—448 с. и виды речевой деятельности, дана характеристика основных механизмов речи. <...> Пониманием культуры речи как культуры речевой деятельнос ти обусловлено включение в структуру пособия таких разделов, как «Этические и коммуникативные нормы», «Культура несло весной речи», «Текст как единица общения». <...> В главе, посвящен ной анализу текста как единицы общения, рассматривается спе цифика и виды речевой деятельности, дается краткая характери стика основных механизмов речи, что позволяет показать, как языковые и речевые, этические и коммуникативные нормы обес печивают процесс создания и восприятия текстового сообщения. <...> В главе «Культура несловесной речи» описывается специфи ка жестовомимического поведения в процессе общения, роль голоса и интонации в коммуникации, подчеркивается необходи мость соблюдения норм, связанных с использованием невер бальных средств общения. <...> При этом литературный язык охватывает все основные сферы общения: повседневную (бытовую), научную, официаль ноделовую, публичную и сферу искусства слова. <...> Это нормы произнесения слов (орфоэпия), написания слов (орфография), расстановки знаков препинания (пунктуация) и др. (подробнее о правильности речи — в главе «Коммуникативные качества речи»). <...> Речь представляет собой способ реализации всех функций языка, прежде всего — коммуникативной. <...> По сути, вся наша жизнь с тех пор, как мы начинаем говорить, и до тех пор, когда скажем последнее слово, — это одна большая речь, в которой меняются обстоятельства, адресат, предмет речи, форма (уст ная или письменная) и пр., но мы продолжаем говорить (или пи сать). <...> Речь представляет собой, как правило, деятельность одного человека — говорящего или пишущего, поэтому она является отражением разнообразных особенностей этого человека. <...> Сле довательно, речь изначально субъективна, потому что говоря щий или пишущий сам отбирает содержание своей речи, отра жает в ней свое индивидуальное <...>
Русский_язык_и_культура_речи.pdf
УДК 811.161.1:808.5(075.8)
ББК 81.2Ðóñ-923
È76
Электронная версия книг
на сайте www.prospekt.org
Авторы:
Í. À. Ипполитова, ä-ð ïåä. íàóê, ïðîô. —ïðåäèñëîâèå, ãë. 2,§2ãë.5(â соавторстве
с Ì. Ð. Ñàâîâîé), § 5 ãë. 8, заключение; Î. Þ. Êíÿçåâà, êàíä. ïåä. íàóê,
äîö. — ãë. 7, 8; Ì. Ð. Ñàâîâà, êàíä. ïåä. íàóê, äîö. — ââåäåíèå; ãë. 1, 3, 4, 5
(§ 2 в соавторстве с Í. À. Èïïîëèòîâîé), 6.
И76 Русский язык и культура речи: учебник / под ред. Н. А. Ипполитовой.
—Ìîñêâà : Ïðîñïåêò, 2015. — 448 ñ.
Ипполитова Í. À., Князева Î. Þ., Савова Ì. Ð.
ISBN 978-5-392-16763-0
В учебнике рассмотрены теоретические основы культуры речи, специфика
и виды речевой деятельности, дана характеристика основных механизмов речи.
Имеющиеся в учебнике задания для самостоятельной работы активизируют познавательную
деятельность, контролируют ее результаты, формируют коммуникативно-речевые
умения.
Учебник написан в соответствии с государственным образовательным стандартом
высшего образования Российской Федерации.
Для студентов, аспирантов, преподавателей вузов.
УДК 811.161.1:808.5(075.8)
ББК 81.2Ðóñ-923
Учебное издание
Ипполитова Наталья Александровна,
Князева Ольга Юрьевна,
Савова Марина Робертовна
РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
Учебник
Оригинал-макет подготовлен компанией ООО «Оригинал-макет»
www.o-maket.ru; òåë.: (495) 726-18-84
Санитарно-эпидемиологическое заключение
¹ 77.99.60.953.Ä.004173.04.09 от 17.04.2009 ã.
Подписано в печать 15.08.2014. Формат 60 ƀ 901/16.
Ïå÷. ë. 28,0. Тираж 100 ýêç. Заказ ¹
111020, ã. Ìîñêâà, óë. Áîðîâàÿ, ä. 7, ñòð. 4.
ООО «Проспект»
ISBN 978-5-392-16763-0
© Í. À. Ипполитова, Î. Þ. Êíÿçåâà,
Ì. Ð. Ñàâîâà, 2005
© ООО «Ïðîñïåêò», 2008
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
§ 1. Язык . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
§ 2. Речь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
§ 3. Культура . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Глава 1. Культура общения . . . . . . . . . . . . . . . .
§ 1. Что такое общение . . . . . . . . . . . . . . . . .
§ 2. Общение и коммуникация . . . . . . . . . . . . .
§ 3. Виды и формы общения . . . . . . . . . . . . . .
§ 4. Как добиться оптимального общения . . . . . . .
Глава 2. Текст в структуре общения . . . . . . . . . . .
§ 1. Что такое речевая деятельность . . . . . . . . . .
§ 2. Механизмы речи . . . . . . . . . . . . . . . . . .
§ 3. Виды речевой деятельности . . . . . . . . . . . .
§ 4. Чтение как вид речевой деятельности . . . . . . .
§ 5. Текст (высказывание) как единица общения . . .
§ 6. Речевые жанры . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
§ 7. Категории текста . . . . . . . . . . . . . . . . . .
§ 8. Стилистическая окраска текста . . . . . . . . . .
§ 1. Культура речи как компонент культуры в целом .
§ 2. Культура речи как культура речевой деятельности
§ 3. Речевая культура общества и речевая культура
личности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
§ 4. Критерии оценки культуры речи . . . . . . . . .
§ 5. Нормированность как механизм культуры речи .
§ 6. Уровни культуры речи . . . . . . . . . . . . . . .
§ 1. Коммуникативная ситуация . . . . . . . . . . . .
§ 2. Этические нормы . . . . . . . . . . . . . . . . . .
§ 3. Коммуникативные нормы . . . . . . . . . . . . . .
§ 4. Речевой этикет . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
§ 1. Уместность речи . . . . . . . . . . . . . . . . . .
§ 2. Богатство речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
§ 3. Чистота речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
§ 4. Точность речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
§ 5. Логичность речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3
5
6
12
16
28
28
32
42
52
62
62
67
71
84
89
91
93
96
Глава 3. Культура речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . 111
111
118
121
124
127
133
Глава 4. Этические и коммуникативные нормы . . . . . 139
139
155
165
176
Глава 5. Коммуникативные качества речи . . . . . . . . 184
184
194
216
225
240
Стр.438
Содержание 439
§ 6. Доступность речи . . . . . . . . . . . . . . . . . .
§ 7. Выразительность речи . . . . . . . . . . . . . . .
§ 8. Правильность речи . . . . . . . . . . . . . . . . .
§ 1. Основные виды и функции невербальных средств
§ 2. Основные аспекты культуры несловесной речи . .
§ 3. Визуальные невербальные средства . . . . . . . .
§ 4. Акустические невербальные средства . . . . . . .
§ 1. Особенности устной и письменной речи . . . . . .
§ 2. Публичная речь и ее особенности . . . . . . . . .
Глава 8. Жанры устной и письменной речи . . . . . . .
§ 1. Роды и виды публичных выступлений . . . . . .
§ 2. Аргументирующая речь . . . . . . . . . . . . . .
§ 3. Информирующая речь . . . . . . . . . . . . . . .
§ 4. Эпидейктическая речь . . . . . . . . . . . . . . .
§ 5. Вторичные тексты: жанровое своеобразие . . . .
§ 6. Конспект . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
§ 7. Аннотация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
§ 8. Реферат . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Список использованной литературы . . . . . . . . . . .
Список рекомендуемой литературы . . . . . . . . . . . .
257
272
285
Глава 6. Культура несловесной речи . . . . . . . . . . . 304
304
315
319
330
Глава 7. Культура устной и письменной речи . . . . . . 336
336
349
372
372
376
388
397
406
412
414
418
425
433
437
Стр.439