Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Здоровьесберегающие технологии и профилактика ВИЧ/СПИД и наркомании в образовательной среде

0   0
АвторыНастинова Кермен Ивановна, Абушинова Надежда Норминовна
ИздательствоДжангар
Страниц77
ID310424
АннотацияВ учебном пособии отражен важный аспект здоровьесберегающих технологий по профилактике наркомании, ВИЧ/СПИДА в образовательной среде. Разработана образовательная программа на основе 3-х образовательно-тематических модулях: 1-ый модуль - Информационный, 2-ой модуль - Интерактивные методы обучения психолого-педагогическим технологиям ведения профилактической работы в подростковой и молодежной; 3-й модуль - Технология проектной деятельности при разработке региональных систем профилактики ВИЧ/СПИД среди молодежи. - Элиста : Джангар, 2009. - 152 с.
Кому рекомендованостудентам медицинских и биологических факультетов, может быть использована на занятиях в средних общеобразовательных школах
УДК572
ББК28.7
Здоровьесберегающие технологии и профилактика ВИЧ/СПИД и наркомании в образовательной среде / К.И. Настинова, Н.Н. Абушинова .— Элиста : Джангар, 2009 .— 77 с. — URL: https://rucont.ru/efd/310424 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПРОФИЛАКТИКА ВИЧ/СПИД И НАРКОМАНИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ 3 ВВЕДЕНИЕ «Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка - . это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества» (В. А. Су хомлинский) В Конвенции о правах ребенка подчеркивается, что современное образование должно стать здоровье сберегающим, поэтому сохранение и укрепление здоровья учащихся становится одной из важнейших задач образовательного учреждения. <...> Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии здоровый образ жизни, на формиро 4 вание которого мы можем и должны повлиять. <...> /3291) по проекту «Региональные особенности формирования здоровьесберегающей образовательной среды и повышение качества обучающихся на основе мониторинга физического и психического здоровья» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПРОФИЛАКТИКА ВИЧ/СПИД И НАРКОМАНИИ, В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ» Цель образовательной программы - профессиональная подготовка специалистов, способных организовывать комплексные мероприятия по построению региональной системы профилактики ВИЧ/'СГШД в образовательной среде. <...> Задачи программы - обучить специалистов образования следующим технологиям: 1) Технологиям проведения профилактической работы с молодежью. <...> 2) Технологиям инициации и разработки программ и проектов по профилактике ВИЧ/СПИД среди молодежи на нескольких организационных уровнях: • на уровне образовательного учреждения - психологопедагогические учебно-воспитательные программы и проекты, ориентированные на молодежь, родительскую и педагогическую общественность; • на уровне общественности региона - социальнопедагогические и просветительские проекты и программы, формирующие активную социальную среду региона; • на уровне регионального Центра по профилактике ВИЧ/ СПИД <...>
Здоровьесберегающие_технологии_и_профилактика_ВИЧСПИД_и_наркомании_в_образовательной_среде.pdf
Настинова К.И. Абушинова Н.Н. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПРОФИЛАКТИКА ВИЧ/СПИД И НАРКОМАНИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Стр.1
3 ВВЕДЕНИЕ «Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка - ... это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества» (В. А. Су хомлинский) В Конвенции о правах ребенка подчеркивается, что современное образование должно стать здоровье сберегающим, поэтому сохранение и укрепление здоровья учащихся становится одной из важнейших задач образовательного учреждения. Здоровье детей отнесено к приоритетным направлениям социальной политики в области образования, что находится в соответствии со ст.51 Федерального закона «Об образовании». Здоровье человека- это главная ценность жизни, которую не купить ни за какие деньги, его надо сохранять, оберегать и улучшать смолоду, с первых дней жизни. Здоровьесберегающая образовательная технология представляется как функциональная система организационных способов управления учебно-познавательной и практической деятельностью учащихся, научно и инструментально обеспечивающая сохранение и укрепление их здоровья. Понятие «здоровье» отражает качество приспособления организма к условиям среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания. Само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов. Поведение человека всегда направлено на удовлетворение потребностей. Каждая личность характеризуется своим, индивидуальным способом их удовлетворения, поэтому поведение людей разное и зависит в первую очередь от воспитания. Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии здоровый образ жизни, на формиро
Стр.2
4 вание которого мы можем и должны повлиять. Здоровый образ жизни ЗОЖ выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья. К сожалению, в иерархии потребностей, удовлетворение которых лежит в основе человеческого поведения, здоровье находится далеко не на первом плане, а по сути своей именно оно должно стать первейшей потребностью. Особенно это касается молодых людей, которые пока еще здоровы, о здоровье не думают (нет потребности в его сохранении и укреплении) и лишь потом, растратив его, начинают ощущать выраженную потребность в нем. Знания людей о здоровом образе жизни должны стать их убеждениями. И именно образовательные учреждения должна способствовать воспитанию у детей привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья. Положив в основу своей деятельности фразу «Компетентный учитель - здоровый ученик», мы должны стремиться использовать разнообразные приемы здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе для сохранения и укрепления здоровья детей, формирования устойчивой мотивации на здоровый образ жизни. Педагоги, являясь носителями общей культуры, должны быть и носителями культуры здоровья, пропагандировать здоровый образ жизни как высшую ценность, как норму повседневной жизни, как предпосылку успешной учебной деятельности Данное учебное пособие написано в рамках выполнения аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы» (проект № 2.2.3.3./3291) по проекту «Региональные особенности формирования здоровьесберегающей образовательной среды и повышение качества обучающихся на основе мониторинга физического и психического здоровья» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПРОФИЛАКТИКА ВИЧ/СПИД И НАРКОМАНИИ, В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ» Цель образовательной программы - профессиональная подготовка специалистов, способных организовывать комплексные мероприятия по построению региональной системы профилактики ВИЧ/'СГШД в образовательной среде. Задачи программы - обучить специалистов образования следующим технологиям: 1) Технологиям проведения профилактической работы с молодежью. 2) Технологиям инициации и разработки программ и проектов по профилактике ВИЧ/СПИД среди молодежи на нескольких организационных уровнях: • на уровне образовательного учреждения - психологопедагогические учебно-воспитательные программы и проекты, ориентированные на молодежь, родительскую и педагогическую общественность; • на уровне общественности региона - социальнопедагогические и просветительские проекты и программы, формирующие активную социальную среду региона; • на уровне регионального Центра по профилактике ВИЧ/ СПИД - социально-педагогические, учебно-методические и профессионально управленческие программы и проекты. • на уровне администрации региона - социокультурные и межведомственные программы профилактических работ. 3) Технологиям наращивания кадрового, организационного, технологического, информационного, политического потенциала проекта и укрепления структуры его управления: • привлечение волонтеров: • создание попечительских советов; • взаимодействие с фондами и организациями, осуществляющих поддержку работ по профилактике ВИЧ/СПИД; 5
Стр.3
6 • освоение технологий проектной деятельности; • освоение передовых психолого-педагогических и социальных технологий по профилактике ВИЧ/СПИД среди молодежи; • разработка стратегий работы со СМИ. Представленная образовательная программа предназначена для широкого круга специалистов, занимающихся профилактикой ВИЧ/СПИД среди молодежи: представителей администрации (регионов, районов, муниципальных округов), учреждений образования, социальной сферы и общественных организаций. Содержание программы: 72 часа: из них 48 часов - очное обучение, 24 часа - дистанционное. Программа состоит из 3-х образовательно-тематических модулей: 1-й модуль: Информационный (28 часов) - содержит информацию о ВИЧ/СПИД инфекции, способах передачи ВИЧ-инфекции, особенностях эпидемиологии ВИЧинфекции. Концептуальные теоретические знания ведения работы по профилактике ВИЧ/СПИД инфекции из мирового и отечественного опыта. Главная цель модуля: дать наиболее достоверную и разноплановую информацию, представленную различными государственными ведомствами, учреждениями и профильными институтами (Министерством образования и науки Российской Федерации, НИИ Наркологии, Государственным научным центром социальной и судебной психиатрии им В.П.Сербского, ВНИИ МВД России, ООН в рамках Глобальной инициативы по профилактике ВИЧ/СПИД на территории России). 2-й м о д у л ь : Интерактивные методы обучения психологопедагогическим технологиям ведения профилактической работы в подростковой и молодежной среде (20 часов) - представлен различными интерактивными психологопедагогическими технологиями. 7 Главная цель модуля: обучение участников семинара интерактивным психолого-педагогическим технологиям ведения профилактической работы с различными целевыми группами (молодежью, их родителями, педагогами, специалистами, государственными и общественными организациями) и носят методическую направленность. ■1-й м о д у л ь : Технология проектной деятельности при разработке региональных систем профилактики ВИЧ/СПИД среди молодежи (24 часа, дистанционно) представлен работой в проблемно-проектных группах. Главная цель модуля: обучение участников семинара культуре проектной деятельности при разработке региональных систем по профилактике ВИЧ/СПИД среди молодежи. Предлагаемая образовательная программа является стартовым звеном в комплексе мероприятий, направленных на построение региональной системы профилактики ВИЧ/СПИД среди молодежи. Цель: - формирование профессиональной позиции по отношению к проблеме ВИЧ/СПИД инфицирования; - знакомство с психолого-педагогическими технологиями и практическое освоение основных техник, обеспечивающих создание, функционирование и развитие системы профилактики ВИЧ/СПИД среди молодежи; - овладение основами проектной деятельности по разработке региональных программ профилактики ВИЧ/СПИД. 1-й модуль (28 часов). 1. Теоретико-методологические проблемы профилактики социально-значимых заболеваний. Концепция превентивного обучения в области ВИЧ/СПИДа в Российской Федерации. (3 часа) 2. Избранные вопросы иммунологии и клиники ВИЧ/СПИДа. (8 часов) 3. Введение в проблему потребления I1AB и наркомании. (8 часов)
Стр.4
8 4. Профилактика: ее виды, цели, задачи, принципы. Профилактические программы и стратегии их внедрения. (6 часов) 5. Система образования в профилактике наркомании, ВИЧ/ СПИДа. Проблемы первичной профилактики в образовательной среде. (3 часа) 2-й модуль (20 часов). 1. «Интерактивные психолого-педагогические технологии ведения профилактической работы в образовательном учреждении». Методический семинар (4 часа). Тренинг (2 часа). 2. Использование диагностических методов и методик в профилактической деятельности (4 часа). 2.1.Мониторинг как оценка процесса осуществления программы. 2.2.Фокус - группы как оценка эффективности профилактических проектов и программ (1 фокус - группа по 1 часу.). 3. Использование психодиагностических и психокоррекционных методов и методик в профилактической деятельности (6 часов). 3.1.Освоение технологий проведения индивидуальной профилактической работы (индивидуальная профилактическая беседа). 3.2.Освоение технологий организации групповой работы (групповая дискуссия) по вопросам профилактики. 4. Проблема толерантного отношения к детям, живущими с ВИЧ/СПИД, и их родителям. Круглый стол. (2 часа) 5. Психологические техники. Игра, как средство эффективного взаимодействия в подростковой группе. Дискуссия (2 часа). 3-й модуль (24 часа - дистанционно). 1. Организация профилактики ВИЧ/СПИДа в образовательной среде. 2. Формирование модели подготовки специалистов по профилактике ВИЧУСПИД в образовательной среде. 9 3. Формирование и развитие социальных инициатив в основных целевых группах профилактической работы. 4. Разработка структуры базового содержания образовательной программы по профилактике ВИЧ/СПИД в образовательной среде. 2. Определение механизмов научно-методического и экспертного сопровождения процесса реализации программы по профилактике ВИЧ/СПИД в образовательной среде. 3. Межпрофессиональное взаимодействие специалистов социально-педагогической службы в образовательном учреждении. Показателями эффективности этой образовательной программы в регионе будет: 1) Повышение образовательного уровня работающих в области профилактики наркомании, ВИЧ/СПИДа в образовательной среде. 2) Повышение квалификации, получение новых навыков работы у специалистов в области профилактики наркомании, ВИЧ/СПИДа в образовательной среде. Как следствие: 1) Снижение процессов злоупотребления наркотическими и другими психоактивными веществами среди детей и молодежи; 2) Построение активной социальной, в том числе, и образовательной среды региона, обеспечивающей формирование позитивных установок и ценностей здорового образа жизни, стиля и стратегий социально одобряемого поведения.
Стр.5