Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Русский язык. Словообразование : (рабочая тетрадь) (110,00 руб.)

0   0
АвторыПогорелова Мария Валериевна
ИздательствоИздательский дом ВГУ
Страниц31
ID635579
АннотацияРабочая тетрадь подготовлена на кафедре гуманитарных наук и искусств филологического факультета.
Кому рекомендованоРекомендована иностранным студентам бакалавриата второго года обучения филологического факультета
Русский язык. Словообразование : (рабочая тетрадь) / М.В. Погорелова .— Воронеж : Издательский дом ВГУ, 2016 .— 31 с. — 31 с. — URL: https://rucont.ru/efd/635579 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» М.В. Погорелова РУССКИЙ ЯЗЫК СЛОВООБРАЗОВАНИЕ (Рабочая тетрадь) Воронеж Издательский дом ВГУ 2016 Утверждено научно-методическим советом филологического факультета 16 февраля 2016 года, протокол № 5 Рецензент – канд. филол. наук, доцент М.В. Панова Рабочая тетрадь подготовлена на кафедре гуманитарных наук и искусств филологического факультета Рекомендована иностранным студентам бакалавриата второго года обучения филологического факультета Для направления 45.03.01 – Филология 2 СОДЕРЖАНИЕ Классификация морфем русского языка . <...> Образец: выпускной – вы-пуск-н-ой Безводный подбородок звёздочка задумчивый выплатить вертолёт загадка учитель Упражнение 2. <...> Докажите правильность выделения морфем, подбирая другие формы слова, родственные слова или слова, построенные по аналогичной модели. <...> Образец: выпускной: -пуск- – корень (пускать, пусковой, пуск); вы- – приставка (выпрямить, выплатить); -н- – суффикс (вкусный, снежный); -ой – окончание (выпускн-ого, выпускн-ые). приземлиться: доигрывать: переводчик: бесшумный: 4 окаменеть: тайник: шумно: водопад: подарок: подосиновик: Упражнение 3. <...> Префиксы Корень Суффиксы Формообразующие аффиксы (суффиксы и окончания) за- -город- -н- -ый раз- -говор- -и- -ть 5 Постфикс -ся Упражнение 4. <...> Докажите существование нулевых морфем и укажите их значение. <...> Объясните, почему остальные слова не имеют нулевых морфем. <...> Слова с нулевым окончанием: размах (размаха, с размаху) – сущ. м.р. в форме И.п. ед.ч; страх (страхи, страха) – сущ. м.р. в форме И.п. ед.ч. <...> Слова без нулевого окончания: ах (междометие, не изменяется); второпях (наречие, не изменяется); в дверях (существительное в форме П. п. мн. ч.; окончание материально выражено). <...> Слова с нулевым окончанием: Слова без нулевого окончания: 2. <...> Слова с нулевым окончанием: 6 Слова без нулевого окончания <...>
Русский_язык._Словообразование__(рабочая_тетрадь).pdf
Стр.1
Стр.3
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Русский_язык._Словообразование__(рабочая_тетрадь).pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» М.В. Погорелова РУССКИЙ ЯЗЫК СЛОВООБРАЗОВАНИЕ (Рабочая тетрадь) Воронеж Издательский дом ВГУ 2016
Стр.1
СОДЕРЖАНИЕ Классификация морфем русского языка ....................................................... 4 Членимость и нечленимость основ ................................................................ 8 Деривация ......................................................................................................... 10 Основные способы современного русского словообразования .................. 11 Морфонологические особенности словообразования .................................. 12 Типология словообразовательных отношений между словами .................. 14 Словообразование основных частей речи ..................................................... 16 Исторические изменения морфемной структуры слова .............................. 19 Словообразовательный анализ слова ............................................................. 21 Образец словообразовательного разбора ...................................................... 23 Библиографический список ............................................................................ 24 Приложение ...................................................................................................... 25 3
Стр.3
Упражнение 4. Выпишите слова с «нулевыми» окончаниями. Докажите существование нулевых морфем и укажите их значение. Объясните, почему остальные слова не имеют нулевых морфем. Образец: ах, размах, второпях, страх, в дверях. Слова с нулевым окончанием: размах (размаха, с размаху) – сущ. м.р. в форме И.п. ед.ч; страх (страхи, страха) – сущ. м.р. в форме И.п. ед.ч. Слова без нулевого окончания: ах (междометие, не изменяется); второпях (наречие, не изменяется); в дверях (существительное в форме П. п. мн. ч.; окончание материально выражено). 1. Там, чернозём, зажим, замужем, окном. Слова с нулевым окончанием: Слова без нулевого окончания: 2. Рыбак, невдомёк, ручеёк, никак, колючек. Слова с нулевым окончанием: 6
Стр.6
Слова без нулевого окончания: 3. Вдруг, друг, недосуг, полукруг, вокруг. Слова с нулевым окончанием: Слова без нулевого окончания: 4. Чертёж, грабёж, невтерпёж, молодёжь, разрежь. Слова с нулевым окончанием: Слова без нулевого окончания: Упражнение 5. Определите, в каких словоформах конечные -а, -е, -о, -и являются окончанием, суффиксом или входят в состав корня. Бра, гримáса, добелá, забáва, зáвтра, лёжа, слéва, старá, где, кóфе, долголéтие, налегкé, отличие, разве, фойé, дерево, долго, единство, железо, какáо, напрáво, небо, впереди, деньги, дрýжески, лыжи, парú, сапоги. Окончание Суффикс Часть корня 7
Стр.7
Упражнение 6. Выпишите в два столбика слова со словообразовательными и формообразующими суффиксами. Знал, писатель, быстрее, котёнок, говорить, шелковистый, добрейший, переделать, злейший, ближний, ошейник. Слова со словообразовательными суффиксами Слова с формообразующими суффиксами ЧЛЕНИМОСТЬ И НЕЧЛЕНИМОСТЬ ОСНОВ Упражнение 7. Выделите основу. Выпишите в два столбика слова с членимой и нечленимой основой. Разделите слова на морфемы. Багажный, вагон, важничать, жёлтый, выживать, иск, жить, крылатый, москвич, рыба, набег, разносчик, абажур, густой, бабочка, абрикосовый, диплом, загородный, давний, безрыбье. Членимая основа Нечленимая основа 8
Стр.8
Упражнение 8. Выпишите в два столбика слова, состоящие из основы и окончания, и слова, форма которых совпадает с их основой. Определите характер основы (членимая / нечленимая). Поберéжье, гýсто, стипéндия, кенгурý, петушиный, голос, гусёнок, пальто, песенка, нараспéв, по-дрýжески, кино, село, изредка. Основа + окончание Только основа Упражнение 9. Выпишите в два столбика слова со свободными и связанными корнями. Расчлените слова на морфемы. Немецкий, раздеть, газетчик, сверкнуть, берёза, копка, мечтать, крик, переполох, молодой, сладкий, работать, столик, налево, испуг, воин, вращение, завезти, диктант. Свободный корень Связанный корень 9
Стр.9
ДЕРИВАЦИЯ Упражнение 10. Выпишите в два столбика производные и непроизводные слова. Выделите основы и окончания. Лес, подорожник, сырость, дорога, прогулка, осень, белизна, рыба, старик, рука, жирный, золото. Производные Непроизводные Упражнение 11. Определите, какое слово является производным, а какое производящим (мотивирующим). Строи́тель – стро́ить, жéмчуг – жемчýжина, ве́рно – ве́рный, журнали́ст – журнали́стка, новизнá – но́вый, добротá – до́брый, сýхость – сухо́й, брóнза – брóнзовый, газе́та – газéтный, дви́гать – движе́ние. Упражнение 12. Определите, от каких слов образованы слова. В производных словах выделите производящую основу. ежегодник ← шиповник ← жадность ← нервничать ← мудрость ← дождливый ← кирпичик ← забывчивый ← полдник ← важничать ← 10
Стр.10