Рассмотрен процесс управления организацией (в том числе и рабочим временем), его цели, миссия и функции. <...> Рассмотрены стили руководства и проблемы взаимоотношений руководителя и коллектива, а также социально-психологические особенности отношений в коллективе и эффективность управления. <...> СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ 5.1. <...> Проблемные ситуации в управлении коллективом и методы их разрешения . <...> Значение социально-психологических факторов в достижении успеха в управленческой деятельности . <...> В процессе изучения курса студент должен научиться правильно делать акценты на функциях управления, оценивать эффективность механизма управления и степень управляемости, классифицировать факторы среды, выделять и определять степень важности того или иного фактора среды, влияющего на управленческие решения; научиться работать с информационной базой. <...> Социально-психологические особенности отношений в коллективе и эффективность управления. <...> Являясь особой социальной системой, организация имеет ряд специфических черт: • наличие цели (или целей); • иерархическое строение; • активность регламентируемого элемента; • способность людей, подлежащих организационному воздействию, оказывать встречные воздействия в ответ на управленческие решения. <...> Информация — это не любые данные о внешней и внутренней среде организации, а только те сведения, которые необходимы для принятия и реализации решений, для достижения целей. <...> В то же время задача может рассматриваться как цель более низкого уровня, промежуточная, достижение которой позволяет реализовать общую, главную цель организации. <...> Организационные структуры ностным качествам, распределенный с учетом социально-психологических факторов персонал позволяет использовать остальные ресурсы с максимальной эффективностью. <...> Организационная культура Одной из важнейших внутренних переменных организаций <...>
Основы_управления_(1).pdf
ББКУДК 65.01(075.8)
65.290.2я73
О-75
на сЭлектронные версии книг
айте www.prospekt.org
Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина.
Учебник подготовлен преподавателями кафедры экономики
Авторы:
С. Р. Бариев, канд. экон. наук, доц. — гл. 1;
Т. Е. Березкина, канд. экон. наук, доц. — гл. 3;
Н. А. Кислякова, канд. экон. наук, доц. — гл. 5;
З. К. Океанова, д-р экон. наук, проф. — гл. 4;
А. А. Петров, д-р экон. наук, проф. — гл. 2.
О-75 А. А. Петров. — Москва : Проспект, 2019. — 232 с.
Ответственный редактор — доктор экономических наук, профессор А. А. Петров.
Основы управления: учебное пособие для бакалавров / отв. ред.
ISBN 978-5-392-06889-0
В учебном пособии излагаются основные принципы и методы управления организацией.
Даются понятие и классификация организаций, законы их развития и функционирования.
Кратко излагаются управленческие типы организационных структур. Рассмотрен
процесс управления организацией (в том числе и рабочим временем), его цели,
миссия и функции. Описывается процесс разработки, принятия и реализации решений.
Рассмотрены стили руководства и проблемы взаимоотношений руководителя и коллектива,
а также социально-психологические особенности отношений в коллективе и эффективность
управления.
Для студентов бакалавриата, преподавателей и всех, кто интересуется проблемами
управления.
ББКУДК 65.01(075.8)
65.290.2я73
Ок Кислякова Наталия Александровна,
Березкина Татьяна Евгеньевна,
Учебное издание
еанова Зинаида Константиновна и др.
ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ
Подписано в печать 01.03. 2019. Формат 60×90 1
Учебное пособие
для бакалавров
Печать цифровая. Печ. л. 14,5. Тираж 20 экз.
ООО «Проспект»
111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, стр. 4.
ISBN 978-5-392-06889-0
© Коллектив авторов, 2012
© ООО «Проспект», 2012
/16
.
Стр.2
Оглавление
Предисловие ............................................................................................ 5
Введение .................................................................................................. 6
1.1. Понятие организации. Признаки и законы жизни организации .. 9
1.1.1. Понятие и классификация организации ............................... 9
1.1.2. Законы развития и функционирования организации .........13
1.1.3. Внешняя и внутренняя среда организации. .........................17
1.2. Управленческие типы организационных структур .......................23
1.3. Организационная культура ............................................................28
Контрольные вопросы .............................................................................31
ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ И ЕЕ ВИДЫ.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ
ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
2.1. Содержание управленческой деятельности ..................................32
2.2. Основные функции управления. Особенности управления
большим и малым коллективом. Факторы, влияющие
на структуру управления ................................................................42
2.2.1. Функция планирования. Система планов организации .....45
2.2.2. Планирование в организации ...............................................48
2.2.3. Современные подходы к стратегическому планированию
и его роль ...............................................................................50
2.2.4. Цели, миссия и видение организации. .................................51
2.2.5. Классификация целей организации. ....................................69
2.2.6. Построение дерева целей ......................................................72
2.2.7. Организация выполнения планов .......................................77
2.2.8. Функция мотивации в управлении ......................................82
2.2.9. Функция и методы контроля в организации .......................91
2.3. Норма управляемости ....................................................................97
2.4. Основы управления рабочим временем ......................................102
Контрольные вопросы ...........................................................................110
3.1. Коммуникации в организации .....................................................112
3.1.1. Управленческое взаимодействие: понятие, типы,
технологии ..........................................................................112
3.1.2. Управленческая информация, ее виды .............................116
3.1.3. Информационный обмен ..................................................119
3.1.4. Коммуникационные каналы движения управленческой
информации ........................................................................119
3.1.5. Помехи при обмене управленческой информацией..........127
ГЛАВА 3. КОММУНИКАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ.
ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
Стр.3
3.2. Принятие управленческих решений ............................................132
3.2.1. Понятие управленческого решения ...................................132
3.2.2. Виды управленческих решений. .........................................135
3.2.3. Процесс принятия управленческого решения ..................137
3.2.4. Этапы принятия решения. ..................................................141
3.2.5. Оценка эффективности управленческого решения ..........152
3.2.6. Оформление управленческих решений и контроль
за их выполнением ..............................................................156
Контрольные вопросы ...........................................................................162
4.1. Коллектив и рабочие группы, базовые характеристики ............163
4.2. Понятие власти. Формальная и реальная власть.
Формы власти ...............................................................................166
4.3. Стили руководства ........................................................................170
4.4. Делегирование полномочий .........................................................176
Контрольные вопросы ..........................................................................177
ГЛАВА 4. РУКОВОДИТЕЛЬ И КОЛЛЕКТИВ.
СТИЛИ УПРАВЛЕНИЯ
5.1. Человеческий фактор в управлении ............................................179
5.2. Социально-психологические основы формирования
личности .......................................................................................180
5.3. Личностные качества руководителя и подчиненных.
Роль и значение лидера ................................................................184
5.4. Отношения в коллективе. Законы коллектива,
его психологические характеристики. Управленческие
команды и их особенности ...........................................................192
5.5. Проблемные ситуации в управлении коллективом
и методы их разрешения ..............................................................198
5.6. Использование мотивации в управлении коллективом.
Социально-психологические методы управления ......................206
5.7. Значение социально-психологических факторов в достижении
успеха в управленческой деятельности .......................................211
Контрольные вопросы ..........................................................................213
ГЛАВА 5. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ
И ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ
Заключение ..........................................................................................215
Словарь основных терминов и понятий ................................................216
Список рекомендуемой литературы и нормативных актов ...................227
Стр.4