Подробно рассмотрены основные понятия, элементы, виды стратегии организаций, современные формы стратегической интеграции. <...> Впервыеметодыстратегического управлениябылиразработаны вСШАв начале 1970х гг. консультационной фирмой «МакКинси» и применены на практике в 1972 г. в компаниях «Дженерал Электрик», ИБМ, «Кокакола», «Техас Инстру ментс». <...> Сущность стратегического управления Стратегическое управление представляет собой деятельность по разработке и реализации стратегии в масштабе реального времени. <...> Объектом стратегического управления является стратегический процесс, кото рый включает следующие этапы: 1) исследование внутренней и внешней среды фирмы, в рамках которой она действует (стратегический анализ); 2) определение миссии, постановка целей, формулирование и окончательный выбор стратегических альтернатив и составление соответствующих планов (стра тегическое планирование); 10 Глава 1. <...> Это тем важнее, чем выше ожидаемая неустойчивость среды и острота конкуренции. <...> Виды стратегии Стратегии можно классифицировать по многим основаниям, поэтому рассмот рим лишь основные. <...> Стратегия Переход от производственных к рыночным стратегиям стал осуществляться в 1960е гг. в связи с насыщением рынков. <...> По своему характеру стратегия фирмы может быть наступательной, наступа тельнооборонительной и чисто оборонительной. <...> Концепция стратегического маркетинга, функции и зада чи отдела маркетинга, технология и результаты стратегической сегментации рын ка, стратегия ценообразования, стратегия охвата рынков, стратегия разработки и распространения новых товаров, ресурсная стратегия, стратегия стимулирования сбыта, стратегия рекламы, стратегия развития фирмы на перспективу, нормативы конкурентоспособности. <...> Анализ макроимикросре ды, инфраструктуры, техники, технологии, кадров, системы управления, анализ раздела «Стратегия маркетинга», выявление конкурентных преимуществ, выбор <...>
Стратегическое_управление.pdf
УДК 65.01(075.8)
ББК 65.290ÿ73
Â38
Электронные версии книг
на сайте www.prospekt.org
Веснин Â. Ð.
В38 Стратегическое управление: учебник. – Москва : Проспект,
2015. – 328 ñ.
ISBN 978-5-392-16449-3
В учебнике изложены теория и практика стратегического управления. Подробно
рассмотрены основные понятия, элементы, виды стратегии организаций,
современные формы стратегической интеграции. Вопросы стратегического
управления рассмотрены в условиях усиливающейся конкуренции, необходимости
повышения эффективности организационной деятельности и поиска наилучших
рыночных позиций. При подготовке текста использованы достижения
лучших зарубежных и отечественных авторов.
Для студентов, аспирантов, преподавателей, специалистов-управленцев,
а также всех интересующихся вопросами стратегического управления.
УДК 65.01(075.8)
ББК 65.290ÿ73
Учебное издание
Веснин Владимир Рафаилович
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Учебник
Оригинал-макет подготовлен компанией ООО «Оригинал-макет»
www.o-maket.ru; òåë.: (495) 726-18-84
Санитарно-эпидемиологическое заключение
¹ 77.99.60.953.Ä.004173.04.09 от 17.04.2009 ã.
Подписано в печать 20.07.2014. Формат 60 ƀ90 1/16.
Печать öèôðîâàÿ. Ïå÷. ë. 20,5. Тираж 100 ýêç. Заказ ¹
ООО «Проспект»
111020, ã. Ìîñêâà, óë. Áîðîâàÿ, ä. 7, ñòð. 4.
ISBN 978-5-392-16449-3
© ООО «Ïðîñïåêò», 2014
© Â. Ð. Âåñíèí, 2014
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1
КАК ВОЗНИКЛО СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ЧЕМ ОНО ЗАНИМАЕТСЯ?
Возникновение стратегического управления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Причины появления стратегического управления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
Сущность стратегического управления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
Разновидности стратегического управления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
Текущее управление . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
Вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
Глава 2
СТРАТЕГИЯ
Понятие стратегии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
Факторы, влияющие на стратегию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
Элементы стратегии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
Виды стратегии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
Это полезно знать . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
Содержание стратегии как документа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
Вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
Глава 3
ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ
Стратегическое решение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
Подходы к разработке стратегии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
Прогнозирование и его роль в разработке стратегии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
Выявление и анализ стратегических проблем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
Анализ действующей стратегии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43
Предпосылки эффективной реализации стратегии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45
Вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46
Глава 4
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ
Специфика стратегического планирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47
Цикл стратегического планирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
Стратегический план . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52
Целевые комплексные программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53
Бизнес-план . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55
Вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59
Стр.323
324
Содержание
Глава 5
СОВРЕМЕННАЯ ФИРМА И ОБЩИЙ АНАЛИЗ ЕЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Фирма и предприятие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .60
Чем определяются границы фирмы? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64
Внутренняя и внешняя среда фирмы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65
Общий анализ среды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 67
SWOT-анализ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70
Особенности современных фирм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73
Вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 75
Глава 6
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОТЕНЦИАЛА ФИРМЫ И ЕЕ СТРАТЕГИЙ
Внутренняя среда и потенциал фирмы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 76
Стратегический анализ персонала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 78
Анализ капитала фирмы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 80
Стратегический финансовый анализ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 82
Анализ эффективности использования стратегических ресурсов . . . . . . . . . . . . . 84
Стратегический инвестиционный анализ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 86
Анализ прибыльности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .89
Вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90
Глава 7
ТОВАР И РЫНОК
Товар . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 91
Ценностная цепочка и ее анализ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 94
Понятие рынка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 97
Анализ рынка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 99
Сегментация рынка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 102
Вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 105
Глава 8
ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ
Концепция жизненного цикла продукта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 106
Кривая обучения (опыта) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 112
Матрица Артур Литтл . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 112
Модель Ч. Хофера – Д. Шендела цикла развития рынка товара . . . . . . . . . . . . . . 117
Вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 119
Глава 9
КОНКУРЕНЦИЯ И КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА
Понятие конкуренции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 120
Виды конкуренции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123
Стратегический анализ конкурентов и конкуренции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 127
Стратегические конкурентные группы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 129
Вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 131
Стр.324
Содержание
Глава 10
КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ
Понятие конкурентных преимуществ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 132
Функциональные стратегии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 137
Конкурентные стратегии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 139
Ключевые факторы успеха и стратегические способности . . . . . . . . . . . . . . . . . 142
Конкурентоспособность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 144
Вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 148
Глава 11
СТРАТЕГИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНТНАЯ ПОЗИЦИЯ
Понятие позиционирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 149
Стратегии позиционирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 152
Концепция стратегического позиционирования В. Ефремова . . . . . . . . . . . . . . . 156
Агрессивные позиции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 156
Консервативные стратегические позиции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 156
Оборонительные позиции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 157
Конкурентные стратегические позиции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 158
Вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 158
Глава 12
РЫНОЧНАЯ СЕГМЕНТАЦИЯ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ
ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ЗОНЫ
Стратегические хозяйственные зоны (СХЗ) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 159
Подходы к формированию СХЗ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 160
Стратегические хозяйствующие единицы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 164
Вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 166
Глава 13
АНАЛИЗ И ВЫРАБОТКА СТРАТЕГИЙ С ПОМОЩЬЮ ПОРТФЕЛЬНЫХ МАТРИЦ
Понятие портфельного анализа и портфельных стратегий . . . . . . . . . . . . . . . . . 167
Модель Бостонской консалтинговой группы (БКГ) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 168
Планирование стратегий с помощью матрицы БКГ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 172
Модифицированная модель БКГ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 173
Модель Мак-Кинси . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 174
Матрица компании «Шелл» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 178
Корпоративные портфельные стратегии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 180
Вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 181
Глава 14
РЫНОЧНЫЕ СТРАТЕГИИ
Понятие и разновидности базовых стратегий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 182
Понятие конкурентной стратегии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 187
Стратегия лидерства в низких издержках . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 188
325
Стр.325
326
Содержание
Стратегия дифференциации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 190
Стратегия фокусирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 193
«Ролевые» рыночные стратегии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 194
Вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 196
Глава 15
СТРАТЕГИИ ДИВЕРСИФИКАЦИИ
Понятие диверсификации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 197
Типы диверсификации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 199
Стратегический анализ диверсификации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 203
Стратегии диверсификации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 206
Диверсифицированная и недиверсифицированная фирма . . . . . . . . . . . . . . . . . 208
Вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 209
Глава 16
СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ
Понятие и типы интеграции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 210
Организационные формы интеграции инсортингового типа . . . . . . . . . . . . . . . . . 213
Организационные формы интеграции аутсортингового типа . . . . . . . . . . . . . . . . 215
Финансово-промышленные группы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 217
Стратегические сети . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 220
Вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 222
Глава 17
ОТРАСЛЕВОЙ АНАЛИЗ И ОТРАСЛЕВЫЕ СТРАТЕГИИ
Понятие отрасли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 223
Отраслевой анализ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 226
Модель отраслевого анализа М. Портера . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 228
Бенчмаркинг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 232
Отраслевые стратегии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 233
Вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 234
Глава 18
МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТРАТЕГИИ
Современный международный бизнес . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 235
Субъекты международной хозяйственной деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 236
Международные стратегии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 244
Вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 249
Глава 19
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ СТРАТЕГИИ
Стратегия размещения и специализации производства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 250
Технологические стратегии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 251
Ресурсные стратегии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 255
Стратегии прибыли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 256
Стр.326
Содержание
327
Стратегии качества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 258
Стратегии инноваций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 260
Вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 264
Глава 20
ФИНАНСОВАЯ СТРАТЕГИЯ
Понятие финансовой стратегии и финансового стратегического планирования . . . . . . 265
Стратегия привлечения финансовых ресурсов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 266
Стратегия финансового инвестирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 269
Стратегический подход к управлению текущими финансовыми операциями . . . . . . . 272
Стратегии управления рисками и обеспечения финансовой устойчивости фирмы . . . . 273
Вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 279
Глава 21
СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
Общее понятие стратегии управления персоналом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 280
Стратегии привлечения и отбора персонала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 283
Стратегия развития персонала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 284
Стратегия перемещения персонала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 287
Стратегия занятости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 288
Вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 291
Глава 22
СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОМ
Место маркетинга в стратегическом управлении компанией . . . . . . . . . . . . . . . . 292
Стратегия управления товаром . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 296
Стратегии товародвижения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 297
Стратегии ценообразования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 300
Стратегии воздействия на потребителей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 304
Вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 306
Глава 23
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ
Предпосылки стратегических преобразований . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 307
Этапы стратегических преобразований . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 311
Причины сопротивления организационным изменениям . . . . . . . . . . . . . . . . . . 315
Вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 318
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 319
Стр.327