преодолеть плохое настроение; — уверенность в своих знаниях, умениях; — умение импровизировать; — умение пользоваться различными средствами обучения, в том числе ТСО и ЭВТ [2]. II. Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока — зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока. III. Планирование учебного материала урока и подготовка к нему учителя. 10
Стр.10