Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 499407)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
"Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта."
Воспитательная работа в школе

Воспитательная работа в школе №3 2018 (200,00 руб.)

0   0
Страниц154
ID621467
АннотацияСпециализированный научно-практический журнал, призванный восполнить сложившийся в школе дефицит технологического инструментария собственно воспитания. Последние десятилетия отчётливо выявили главную — воспитательную — миссию школы, которую, казалось бы, никто и не отрицал, но никто и не отстаивал. Всё наше педагогическое сообщество пришло к этому пониманию ценой мучительных поисков и, к сожалению, ценой масштабных ошибок. Оказалось, что нравственная проповедь не может заменить практику нравственных поступков, что «воспитывающий потенциал урока» не создаёт «привычку к труду благородную», что знания и интеллект не гарантируют становления в человеке доброты и порядочности. «Воспитательная работа в школе» — это новый и хорошо забытый нами взгляд на практику воспитания.
Воспитательная работа в школе .— : Издательский дом "Народное образование" .— 2018 .— №3 .— 154 с.

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Специализированный научно-практический журнал, призванный восполнить сложившийся в школе дефицит технологического инструментария собственно воспитания. <...> Последние десятилетия отчётливо выявили главную — воспитательнуюмиссию школы, которую, казалось бы, никто и не отрицал, но никто и не отстаивал. <...> Всё наше педагогическое сообщество пришло к этому пониманию ценой мучительных поисков и, к сожалению, ценой масштабных ошибок. <...> Оказалось, что нравственная проповедь не может заменить практику нравственных поступков, что «воспитывающий потенциал урока» не создаёт «привычку к труду благородную», что знания и интеллект не гарантируют становления в человеке доброты и порядочности. <...> «Воспитательная работа в школе» — это новый и хорошо забытый нами взгляд на практику воспитания. <...>
Воспитательная_работа_в_школе_№3_2018.pdf
Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации средств массовой информации ПИ ¹ 77-11261 от 30.11.2001 № 6 2016 № 6 2016 № 6 2016 № 6 2016 Владимир Караковский (1932–2015), основатель журнала РЕДАКЦИЯ: Дмитрий Григорьев, главный редактор Елена Шишмакова, заместитель главного редактора Владимир Караковский (1932–2015), основатель журнала основатель журнала РЕДАКЦИЯ: Дмитрий Григорьев, главный редактор Светлана Лячина, Светлана Лячина, ответственный секретарь Елена Шишмакова, заместитель главного редактора Ирина Маслова, корректор Максим Буланов, в¸рстка Ирина Маслова, корректор Максим Буланов, в¸рстка Елена Шишмакова, заместитель главного редактора Светлана Лячина, ответственный секретарь Людмила Асанова, корректор Ирина Маслова, корректор Адрес : 109341, Ìîñêâà, óë. Люблинская, ä. 157, êîðï. 2 Максим Буланов, в¸рстка Телефоны : (495) 345-52-00 Максим Буланов, в¸рстка Телефоны : (495) 345-52-00 Учредитель и издатель: Издательский дом «Народное образование» Телефоны : (495) 345-52-00 Телефоны : (495) 345-52-00 © Народное образование, 2016 Учредитель и издатель: Издательский дом «Народное образование» Учредитель и издатель: Издательский дом «Народное образование» Электронная почта: narodnoe@narodnoe.org narob@yandex.ru www. narodnoe.org Учредитель и издатель: Издательский дом «Народное образование» © Народное образование, 2016 © Народное образование, 2016 Электронная почта: narodnoe@narodnoe.org narob@yandex.ru www. narodnoe.org Электронная почта: narodnoe@narodnoe.org narob@yandex.ru www. narodnoe.org Электронная почта: narodnoe@narodnoe.org narob@yandex.ru www. narodnoe.org © Народное образование, 2016 Народное образование, 2018 Ксения Мельникова, вёрстка Ирина Маслова, корректор Адрес : 109341, Ìîñêâà, óë. Люблинская, ä. 157, êîðï. 2 Адрес : 109341, Ìîñêâà, óë. Люблинская, ä. 157, êîðï. 2 РЕДАКЦИЯ: Дмитрий Григорьев, главный редактор Елена Шишмакова, заместитель главного редактора основатель журнала РЕДАКЦИЯ: Дмитрий Григорьев, главный редактор ДЕЛОВОЙ ЖУРНАЛ СПЕЦИАЛИСТА ПО В О СПИТАНИЮ ДЕЛОВОЙ ЖУРНАЛ СПЕЦИАЛИСТА ПО В О СПИТАНИЮ воспитательная работа в школе воспитательная работа в школе ДЕЛОВОЙ ЖУРНАЛ СПЕЦИАЛИСТА ПО В О СПИТАНИЮ Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации средств массовой информации ПИ ¹ 77-11261 от 30.11.2001 Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации средств массовой информации ПИ ¹ 77-11261 от 30.11.2001 Владимир Караковский (1932–2015), воспитательная работа в школе ЭКСПЕРТНО-РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ ЖУРНАЛА ЭКСПЕРТНО-РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ ЖУРНАЛА Владимир Караковский (1932–2015), Алиева Людмила Владимировна, доктор педагогических наук, г. Москва ЭКСПЕРТНО-РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ ЖУРНАЛА ЭКСПЕРТНО-РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ ЖУРНАЛА Алиева Людмила Владимировна, доктор педагогических наук, г. Москва Бедерханова Вера Петровна, доктор педагогических наук, г. Краснодар Алиева Людмила Владимировна, доктор педагогических наук, г. Москва Елена Шишмакова, и.о. главного редактора ответственный секретарь Светлана Лячина, ответственный секретарь Светлана Лячина, ответственный секретарь Григорьева Алевтина Ивановна, кандидат педагогических наук, г. Тула Алиева Людмила Владимировна, доктор педагогических наук, г. Москва Борытко Николай Михайлович, доктор педагогических наук, г. Волгоград Борытко Николай Михайлович, доктор педагогических наук, г. Волгоград Григорьева Алевтина Ивановна, кандидат педагогических наук, г. Тула Карпушин Николай Яковлевич, кандидат педагогических наук, г. Пермь Григорьева Алевтина Ивановна, кандидат педагогических наук, г. Тула Круглов Юрий Георгиевич, доктор педагогических наук, г. Москва Карпушин Николай Яковлевич, кандидат педагогических наук, г. Пермь Круглов Юрий Георгиевич, доктор педагогических наук, г. Москва Григорьева Алевтина Ивановна, кандидат педагогических наук, г. Тула Бедерханова Вера Петровна, доктор педагогических наук, г. Краснодар Бедерханова Вера Петровна, доктор педагогических наук, г. Краснодар Борытко Николай Михайлович, доктор педагогических наук, г. Волгоград Карпушин Николай Яковлевич, кандидат педагогических наук, г. Пермь Колесникова Ирина Аполлоновна, доктор педагогических наук, г. Санкт-Петербург Карпушин Николай Яковлевич, кандидат педагогических наук, г. Пермь Круглов Юрий Георгиевич, доктор педагогических наук, г. Москва Колесникова Ирина Аполлоновна, доктор педагогических наук, г. Санкт-Петербург Круглов Юрий Георгиевич, доктор педагогических наук, г. Москва Куприянов Борис Викторович, доктор педагогических наук, г. Кострома Адрес : 109341, Ìîñêâà, óë. Люблинская, ä. 157, êîðï. 2 Леванова Елена Александровна, доктор педагогических наук, г. Москва Лузина Людмила Михайловна, доктор педагогических наук, г. Псков Остапенко Андрей Александрович, доктор педагогических наук, г. Краснодар Лузина Людмила Михайловна, доктор педагогических наук, г. Псков Лузина Людмила Михайловна, Псков Фришман Ирина Игоревна, доктор педагогических наук, г. Москва Паладьев Сергей Леонидович, кандидат педагогических наук, г. Ярославль Фришман Ирина Игоревна, доктор педагогических наук, г. Москва НАРОДНОЕ ОБР АЗОВАНИЕ НАРОДНОЕ ОБР АЗОВАНИЕ Фришман Ирина Игоревна, доктор педагогических наук, г. Москва Фришман Ирина Игоревна, доктор педагогических наук, г. Москва Куприянов Борис Викторович, доктор педагогических наук, г. Кострома Леванова Елена Александровна, доктор педагогических наук, г. Москва Лузина Людмила Михайловна, доктор педагогических наук, г. Псков Куприянов Борис Викторович, доктор педагогических наук, г. Кострома Кушнир Алексей Михайлович, кандидат психологических наук, г. Москва Кушнир Алексей Михайлович, кандидат психологических наук, г. Москва Леванова Елена Александровна, доктор педагогических наук, г. Москва Леванова Елена Александровна, доктор педагогических наук, г. Москва Остапенко Андрей Александрович, доктор педагогических наук, г. Краснодар Паладьев Сергей Леонидович, кандидат педагогических наук, г. Ярославль Остапенко Андрей Александрович, доктор педагогических наук, г. Краснодар Паладьев Сергей Леонидович, кандидат педагогических наук, г. Ярославль Остапенко Андрей Александрович, доктор педагогических наук, г. Краснодар Паладьев Сергей Леонидович, кандидат педагогических наук, г. Ярославль НАРОДНОЕ ОБР АЗОВАНИЕ НАРОДНОЕ ОБР АЗОВАНИЕ Кушнир Алексей Михайлович, кандидат психологических наук, г. Москва Куприянов Борис Викторович, доктор педагогических наук, г. Кострома Кушнир Алексей Михайлович, кандидат психологических наук, г. Москва Колесникова Ирина Аполлоновна, доктор педагогических наук, г. Санкт-Петербург Колесникова Ирина Аполлоновна, доктор педагогических наук, г. Санкт-Петербург Бедерханова Вера Петровна, доктор педагогических наук, г. Краснодар Борытко Николай Михайлович, доктор педагогических наук, г. Волгоград воспитательная работа в школе ДЕЛОВОЙ ЖУРНАЛ СПЕЦИАЛИСТА ПО В О СПИТАНИЮ Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации средств массовой информации ПИ ¹ 77-11261 от 30.11.2001
Стр.2
От редакции Уважаемые коллеги, авторы и читатели журнала! Этот номер журнала представлен материалами конференции «Системный подход в воспитании: развитие во времени и пространстве», посвященной 100-летию со дня рождения академика РАО Людмилы Ивановны Новиковой, основателя самой известной в стране научной школы, исследующей проблемы воспитания. Статьи представлены в четырёх разделах, которые отражают основНовикова Л.И. (1918–2004) – педагог, академик РАО (1993 г.; академик АПН СССР с 1990 г.), доктор педагогических наук, профессор. По окончании механико-математического факультета МГУ (1941 г.) работала учителем математики, в 1944– 1949 гг. – директор средней школы (Московская область). С 1951 г. в системе Академии педагогических наук прошла все ступени профессионального роста: старший научный сотрудник, зав. лабораторией, главный научный сотрудник. Научной школой Л.И. Новиковой разработан целый ряд теорий: теория детского коллектива, теория воспитательных систем, теория воспитательного пространства, имеющих принципиальное значение для отечественной педагогической науки и востребованных современной образовательной практикой. ные направления поисков научной школы, основанной Л.И. Новиковой: методология воспитания; развитие теории воспитательных систем и концепции воспитательного пространства; вопросы управления различными педагогическими объектами и методические аспекты воспитания. Авторы журнала – члены научной школы – особое внимание уделили развитию идей научной школы и представили своё оригинальное видение и решение насущных проблем современной теории и практики воспитания. Л.И. Новикова была одной из первых, кто доказывал перспективность и актуальность системного подхода в воспитании. Первые её статьи на эту тему появились в начале 70-х годов XX века, и на протяжении всей своей научной деятельности она и её ученики развивали и развивают сейчас системные идеи в воспитании и теорию воспитательных систем (этому аспекту посвящены статьи Г.Ю. Беляева, А.В. Гаврилина, А.Г. Пашкова, Е.Н. Степанова, И.В. Степановой и др.). В научной школе Л.И. Новиковой всегда уделяли большое внимание понятийному аппарату теории воспитания. Вместе с академиком Х.Й. Лийметсом ею было обосновано понятие воспитания как управления процессом развития и формирования личности ребёнка через создание благоприятных условий. Появление такой трактовки этого понятия было связано с активным развитием теории управления. Время показало правоту Л.И. Новиковой и Х.Й Лийметса. Сегодня эта трактовка используется не только в нашей научной школе, но и широко за её пределами. Понятийный аппарат теории воспитания анализируется в статьях Л.В. Алиевой, М.В. Воропаева, И.Д. Демаковой, О.В. Заславской, С.Д. Полякова, И.В. Руденко и др. В этом номере журнала нашли место статьи, посвящённые знаковым направлениям исследований научной школы, отвечающие сущностным запросам учёных и практиков. Среди них: проблемы в развитии детского коллектива, детских общностей и ученического самоуправления, вопросы соотношения традиций и инноваций в воспитательном процессе, механизмы создания воспитательного пространства, развитие профессиональной позиции педагога как воспитателя. Рекомендуем педагогам-практикам статьи разделов «Управление и проектирование» и «Сценарии и алгоритмы». Людмила Ивановна Новикова всегда уделяла внимание не только вопросам теории воспитания, но и практической реализации разрабатываемых идей. Члены научной школы стараются сохранить эту традицию. В текстах руководителей школ и педагогов описан уникальный опыт воспитания в образовательных организациях Тулы, Йошкар-Олы, Нижнего Новгорода, Твери, Москвы, Иркутска, Челябинска. Надеемся, что этот номер журнала «Воспитательная работа в школе» позволит педагогической общественности познакомиться с лучшими идеями научной школы академика РАО Л.И Новиковой и вдохновит на использование их в своей деятельности. Н.Л. Селиванова, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заведующая центром стратегии и теории воспитания личности ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» В о с п и т а т е л ь н а я р а б о т а в ш к о л е 3 / 18
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ Мудрик А.В. Слово об учителе – к столетию со дня рождения Л.И. Новиковой ............................................ 5 Поляков С.Д. Заметки о педагогических идеях научной школы Людмилы Ивановны Новиковой и о психологии .................. 12 Алиева Л.В. «Понятийная модель воспитания» в педагогических трудах Л.И. Новиковой ...................................... 15 Демакова И.Д. При каких условиях воспитательная деятельность педагога становится фактором гуманизации пространства Детства .... 24 Гаврилин А.В. Системный подход в воспитании как необходимость ... 31 Беляев Г.Ю. Идеи синергетики в педагогике Л.И. Новиковой («автопоэзия» воспитательных систем) ......................... 37 КОНцЕПцИИ И СИСТЕМы Воропаев М.В. Школьное воспитание и административное шоу ...... 44 Чернова М.Б. Воспитание как диалогическая форма общения: способ реализации духовного потенциала личности воспитанника .... 49 Заславская О.В. Дидактический образ школы: неочевидное – вероятное ............................................... 55 Круглов В.В. Взаимоотношения субъектов воспитательного процесса как условие его эффективности ............................... 59 Руденко И.В. «Педагогические маневры» сопровождения ученического самоуправления ............................... 63 Степанов Е.Н. Персонифицированная система воспитания ребенка как разновидность системной организации воспитательного процесса .. 67 Пашков А.Г. Воспитательная деятельность в контексте системного подхода ................................................. 74 УПРАВЛЕНИЕ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ Григорьева А.И. Идеи Л.И. Новиковой и ее научной школы как приоритетные в общественном сознании и практике воспитания Тульской области .......................................... 81 Пейсахович Г.Е., Тыртышная М.А. Диалектика развития школы: взаимосвязь традиций и инноваций ........................... 89 3
Стр.4
Кулева С.В. Педагогическое наследие Л.И. Новиковой в практике работы школы ............................................ 94 Салык Н.А. Взаимодействие образовательных организаций как механизм создания воспитательного пространства ............ 100 Заика Л.В., Тарасов А.Н. Идеи академика Л.И. Новиковой в развитии школы как территории добра, согласия, справедливости .......... 105 Степанова И.В. На что не ориентирована школа, или Ещё об одном критерии системного развития образовательной организации ...... 111 Якушкина М.С. Основы просветительной деятельности современных социокультурных институтов в контексте самовоспитания взрослых ... 115 СцЕНАРИИ И АЛГОРИТМы Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф., Черкашин Е.О. Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся: методические подходы .................................... 122 Романенкова С.П. Коллективная творческая деятельность как форма организации ученического самоуправления в классе ............. 128 Переломова Н.А., Дичина Н.Ю., Клецкина С.А. Региональная система работы с семьёй: поиск новых форматов ................ 133 Разумовская Т.В. Инновационные практики воспитания в области: реализация нового стандарта ............................... 139 Орлов Е.В. Библиотека как центр воспитания в школе ............ 145 Щербаков А.В. Качества современного педагога-воспитателя: мнение детей и профессионалов ............................ 148 4 Материалы выпуска даны в авторской редакции. Подписано в печать 26.09.2018. Формат 70 х 100/16. Бумага типографская. Печать офсетная. Печ. л. 19. Усл. печ. л. 19. Тираж 1000 экз. Заказ № 8А03 Издательский дом «Народное образование», 109341, Москва, ул. Люблинская, д. 157, корп. 2. Тел.: (495) 345-52-00, www.narodnoe.org Отпечатано в типографии «НИИ школьных технологий». Тел.: (495) 972-59-62 © Издательский дом «Народное образование» В о с п и т а т е л ь н а я р а б о т а в ш к о л е 3 / 18
Стр.5