Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Логика, методология, аргументация в научном исследовании (5000,00 руб.)

0   0
Первый авторДемина Л. А.
АвторыПржиленский В. И.
ИздательствоМ.: Проспект
Страниц160
ID632645
АннотацияВ предлагаемом учебнике излагаются логические, методологические и аргументационные основания научного исследования. Целью а второв учебника является всесторонняя подготовка аспирантов как к научно-исследовательской, так и педагогической деятельности. Именно на это направлен оригинальный синтез логических знаний, методологических умений и аргументационной практики, представленный в настоящем издании. Курс методологии научного исследования является не только междисциплинарным, но и полидисциплинарным. Методология и логика как философские дисциплины, имеющие богатую историю и внушительный опыт развития теоретического знания, соединяются с аргументацией как целенаправленной социальной деятельностью, выраженной в языке, и практикой аргументации. Сфера современной правовой и юридической деятельности в России требует от ее участников последовательности, доказательности, аргументированности выводов и принимаемых решений. В связи с этим в курсе особое внимание обращается как на общеметодологические и логико-гносеологические аспекты аргументации, так и на практику ее осуществления.
ISBN978-5-392-24264-1
УДК165(075.8)
ББК87.4я73
Демина, Л.А. Логика, методология, аргументация в научном исследовании : учебник для аспирантов / В.И. Пржиленский; Л.А. Демина .— Москва : Проспект, 2017 .— 160 с. — ISBN 978-5-392-24264-1 .— URL: https://rucont.ru/efd/632645 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Методология и логика как философские дисциплины, имеющие богатую историю и внушительный опыт развития теоретического знания, соединяются с аргументацией как целенаправленной социальной деятельностью, выраженной в языке, и практикой аргументации. <...> Логическая культура традиционно рассматривается как признак честности научного исследования, и в этом смысле неразрывно связана с этикой ученого. <...> О древнем, мифологическом сознании мы говорим как о «дологическом», указывая на его художественно-образный характер, основанный на ассоциациях и антропоморфных аналогиях, зафиксированных в языке (нога у человека — подножье горы и т. п.) <...> Логика как средство научного познания ньяя — школы, в которой были наиболее последовательно разработаны основы диалектики, логики и теории аргументации. <...> Таким образом, мы можем говорить о том, что в Древней Индии были разработаны рациональные основы ведения диспутов и дискуссий, т. е. того, что мы сегодня называем теорией и практикой аргументации, но не логикой. <...> — Следовательно, будучи отцом, он твой отец, так что отцом твоим оказывается пес, а ты сам — брат щенятам. <...> В рамках логики Аристотелем впервые был создан аппарат дедукции, разработан дедуктивный метод вывода, суть которого в том, что, следуя определенным правилам, мы из истинных посылок всегда получим истинное заключение. <...> Широкое использование в ней символических языков и ориентация на обоснование математического знания породили еще одно название современной логики — математическая логика. <...> Современная логика разделяется на классическую — основанную на принципе двузначности (т. е. каждое высказывание рассматривается либо как истинное, либо как ложное) и неклассическую. <...> Логическая культура Логика, которую мы с Вами будем изучать, — это традиционная формальная логика. <...> Формальное поведение — это внешние действия человека, происходящие в соответствии с заранее заданными правилами. <...> Формальное поведение <...>
Логика,_методология,_аргументация_в_научном_исследовании._Учебник_для_аспирантов.pdf
ББК 66.0я7УДК 32.001:165(075.8) Д30 3 Авторы: Электронные версии книг на сайте www.prospekt.org Демина Л. А., доктор философских наук, профессор — введение; раздел 1, §1–5; раздел 3, §1–5; практикум 1; Пржиленский В. И., доктор философских наук, профессор — раздел 1, §1–4, практикум 2. Учебник подготовлен преподавателями кафедры философии Московской государственной юридической академии имени О. Е. Кутафина. Рецензенты: Федоровский А. П., доктор философских наук, профессор, проректор по науке и связям с общественностью АНО ВО «Северо-Кавказский социальный институт»; Песоцкий В. А., доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии Московского государственного областного университета. Ответственный редактор: Демина Л. А., доктор философских наук, профессор. Демина Л. А., Пржиленский В. И. Д30 Логика, методология, аргументация в научном исследовании : учебник для аспирантов / отв. ред. Л. А. Демина. — Москва : Проспект, 2017. — 160 с. ISBN 978-5-392-24264-1 В предлагаемом учебнике излагаются логические, методологические и аргументационные основания научного исследования. Целью а второв учебника является всесторонняя подготовка аспирантов как к научно-исследовательской, так и педагогической деятельности. Именно на это направлен оригинальный синтез логических знаний, методологических умений и аргументационной практики, представленный в настоящем издании. Курс методологии научного исследования является не только междисциплинарным, но и полидисциплинарным. Методология и логика как философские дисциплины, имеющие богатую историю и внушительный опыт развития теоретического знания, соединяются с аргументацией как целенаправленной социальной деятельностью, выраженной в языке, и практикой аргументации. Сфера современной правовой и юридической деятельности в России требует от ее участников последовательности, доказательности, аргументированности выводов и принимаемых решений. В связи с этим в курсе особое внимание обращается как на общеметодологические и логико-гносеологические аспекты аргументации, так и на практику ее осуществления. ББКУДК 32.001:165(075.8) 66.0я73 ISBN 978-5-392-24264-1 © Демина Л. А., Пржиленский В. И., 2017 © ООО «Проспект», 2017
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение .............................................................................................................................3 Раздел 1 § 1. Логика в системе культуры, истории науки и философии ................................6 § 2. Предмет логики. Логическая культура .............................................................16 § 3. Язык и мышление. Основные принципы логического анализа языка ...........20 § 4. Логическая форма и правильность мышления ................................................28 § 5. Логика и правовое мышление ..........................................................................29 ЛОГИКА КАК СРЕДСТВО НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ § 1. Метод и методология науки ..............................................................................31 § 2. Методы научного познания и их классификация ...........................................37 § 3. Философские основания науки ........................................................................47 § 4. Методологические программы и их роль в развитии науки ............................55 МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Раздел 2 § 1. Теория доказательства как идеальная модель аргументации ..........................66 § 2. Коммуникативная модель аргументации .........................................................75 § 3. Представление аргументации ...........................................................................78 § 4. Структура сложной аргументации ....................................................................83 § 5. Обоснование и классификация способов аргументации ................................85 АРГУМЕНТАЦИЯ В НАУЧНОМ ИССЛЕДОВАНИИ Раздел 3 Практикум и тесты к разделу 3.1 ............................................................................120 Практикум и тесты к разделу 3.2 ............................................................................124 Практикум и тесты к разделу 3.3 и 3.4 ...................................................................130 Практикум и тесты к разделу 3.5 ............................................................................140 ПРОБЛЕМЫ НАУЧНОЙ АРГУМЕНТАЦИИ Практикум 1 Занятие 1. Позитивистские, неопозитивистские и постпозитивистские подходы к анализу науки ....................................................................148 ПРЕДМЕТ И ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ НАУКИ Практикум 2 Занятие 2. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции ............................................................................................150 Занятие 3. Структура и динамика научного знания ............................................153 Занятие 4. Социокультурные и институциональные аспекты функционирования современной науки ...........................................155 Рекомендуемая литература .............................................................................................158
Стр.159