Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
«Уральский государственный педагогический университет»
Уральское психолингвистическое общество
Институт филологии, культурологии и межкультурной коммуникации
Кафедра общего языкознания и русского языка
АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РЕЧЕВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ
Выпуск 16
Труды Уральского психолингвистического
общества
Екатеринбург
2018
Стр.1
УДК 81’23
ББК Ш100.6
П 86
Редакционная коллегия:
Т. А. Гридина, д. филол. н., проф. (главный редактор)
Н. И. Коновалова, д. филол. н., проф.
И. А. Ваулина, к. филол. н., ст. преп.
Рецензенты:
О. А. Михайлова, д. филол. н., проф. (Уральский федеральный
университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина).
М. Л. Кусова, д. филол. н., проф. (Уральский государственный
педагогический университет).
ISSN 2411-5827
П 86 Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности
[Текст] : труды Уральского психолингвистического общества / Урал.
гос. пед. ун-т, Урал. психолингвист. об-во, Каф. общ. языкознания и
рус.яз. ; глав. ред. Т. А. Гридина. – Екатеринбург : [б.и.], 2018. – 164 с.
Данный выпуск Трудов Уральского психолингвистического общества
посвящен обсуждению психолингвистических проблем, связанных
с изучением лингвокреативной деятельности в разных коммуникативных
дискурсах: рекламном, литературно-художественном, разговорном
и др. Представлены исследования конкретных речевых феноменов
с применением психолингвистических экспериментальных методов
и методик. Особое внимание уделяется изучению языковой способности,
ее диагностики и развития, в том числе проблемам билингвизма.
Обсуждаются формы внедрения экспериментальных психолингвистических
технологий в процесс преподавания.
Сборник адресован специалистам-филологам, психологам, аспирантам
и студентам, учителям-практикам, а также всем, кто интересуется
проблемами психолингвистики.
ФГБОУ ВО «УрГПУ», 2018
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Адясова О. А. Коды языковой игры в серийной наружной
рекламе …………………………………………………...
Ваулина И. А. Звукоизобразительный компонент вто5
ричных
номинаций: психолингвистический аспект ………. 13
Гоголина Т. В., Пакулина Т. Ю. Креативные модели построения
рекламного текста в сфере IT-технологий ……… 22
Гридина Т. А. Реклама как игровой текст: Прагматика
кодов языковой игры ………………………………………... 36
Данилов С. Ю. Речежанровая лингвокреативность в коротких
рассказах Линор Горалик …………………………… 49
Зуева Т. А. Ономастическое пространство современного
города сквозь призму лингвокреативной деятельности
носителей языка ……………………………………………… 59
Иванова Е. Н. Вопросы описания языковой личности в
свете проектной деятельности учащихся …………………... 69
Клюева А. Н. Использование билингвальных средств
при именовании инонациональных реалий (на материале
текстов рассказов Дж. Апдайка) ……………………………. 80
Коновалова Н. И. Семантическое пространство «Болезнь»:
стереотипы русского языкового сознания ………… 93
Красноперова Е. С. Выявление кодовых переключений
в языковом сознании билингва (к постановке проблемы)… 102
Плотникова А. М. Наивная лингвокреативность: от
шутки до судебного разбирательства ………………………. 108
Рут М. Э. Экспериментальные наблюдения за номинацией
объектов замкнутой системы …………………………. 117
Прикладная психолингвистика и лингводидактика
Абрамова Н. Е. Метаязыковые знания шестиклассников
в свете экспериментальных данных …………………… 122
Абрамова Н. С. Психолингвистический эксперимент
как метод диагностики профессиональных ожиданий …… 130
3
Стр.3
Кулакова Н. В. Образование окказионального слова как
показатель лингвистических способностей личности …….. 139
Мухин М. Ю. «Хочу путешествовать и общаться с иностранцами»,
или Лингвистика глазами студента (на материале
анкет лингвистов-первокурсников) …………………. 148
Сведения об авторах ……………………………………. 155
SUMMARY ………………………………………………... 157
4
Стр.4