Пособие не ставит своей целью представить полную или краткую информацию об основных композитора Франции и их творчестве, однако помогает расширить кругозор учащихся по изучаемой тематике. 3 Musique mйdiйvale Adam de la HALLE (vers 1240–?1287) Halle et sa biographie Adam de la Halle ou de la Hale est un trouvиre du XIIIиme siиcle qui est probablement nй а Arras vers 1240 (la date prйcise n’est pas connue). <...> Quelques auteurs disent qu’il fut bossu, de lа son nom d’Adam le bossu ou le Bossu d’Arras, mais il protesta contre ce sobriquet lorsqu’il йcrit dans le poиme du Roi de Sicile: On m’appelle Bochu, mais je ne le suis mie !. <...> On peut voir dans ses œuvres, et particuliиrement dans le Jeu de la Feuillйe, que le pиre d’Adam s’appelait Henry et йtait un bourgeois d’Arras, fort а son aise et fort avare, si l’on en croit son fils qui eut plus d’une fois recours а la bourse paternelle pour payer ses fredaines. <...> Йtant encore jeune Adam demeura quelques annйes de grй ou de force а la cйlиbre abbaye de Vaucelles et paraоt y avoir complйtй son йducation musicale. <...> Revenu а Arras, Adam dut s’exiler de sa ville natale pour sa rйfugier а Douai, avec son pиre ; il revint а Arras pour se marier, avec une fille nommйe Marie (Maroie Le Jais), dont il parle souvent dans ses vers et de faзon bien diffйrente, suivant les pйripйties de son amour un peu volage. <...> On ne sait <...>
Французские_композиторы_биография,_музыка,_эпоха.pdf
Министерство культуры Российской Федерации
Нижегородская государственная консерватория (академия)
им. М. И. Глинки
Французские композиторы
биография
♫ музыка
эпоха
Учебное пособие
для студентов музыкальных вузов
Автор-составитель:
В.С. Круговец,
кандидат филологических наук,
доцент
Нижний Новгород
Издательство Нижегородской консерватории
2013
Стр.1
УДК 4И
ББК 81.2 Фр.
Ф84
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Нижегородской государственной консерватории
(академии) им. М.И. Глинки
Ф84
Французские композиторы : биография, музыка, эпоха :
учебное пособие для студентов музыкальных вузов / автор-сост.
В. С. Круговец. – Н. Новгород : Изд-во ННГК им. М. И. Глинки,
2013. – 64 с.
Учебное пособие предназначается для студентов музыкальных учебных
заведений, изучающих французский язык. Пособие содержит тексты об известных
композиторах Франции: их жизни, творчестве и исторической эпохе. К
каждому тексту подобран комплекс различных упражнений на лексику и грамматику,
понимание текста и построение собственных текстов. Цель пособия –
развитие навыков чтения, анализа и реферирования текстов музыкальной тематики,
а также расширение лексического запаса студентов в области профессиональной
терминологии. Пособие может быть использовано в групповой работе
с преподавателем, а также в самостоятельной работе.
Рецензенты:
Мазанова М. А. кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и
практики французского языка и перевода Нижегородского государственного
лингвистического университета им. Н. А. Добролюбова;
Юсупова И. А. кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных
языков Нижегородской государственной консерватории (академии)
им. М. И. Глинки
УДК 4И
ББК 81.2 Фр.
© Круговец В. С., 2013
© Нижегородская государственная консерватория
(академия) им. М.И. Глинки, 2013
2
Стр.2
Предисловие
Данное пособие предназначено для студентов музыкальных учебных заведений,
изучающих французский язык.
Пособие состоит из девяти глав, каждая из которой содержит три раздела: Композитор
и его биография, Композитор и его музыка, Композитор и его эпоха. Каждый
раздел представляет собой текст (ы) и задания к нему.
Цель пособия – помочь учащимся понимать, анализировать и переводить тексты
по музыкальной тематике, расширить активный словарь учащегося, развить навыки и
умения аннотирования и реферирования текстов, составления несложных статей и отзывов.
Материалы, представленные в третьем разделе (Композитор и его эпоха), позволяют
расширить фоновые знания в области истории, освещая некоторые важные
исторические события, происшедшие в эпоху жизни и творчества того или иного
композитора.
Тексты в главах пособия построены по хронологическому принципу и не имеют
направленности от лёгкого к сложному. Это связано с необходимостью использовать
пособие для разноуровнего обучения как на уроках, так и самостоятельно. Хронологический
принцип призван облегчить ориентацию и восприятие студентов при самостоятельном
обучении. Тексты по преимуществу представляют собой статьи из различных
музыкальных сайтов Интернет.
В пособие включены в основном тексты для среднего уровня, хотя и разной
сложности. Упражнения к текстам подразделяются на три группы: упражнения на
лексику, грамматику и перевод; упражнения на основное понимание текста и так
называемые текстовые упражнения. Данный уровень предполагает владение основными
грамматическими структурами, поэтому в пособие включены только отдельные
упражнения по грамматике, которые позволяют сфокусировать внимание учащихся
на определённых грамматических явлениях и являются вспомогательными для понимания
текста, овладения основной лексикой и в дальнейшем построения своих текстов.
Упражнения на понимание текста включают упражнения на осмысление структуры
текста, понимание содержания и др. Упражнения третьего вида (текстовые)
подразумевают составление краткого пересказа (резюме), диалога, статьи, доклада.
Некоторые задания рассчитаны только на самостоятельною работу студентов, как
например поиск информации и составление доклада. Статьи из раздела музыкальное
творчество могут быть использованы для перевода с французского на русский язык.
В качестве Приложения 1 к пособию даётся список вопросов по биографии и
творчеству композитора на примере вопросов по биографии Г. Берлиоза. В Приложении
2 объясняются особенности составления резюме (résumé) и рецензии (compterendu),
и в Приложении 3 приводится список некоторых соединительных слов, которые
студенты могут использовать при составлении пересказов, резюме, рецензий.
Пособие не ставит своей целью представить полную или краткую информацию
об основных композитора Франции и их творчестве, однако помогает расширить кругозор
учащихся по изучаемой тематике.
3
Стр.3
Conjonctions de coordination
et adverbes
car
en effet
de fait
de là
donc
par conséquent
dès lors
c’est pourquoi
ainsi
et
en plus
en outre
puis
également
ou
ou ... ou
tantôt ... tantôt
d’où
aussi
en conséquence
alors
aussi
de plus
par ailleurs
ensuite
de même
soit ... soit
ou bien
non seulement ... mais encore
d'un côté ... de l'autre d’une part… d’autre part
d'abord
tout d'abord
en premier / deuxième / second / dernier lieu
premièrement
après
deuxièmement
ensuite
au moment où
en même temps
simultanément
du même coup
mais
néanmoins
pourtant
au contraire
en revanche
par exemple
c'est ainsi que
en particulier
en conclusion
pour conclure
en résumé
en définitive
enfin
précéder
suivre
or
cependant
toutefois
inversement
s’opposer а
contredire
avoir beau (+ verbe)
réfuter
а supposer que
entre autres
c'est le cas de
notamment
en guise de conclusion
finalement
en un mot
en somme
61
bref
enfin
ainsi
donc
illustrer
montrer
pour commencer
pour finir
pour terminer
Verbes et
locutions verbales
venir de
découler de
provenir de
causer
impliquer
ressortir de
résulter de
procéder de
amener
entraîner
provoquer
susciter
pousse а
avoir pour effet de
s’ajouter
marier
s’ajouter
se rapprocher
être semblable
Стр.61
Оглавление
Предисловие .................................................................................................. 3
Musique médiévale
Adam de la HALLE (vers 1240–?1287) ................................................................. 4
Halle et sa biographie ......................................................................................... 4
♫ ♫ ♫ Halle et sa musique ............................................................................................. 6
Halle et son époque ............................................................................................ 8
Musique baroque
Jean-Philippe RAMEAU (1683–1764) ................................................................. 10
Rameau et sa biographie .................................................................................. 10
♫ ♫ ♫ Rameau et sa musique ...................................................................................... 12
Rameau et son époque ..................................................................................... 14
Musique classique
Jean-François LESUEUR (1760–1837) ................................................................ 16
Lesueur et sa biographie .................................................................................. 16
♫ ♫ ♫ Lesueur et sa musique ...................................................................................... 18
Lesueur et son époque ..................................................................................... 20
Musique romantique
Hector BERLIOZ (1803–1869) ............................................................................. 22
Berlioz et sa biographie .................................................................................... 22
♫ ♫ ♫ Berlioz et sa musique ........................................................................................ 24
Berlioz et son époque ....................................................................................... 26
Camille SAINT-SAËNS (1835–1921) ................................................................... 28
Saint-Saëns et sa biographie ............................................................................ 28
♫ ♫ ♫ Saint-Saëns et sa musique ................................................................................ 30
Saint-Saëns et son époque ............................................................................... 32
Musique moderne
Claude DEBUSSY (1862–1918) ............................................................................ 34
Debussy et sa biographie .................................................................................. 34
♫ ♫ ♫ Debussy et sa musique ...................................................................................... 36
Debussy et son époque ..................................................................................... 38
62
Стр.62
Maurice RAVEL (1875-1937) ............................................................................... 40
Ravel et sa biographie ........................................................................................ 40
♫ ♫ ♫ Ravel et sa musique ........................................................................................... 42
Ravel et son époque ......................................................................................... 44
Francis POULENC (1899–1963) ........................................................................... 46
Poulenc et sa biographie ................................................................................... 46
♫ ♫ ♫ Poulenc et sa musique ...................................................................................... 48
Poulenc et son époque ...................................................................................... 50
Musique contemporaine
Pierre BOULEZ (1925– ) ....................................................................................... 52
Boulez et sa biographie ..................................................................................... 52
♫ ♫ ♫ Boulez et sa musique ........................................................................................ 54
Boulez et son époque ........................................................................................ 56
Annexes 1. Questions … ....................................................................................... 58
Annexes 2. Le résumé. Le compte-rendu ............................................................. 59
Annexes 3. Connecteurs logiques ......................................................................... 60
63
Стр.63
Учебное издание
Круговец Вера Сергеевна
ФРАНЦУЗСКИЕ КОМПОЗИТОРЫ:
биография, музыка, эпоха
Учебное пособие для студентов музыкальных вузов
Компьютерная верстка В. С. Круговец
Ответственная за издание Т. Б. Суханова
Подписано в печать 17.10.2013. Формат 60*84/16.
Усл. печ. л. 4,00. Тираж 100 экз. Заказ № 14
Оригинал-макет и печать:
ФГБОУ ВПО «Нижегородская государственная консерватория
(академия) им. М. И. Глинки»
603600, Нижний Новгород, ул. Пискунова, д. 40
Телефон/факс +7 (831) 4194015
E-mail: nngk@mail.ru
www.nnovcons.ru
64
Стр.64