ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ
Педагогические
измерения
Главный редактор
Решетникова Оксана Александровна, к.п.н., директор ФГБНУ ФИПИ
Редакционная коллегия:
Болотов Виктор Александрович – академик РАО, д.п.н.,
научный руководитель Центра мониторинга качества
образования Национального исследовательского университета
«Высшая школа экономики»
Безбородов Александр Борисович – д.ист.н., проректор
ФГБОУ ВПО «Российский государственный гуманитарный
университет», руководитель Федеральной
комиссии разработчиков КИМ для ГИА по истории
ФГБНУ ФИПИ
Вербицкая Мария Валерьевна – д.фил.н., руководитель
Федеральной комиссии разработчиков КИМ для ГИА по
иностранным языкам ФГБНУ ФИПИ
Демидова Марина Юрьевна – д.п.н., руководитель
Центра педагогических измерений ФГБНУ ФИПИ
Ефремова Надежда Фёдоровна – д.п.н., заведующий
кафедрой «Педагогические измерения» Донского
государственного технического университета
Иванова Светлана Вениаминовна – д.ф.н., директор
Института стратегии развития образования Российской
академии образования
Редакция:
Заместитель главного редактора: к.психол.н.
Кушнир Алексей Михайлович
Заместитель главного редактора:
Лячина Светлана Николаевна
Ответственный секретарь:
Чернышова Ксения Владимировна
Вёрстка: Мельникова Ксения
Корректор: Асанова Людмила
Технолог: Цыганков Артём
Тел.: (495) 345-52-00, 345-59-00, 972-59-62
E-mail: narob@yandex.ru, kushnir-narobr@yandex.ru
www.narodnoe.org
Адрес: 109341, Москва, ул. Люблинская, 157, корп. 2
Издатель:
ФГБНУ «Федеральный институт педагогических
измерений»
© Коллектив авторов, 2018
Адрес: 123557 г. Москва, ул. Пресненский Вал,
дом 19, строение 1
Карданова Елена Юрьевна – к.ф-м.н., директор Центра
мониторинга качества образования Национального исследовательского
университета «Высшая школа экономики»
Лобжанидзе
Александр Александрович – д.п.н., профессор
географического факультета Московского педагогического
государственного университета
Лазебникова Анна Юрьевна – чл.-корр. РАО, д.п.н., руководитель
Центра социально-гуманитарного образования
Института стратегии развития образования
Российской академии образования
Малеванов Евгений Юрьевич – к.п.н., ректор ФГАОУ
ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной
переподготовки работников образования»
Семченко Евгений Евгеньевич – к.э.н., начальник
Управления надзора и контроля за деятельностью органов
исполнительной власти субъектов РФ Рособрнадзора
Татур Александр Олегович – к.ф-м.н., главный научный
консультант ФГБНУ ФИПИ, начальник отдела развития
инструментария оценки качества образования
ГАОУ ДПО «Московский центр качества образования»
2018
1
Стр.2
Содержание номера:
КолонКа главного редаКтора
Решетникова О.А.
разработка новых моделей контрольных измерительных материалов
основного государственного экзамена ......................................................................................4
Основные подходы к разработке новых экзаменационных моделей основного государственного
экзамена, отвечающих требованиям ФГОС. Структура новых кодификаторов предметных
результатов и общие направления операционализации предметных результатов; требования
к отбору структуры и содержания экзаменационной работы, приоритетные направления
для разработки новых моделей заданий.
Методология
Кравцов С.С., Музаев А.А.
основные подходы к анализу результатов национальных исследований
качества образования ..............................................................................................................9
На основании целей и задач, реализуемых в Национальных исследований качества
образования (НИКО), представлены основные подходы к анализу результатов
мониторингового исследования. Организация сбора контекстной информации и выявление
внешних факторов, влияющих на уровень результатов различных групп участников.
Цыбулько И.П.
Концептоцентрический сверхтекст как основа разработки этических задач
в контрольных измерительных материалах государственной итоговой аттестации
по русскому языку .................................................................................................................. 16
«Проекция» антропологического подхода в области педагогической практики.
Антропологическое «прочтение» концептоцентрического сверхтекста как механизм
реализации ФГОС и построение системы государственной итоговой аттестации
по русскому языку, реализующей принципы гуманистического образования.
инСтруМентарий
Вербицкая М.В.
всероссийская проверочная работа как шаг на пути к обязательному егЭ
по иностранному языку ..........................................................................................................24
Всероссийская проверочная работа (ВПР) по иностранному языку для учащихся
11-х классов в контексте подготовки к введению обязательного ЕГЭ по иностранным
языкам. Концептуальные подходы к созданию измерительных материалов. Рекомендации
по современной методике обучения, обеспечивающей высокие конечные результаты
в реальном овладении иностранным языком.
Зинин С.А., Барабанова М.А.
обращение к литературному контексту при выполнении заданий единого
государственного экзамена: теория и практика ..................................................................... 31
Проблема «обратной связи» между ЕГЭ по литературе в его новой версии и системой
школьного обучения предмету. Наиболее важные направления совершенствования
современной методики преподавания литературы, связанные с обучением сопоставительноаналитических
умений, базирующихся на внутрипредметных связях.
Карнаух Н.Л.
об опыте оценки итоговых сочинений в вузе: размышления и выводы ................................ 37
Темы итогового школьного сочинения на основе поисков дореволюционной, советской
и современной методик. Рассматриваются подходы к оцениванию итогового школьного
сочинения в вузе, типичные ошибки абитуриентов.
аналитиКа
Артасов И.А., Мельникова О.Н.
результаты выполнения заданий всероссийской проверочной работы
по истории в 2017 году ........................................................................................................... 41
2
Основные подходы к разработке структуры и содержания ВПР по истории, результаты
выполнения заданий. Примеры заданий, достижения и дефициты групп обучающихся
с различным уровнем подготовки.
Педагогические измерения / Educational mE asur EmE nts 1/2018
КолонКа главного редаКтора
Стр.3
Лискова Т.Е.
основные результаты всероссийских проверочных работ по обществознанию
для 6-х классов ...................................................................................................................... 48
Подходы к разработке заданий всероссийских проверочных работ (ВПР) по обществознанию
в 6-м классе. Анализ типичных трудностей при выполнении отдельных заданий на основе
результатов национального исследования качества образования по обществознанию
в 6-м классе, в рамках которого использовались аналогичные модели заданий.
Демидова М.Ю., Камзеева Е.Е., Гиголо А.И.
всероссийская проверочная работа по физике: особенности инструментария
и основные итоги ...................................................................................................................54
Основные подходы к разработке инструментария ВПР-11 по физике, примеры новых
моделей заданий, введенных в ВПР по физике в 2018 г. Основные результаты выполнения
работы прошлого года, основные учебные достижения и дефициты выпускников, изучавших
курс физики на базовом уровне.
Рохлов В.С., Скворцов П.М.
всероссийская проверочная работа как механизм диагностики учебных достижений
учащихся 11-х классов по биологии ........................................................................................ 61
Основные подходы к разработке структуры и содержания Всероссийской проверочной
работы (ВПР) по биологии, основные отличия заданий ВПР 2018 года по сравнению
с предыдущим годом, анализ результатов участников ВПР в части основных учебных
достижений и выявленных дефицитов.
Добротин Д.Ю.
всероссийская проверочная работа по химии как новая форма оценки учебных
достижений выпускников ......................................................................................................68
Основные цели и задачи проведения Всероссийской проверочной работы по химии,
подходы к отбору содержания и структуры работы, модели заданий, результаты выполнения
заданий работы в прошедшем году. Причины получения приведенных результатов.
Амбарцумова Э.М., Барабанов В.В., Дюкова С.Е.
всероссийские проверочные работы по географии: особенности инструментария
и основные итоги ................................................................................................................... 73
Особенности разработки инструментария ВПР по географии как современной формы
контроля образовательных достижений учащихся. Выявление значимых сильных сторон
предметной подготовки обучающихся по географии и её недостатки.
Процедуры оКо
Алтыникова Н.В., Семченко Е.Е.
Формирование кадрового резерва для системы государственного контроля (надзора):
проблемы и перспективы .......................................................................................................80
Вопросы подготовки экспертов для контрольно-надзорной деятельности в сфере общего
образования, основные задачи и результаты работы по федеральному проекту
«Формирование кадрового резерва для системы государственного контроля (надзора)».
ПраКтиКуМ теСтолога
Полежаева М.В., Симкин В.Н.
разработка подходов к оцениванию итогового сочинения образовательными
организациями высшего образования ...................................................................................85
Основные требования к критериям оценивания итогового сочинения. Типичные недостатки
существующих схем оценивания и рекомендации по их составлению.
ПолеМиКа
Миндрул О.С.
What is the English for “единый государственный экзамен”?
(проблемы передачи национально-специфической терминологии в переводе) .................... 91
Изучение существующих в английском языке вариантов передачи термина ЕГЭ
(Единый государственный экзамен) под углом сложностей отражения национальноспецифической
терминологии при переводе.
Contents ................................................................................................................................. 121
Педагогические измерения / Educational mE asur EmE nts 1/2018
3
Стр.4