Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Бурятская комедия 2-й половины XX - начала XXI в.: особенности развития жанра

0   0
ИздательствоБурятский государственный университет
Страниц136
ID633964
АннотацияВ монографии представлена картина жанрового развития бурятской комедии. На материале произведений бурятских драматургов XX — начала XXI в. систематизированы и обобщены основные этапы развития комедии, определены ее основные жанровые формы и модификации. Исследование бурятской комедии позволило проследить закономерности реализации и трансформации национальных художественных традиций, характеризовать особенности национальной смеховой культуры, открытой тенденциям развития российских литератур в XX в. Книга адресована литературоведам, преподавателям литературы, студентам-филологам, всем, кто интересуется литературой Бурятии.
ISBN978-5-9793-1022-0
УДК821.521.31
ББК83.3(2=642)6
Бурятская комедия 2-й половины XX - начала XXI в.: особенности развития жанра / С.С. Имихелова, И.Г. Калмыкова .— Улан-Удэ : Бурятский государственный университет, 2017 .— 136 с. — ISBN 978-5-9793-1022-0 .— URL: https://rucont.ru/efd/633964 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ С. С. <...> Имихелова И. Г. Калмыкова БУРЯТСКАЯ КОМЕДИЯ 2-й ПОЛОВИНЫ XX — НАЧАЛА XXI в. <...> И 525 Бурятская комедия второй половины XX — начала XXI в.: особенности жанрового развития : монография / С. С. Имихелова, И. Г. Калмыкова. <...> ISBN 978-5-9793-0037-5 В монографии представлена картина жанрового развития бурятской комедии. <...> На материале произведений бурятских драматургов XX — начала XXI в. систематизированы и обобщены основные этапы развития комедии, определены ее основные жанровые формы и модификации. <...> Исследование бурятской комедии позволило проследить закономерности реализации и трансформации национальных художественных традиций, охарактеризовать особенности национальной смеховой культуры, открытой тенденциям развития российских литератур в XX в. <...> УДК 82 (571.54) ББК 83 (2Рос=Бур) ISBN 978-5-9793-0037-5 © Бурятский госуниверситет, 2017 ВВЕДЕНИЕ Определение жанровой специфики и жанровой принадлежности художественных произведений, а также процесс развития и обновления жанров остаются одним из актуальных вопросов в исследованиях, посвященных национальным литературам России. <...> В бурятской литературе непрерывный процесс жанрового развития отражает преемственность сформированных художественных традиций. <...> Комедия — один из самых востребованных и популярных жанров в бурятском искусстве, тесно связанный с традицией народной смеховой культуры и активными поисками жанрового разнообразия. <...> Исследователями бурятской драматургии уже отмечалось, что «ход развития бурятского театра существенно определила. традиция юмора и сатиры. <...> В данном исследовании ставится цель обобщить художественный опыт бурятской драматургии в жанре комедии, которая в XX в. была востребована бурятским театром, благодаря тому, что выросла на национальной почве и всегда отвечала нуждам народной жизни, идейно-эстетическим задачам времени. <...> Батожабая 1950-1960-х гг. прочно утвердилась <...>
Бурятская_комедия_2-й_половины_XX_-_начала_XXI_в._особенности_развития_жанра.pdf
Стр.1
Стр.2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ С. С. Имихелова И. Г. Калмыкова БУРЯТСКАЯ КОМЕДИЯ 2-й ПОЛОВИНЫ XX — НАЧАЛА XXI в. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЖАНРА МОНОГРАФИЯ Улан-Удэ Издательство Бурятского госуниверситета 2017
Стр.3
УДК 82 (571.54) ББК 83 (2Рос=Бур) И 525 Утверждено к печати редакционно-издательским советом Бурятского государственного университета Рецензенты С. А. Комаров, д-р филол. наук, профессор Тюменского государственного университета Л. С. Дампилова, д-р филол. наук, гл. науч. сотрудник Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН И. В. Булгутова, канд. филол. наук, доцент Бурятского государственного университета Имихелова С. С. И 525 Бурятская комедия второй половины XX — начала XXI в.: особенности жанрового развития : монография / С. С. Имихелова, И. Г. Калмыкова. Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2017. 132 с. ISBN 978-5-9793-0037-5 В монографии представлена картина жанрового развития бурятской комедии. На материале произведений бурятских драматургов XX — начала XXI в. систематизированы и обобщены основные этапы развития комедии, определены ее основные жанровые формы и модификации. Исследование бурятской комедии позволило проследить закономерности реализации и трансформации национальных художественных традиций, охарактеризовать особенности национальной смеховой культуры, открытой тенденциям развития российских литератур в XX в. Книга адресована литературоведам, преподавателям литературы, студентам-филологам, всем, кто интересуется литературой Бурятии. Imikhelova S. S. Buryat Comedy of the Second Half of the 20th — the Beginning of the 21st Century: Peculiarities of Genre Development : monograph / S. S. Imikhelova, I. G. Kalmykova. Ulan-Ude : Buryat State University Publishing Department, 2017. 132 p. ISBN 978-5-9793-0037-5 The monograph deals with the process of development of Buryat comedy genres. Based on materials of the plays by Buryat playwrights of the second half of the 20th — the beginning of the 21st century we have systematized and generalized the main stages of comedy development, defined its main genre forms and modifications. The study of Buryat comedy allows us to observe the patterns of realization and transformation of national artistic traditions, to characterize the features of national laugh culture, opened to the trends of the Russian literature development in the 20th century. The book is intended for literary scholars, teachers of literature, students, and everyone who is of interest in the literature of Buryatia. УДК 82 (571.54) ББК 83 (2Рос=Бур) ISBN 978-5-9793-0037-5 © Бурятский госуниверситет, 2017
Стр.4
ВВЕДЕНИЕ Определение жанровой специфики и жанровой принадлежности художественных произведений, а также процесс развития и обновления жанров остаются одним из актуальных вопросов в исследованиях, посвященных национальным литературам России. В бурятской литературе непрерывный процесс жанрового развития отражает преемственность сформированных художественных традиций. Он характерен и для драматических жанров, что определяется в первую очередь потребностями обновления репертуара национального театра. Комедия — один из самых востребованных и популярных жанров в бурятском искусстве, тесно связанный с традицией народной смеховой культуры и активными поисками жанрового разнообразия. Исследователями бурятской драматургии уже отмечалось, что «ход развития бурятского театра существенно определила... традиция юмора и сатиры. Ее национальная специфика выражается в особой остроте, емкости и выразительности конфликтов и характеров — качествах, обусловленных всем строем бурятского языка и речи, особым бурятским юмором...» [Имихелова, Фролова, с. 8]. Освоение стихии комического в его драматическом оформлении, широкий спектр смеховых средств, которые выразили остроту национального юмора, художественный потенциал развитой сатирической традиции — все это дает возможность выявить жизнеспособность национального искусства в исторических условиях XX — начала XXI в., векторы его дальнейшего художественного развития. В данном исследовании ставится цель обобщить художественный опыт бурятской драматургии в жанре комедии, которая в XX в. была востребована бурятским театром, благодаря тому, что выросла на национальной почве и всегда отвечала нуждам народной жизни, идейно-эстетическим задачам времени. В этом можно убедиться на примере первых бурятских комедий X. Намсараева, А. Шадаева, И. Дадуева. Обличая все то, что осталось народу в наследство от старого мира, они помогали освободиться от темноты и невежества, содействовали задачам строительства новой жизни. В комедиях Ц. Шагжина, Д. Батожабая 1950-1960-х гг. прочно утвердилась нравственная и социальная проблематика, были созданы яркие ха3
Стр.5
рактеры в традиционном жанре сатирической комедии. Семидесятые годы отмечены появлением нового поколения авторов в бурятской национальной драматургии, создавших первые образцы разных комедийных жанров — от «легкой», юмористической комедии до «серьезной» трагикомедии, соединяющей комический эффект с драматическим разрешением конфликта. На рубеже XX-XXI вв. бурятская комедия существенным образом изменилась под воздействием кризисных явлений переходной эпохи и проявила заметное жанровое обновление в воплощении лирико-юмористического и трагикомического мироощущения. Применительно к особенностям развития бурятской комедии необходимо вспомнить идею М. М. Бахтина о стадиальном делении жанров на группу старых жанров, к которым относятся трагедия и комедия, хранящие память о древнейшем времени тематического и жанрового единства, и группу новых жанров, лидерами которой являются трагикомедия и собственно драма. Идея эта в рамках нашей работы остаточно продуктивная. То есть существуют канонические и неканонические жанры, и есть принципиальная разница между ними. К старым, каноническим жанрам на современном этапе можно отнести сатирическую комедию, а к новым — лирическую комедию и трагикомедию, и между ними можно наблюдать не только соперничество и попытки вытеснения, но и взаимное обогащение. Тем не менее разница остается существенной: для «старого» жанра сатирической комедии характерно единство ценностных представлений писателя, читателя и героя (протагониста), их тождество в понимании должного. В изображаемом в них мире сказано решающее и последнее слово, определяющее тотальный характер завершения. В отличие от них трагикомедия и лирическая комедия связаны с релятивистским взглядом на действительность, они заявляют относительность любых ценностных представлений, стремятся к проблемной незавершенности. Напряженность, возникшая между двумя группами комедийных жанров, была отчасти нейтрализована нисхождением сатирической комедии (как и трагедии, которую ныне заместила драма, усилившая свои позиции). Она хотя и сохранила свое место в системе комедийных жанров, но в значительной степени изменилась под влиянием трагикомедии и лирической комедии. 4
Стр.6
В бурятском литературоведении исследованию бурятской комедии посвящены монографии В. Ц. Найдакова (1959, 1962), где путь ее развития прослеживался с появления самых первых одноактных рукописных пьес до создания ставших уже классическими драм и комедий X. Намсараева, Д. Батожабая, Н. Балдано, Ц. Шагжина. Одним из обобщающих и базовых трудов по исследованию драматургии стала монография В. Ц. Найдакова и С. С. Имихеловой «Бурятская советская драматургия» (1987), в которой анализировался художественный опыт развития бурятской драматургии в целом и комедии в частности на протяжении большого исторического периода — с начала XX века вплоть до 1970-х — начала 1980-х гг., рассматривались различные жанровые разновидности бурятской комедии, в том числе комедия водевильного характера и сатирическая комедия как опыт «высокой комедии». Тем не менее назрела необходимость исследований обобщающего и систематизирующего характера, посвященных бурятской комедии, в том числе комедии конца XX — начала XXI в. Попрежнему актуальна мысль исследователя, высказанная почти три десятилетия назад: «Вопрос о специфике бурятской комедии остается почти неразработанным в литературе» [Имихелова, 1985, с. 119]. Восполнить этот пробел призвана данная монография. 5
Стр.7
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение............................................................................................. 3 Глава I. Жанры бурятской комедии в историческом аспекте 1.1. Специфика жанровых форм и модификаций в бурятской комедии XX в......................................................................... 1.2. Роль сказочной традиции в бурятской сатирической комедии (на примере комедии «Будамшу» Ц. Шагжина)............ 25 6 Глава II. Роль традиций и новые тенденции в бурятской комедии 1950-1980-х гг.: 2.1. Традиции сатирической комедии в пьесах Д. Батожабая и А. Ангархаева................................................................................. 50 2.2. Б. Эрдынееваи Д. Дылгырова 1970-1980-х гг................................ 70 Глава III. Жанровое своеобразие современной бурятской комедии 3.1. Жанр комедии в драматургии Г. Башкуева.................. 81 3.2. Комедии Б. Ширибазарова в контексте жанрового развития драматургии начала XXI в...................................................... 98 Заключение...................................................................................... 115 Литература........................................................................................ 119 Тенденции жанрового обновления в комедиях
Стр.133