Г. М. Коджаспирова ПЕДАГОГИКА В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ Учебное пособие Издание второе, переработанное и дополненное Москва 2016 УДК 37(075.8) ББК 74я73 К55 Автор: Коджаспирова Галина Михайловна — доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры теории и истории педагогики Московского городского педагогического университета. <...> Соответствует Государственному образовательному стандарту для высшего профессионального образования и авторскому учебнику «Педагогика» (М., 2015). <...> УДК 37(075.8) ББК 74я73 Учебное издание Коджаспирова Галина Михайловна ПЕДАГОГИКА В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ Учебное пособие Оригинал-макет подготовлен компанией ООО «Оригинал-макет» www.o-maket.ru; тел. <...> 27 Педагогическая антропология как философская база воспитания . <...> 27 Личность как объект и субъект воспитания . <...> 62 Сущность и структура целостного педагогического процесса (ЦПП) . <...> 65 Принципы ЦПП и правила их реализации (по И.П. Подласому) . <...> 75 4 • Содержание Воспитательный процесс как часть целостного педагогического процесса . <...> 152 Содержание • 5 Методы организации жизнедеятельности и поведения воспитанников . <...> 195 Раздел III Субъекты целостного педагогического процесса . <...> 221 Образовательная организация как объект управления и руководства . <...> Пособие целесообразно использовать в сочетании с любыми учебными пособиями по педагогике и авторским учебником «Педагогика» (М., 2015). <...> РАЗДЕЛ I ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА О ВОСПИТАНИИ ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА О ВОСПИТАНИИ Педагогика как наука Педагогика как прикладная философия Категория «воспитание» Категория «формирование» Основные вопросы педагогики Этапы развития педагогики Цель воспитания Авторитарная и гуманистическая педагогика Типы, модели, виды воспитания и образования ПОЗИЦИЯ ЛИЧНОСТИ В ВОСПИТАНИИ Педагогическая антропология как философская база воспитания Личность как объект и субъект воспитания Соотношение воспитания и развития СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ Общая характеристика системы образования Структура <...>
Педагогика_в_схемах_и_таблицах._2-е_издание._Учебное_пособие.pdf
УДК 37(075.8)
ББК 74я73
К55
Электронные версии книг
на сайте www.prospekt.org
Автор:
Коджаспирова Галина Михайловна — доктор педагогических наук, профессор, профессор
кафедры теории и истории педагогики Московского городского педагогического
университета.
Рецензенты:
Куприянов Б. В. — доктор педагогических наук, профессор;
Полякова Л. В. — кандидат педагогических наук, доцент.
Коджаспирова Г. М.
К55
и доп. — Москва : Проспект, 2016. — 248 с.
ISBN 978-5-392-19919-8
Педагогика в схемах и таблицах : учебное пособие. — 2-е изд., перераб.
Пособие представляет собой курс педагогики, изложенный логико-графическим языком
схем, таблиц. Соответствует Государственному образовательному стандарту для высшего профессионального
образования и авторскому учебнику «Педагогика» (М., 2015). Предложенные в пособии
наглядные средства окажут помощь обучающимся в самостоятельном изучении курса педагогики,
в самопроверке, в процессе подготовки к экзамену. Пособие может широко использоваться
преподавателями педагогики на всех этапах изучения курса.
Учебное издание адресовано студентам, бакалаврам и магистрам, преподавателям вузов и средних
специальных педагогических учебных организаций, аспирантам, слушателям системы повышения
квалификации и переподготовки кадров, студентам и преподавателям непрофильных профессиональных
учебных заведений, где введена педагогика как учебная дисциплина, и всем, кто
интересуется педагогикой.
УДК 37(075.8)
ББК 74я73
Учебное издание
Коджаспирова Галина Михайловна
ПЕДАГОГИКА
В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ
Учебное пособие
Оригинал-макет подготовлен компанией ООО «Оригинал-макет»
www.o-maket.ru; тел.: (495) 726-18-84
Санитарно-эпидемиологическое заключение
№ 77.99.60.953.Д.004173.04.09 от 17.04.2009 г.
Подписано в печать 05.10.2015. Формат 60×901
Печать офсетная. Печ. л. 15,5. Тираж 1000 экз. Заказ №.
ООО «Проспект»
/16
111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, стр. 4.
ISBN 978-5-392-19919-8
© Коджаспирова Г. М., 2006
© Коджаспирова Г. М., 2015, с изменениями
© ООО «Проспект», 2015
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие .......................................................................................7
Раздел I
Педагогика как наука о воспитании ...................................................8
Педагогика как наука .....................................................................................9
Педагогика как прикладная философия ..................................................12
Категория «воспитание» ...........................................................................14
Категория «формирование» .....................................................................16
Основные вопросы педагогики ................................................................17
Этапы развития педагогики .....................................................................18
Современные подходы к воспитанию .....................................................19
Цель воспитания .......................................................................................22
Авторитарная и гуманистическая педагогика .........................................23
Типы, модели, виды воспитания и образования
(Н. В. Бордовская, А. А. Реан) ..................................................................25
Позиция личности в воспитании...................................................................27
Педагогическая антропология как философская база воспитания ........27
Личность как объект и субъект воспитания ............................................29
Соотношение воспитания и развития .....................................................32
Система образования и воспитания ..............................................................33
Общая характеристика системы образования .........................................33
Структура системы образования (ст. 10 Закона «Об образовании в РФ») ...35
Инклюзивное образование .......................................................................40
Детские и молодежные общественные объединения ..............................43
Тенденции развития систем образования за рубежом ............................48
Методология педагогики ..............................................................................52
Научное педагогическое исследование ...................................................53
Методы педагогического исследования ..................................................57
Опытная работа .........................................................................................59
Раздел II
Характеристика целостного педагогического процесса ....................60
Педагогический процесс ...............................................................................62
Сущность и структура целостного педагогического процесса (ЦПП) ...62
Закономерности целостного педагогического процесса ........................65
Принципы ЦПП и правила их реализации (по И.П. Подласому) ..........66
Педагогическая деятельность ...................................................................72
Педагогическое мастерство ......................................................................75
Стр.3
4 •
Содержание
Воспитательный процесс как часть целостного педагогического
процесса .......................................................................................................77
Воспитательный процесс .........................................................................77
Воспитательная система школы ...............................................................80
Классный руководитель .......................................................................81
Тьютор ...................................................................................................82
Педагогическая поддержка ......................................................................84
Процесс обучения .........................................................................................85
Дидактика как научная дисциплина ........................................................85
Соотношение познания и учения ............................................................87
Сущность учебного процесса ...................................................................88
Двусторонний характер процесса обучения ............................................92
Учебная деятельность ...............................................................................94
Проблемное обучение ..............................................................................99
Программированное обучение ...............................................................101
Поэтапное формирование умственных действий
(П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина) .........................................................104
Концепции развивающего обучения .....................................................105
Дидактическая система Л. В. Занкова . ..............................................105
Теория содержательного обобщения и формирования учебной
деятельности Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова ..............................106
Технология гуманной педагогики Ш. А. Амонашвили .....................108
Современные образовательные технологии ..........................................109
Технология полного усвоения знаний ...............................................109
Технология разноуровневого обучения .............................................111
Технология коллективного взаимообучения .....................................113
Технология модульного обучения ......................................................114
Технология проектной деятельности .................................................115
Содержание образования и воспитания ......................................................118
Научные основы определения содержания ...........................................118
Носители содержания образования .......................................................121
Учебник ...................................................................................................123
Содержание компонентов базовой личности ..............................................125
Культура жизненного самоопределения ................................................125
Интеллектуальная культура личности ...................................................127
Информационная культура личности....................................................129
Нравственная культура личности ..........................................................130
Гражданская культура личности ............................................................133
Культура труда и экономическая культура личности ............................134
Экологическая культура личности .........................................................137
Эстетическая культура личности ...........................................................138
Физическая культура личности ..............................................................140
Культура межполовых отношений личности ........................................142
Гендерная культура личности ................................................................146
Общечеловеческое воспитание ..............................................................149
Методы целостного педагогического процесса ..........................................151
Методы воспитания ................................................................................151
Методы формирования сознания личности ..........................................152
Стр.4
Содержание
• 5
Методы организации жизнедеятельности и поведения воспитанников ...153
Методы стимулирования деятельности и поведения ............................154
Требование ..........................................................................................155
Поощрение и наказание......................................................................157
Методы контроля и самоконтроля в воспитании ..................................158
Методы самовоспитания ........................................................................159
Методы обучения ....................................................................................162
Методы организации и осуществления учебно-познавательной
деятельности ...........................................................................................163
Беседа как метод обучения..................................................................165
Упражнение как метод обучения ........................................................166
Самостоятельная работа .....................................................................167
Методы стимулирования и мотивации учения .....................................170
Методы контроля и самоконтроля в обучении .....................................171
Технология активного обучения ............................................................173
Выбор методов целостного педагогического процесса ................................176
Средства целостного педагогического процесса .........................................177
Классификация средств целостного педагогического процесса ..........178
Компьютерные технологии ....................................................................182
Формы организации целостного педагогического процесса ........................183
Классификация форм организации
целостного педагогического процесса ...................................................183
Формы организации обучения ...............................................................184
Урок .......................................................................................................185
Требования к уроку .................................................................................185
Структурные элементы урока .................................................................186
Трудности при проведении уроков
и пути их преодоления ............................................................................187
Учебные экскурсии .................................................................................188
Коллективные творческие дела (КТД) ..................................................189
Педагогическая технология и педагогическая техника ..............................190
Педагогическая технология ....................................................................190
Педагогическая техника .........................................................................191
Речь учителя ............................................................................................192
Педагогическое общение........................................................................193
Конфликты в педагогической деятельности .........................................195
Раздел III
Субъекты целостного педагогического процесса ............................ 197
Ребенок в учебно-воспитательном взаимодействии ...................................198
Субъектность позиции воспитанника ...................................................198
Трудновоспитуемость .............................................................................199
Классификация трудновоспитуемых детей и подростков ....................200
Семья как субъект социализации и воспитания ..........................................202
Семья .......................................................................................................202
Стр.5
6 •
Содержание
Семейное воспитание .............................................................................203
Взаимодействие семьи и школы ............................................................206
Учитель как субъект педагогического процесса .........................................208
Детский коллектив в формировании личности ...........................................212
Коллектив и его признаки ......................................................................212
Этапы развития детского коллектива ....................................................214
Основные пути формирования детского коллектива ............................216
Личность и коллектив .............................................................................217
Раздел IV
Управление образовательными системами ..................................... 218
Управление образовательными системами
как отрасль научного знания ..................................................................219
Управленческий труд в образовательной организации .........................221
Образовательная организация как объект управления и руководства .223
Школа функционирования и школа развития ......................................224
Педагогическая инноватика ...................................................................226
Организационная культура школы ........................................................228
Научная организация педагогического труда (НОПТ) .........................230
Психологический климат школы ...........................................................231
Руководитель в системе управления ......................................................232
Школьное самоуправление ....................................................................234
Адаптация молодого учителя .................................................................236
Внутришкольный контроль....................................................................237
Мониторинг качества образования........................................................239
Использованная литература ........................................................... 244
Стр.6