Ник. Смирнов-Сокольский
Тетрадь Петра Каратыгина
Ник. Смирнов-Сокольский. Рассказы о книгах. Издание пятое
М., "Книга", 1983
OCR Бычков М. Н.
Примерно в 1935 году, в руках одного московского букиниста оказалось несколько старинных
книг "по театру" и небольшая связка рукописных тетрадей и бумаг, приобретенных, по его словам, у
дальних родственников известного историка театра А. А. Чебышева. Самые рукописи, среди которых
выделялась толстая старенькая тетрадь с какими-то черновыми записями стихов и экспромтов, по
мнению букиниста, принадлежали перу владельца -- театроведа А. А. Чебышева и за таковые были
уступлены мне вместе с книгами.
При проверке тетрадь и бумаги оказались, однако, значительно более интересными. Все они
являлись частью личного архива артиста петербургского Александрийского театра Петра Андреевича
Каратыгина, брата знаменитого русского трагика Василия Каратыгина.
В толстенной тетради, переплетенной в старенький того времени переплет, содержались
черновики и переписанные набело рукой самого Каратыгина его стихи и экспромты. Они же были
написаны и на многочисленных отдельных листках. Здесь же имелась рукопись переделанной
Каратыгиным с французского пьесы "Черное пятно", представленной "в первый раз на Александрийском
театре 8-го января 1865 года".
На задней крышке старинного марокена, в который была переплетена рукопись, наклеена
исполненная маслом самим Каратыгиным (он был и художник) иллюстрация к этой пьесе -- "Действие
первое, явление десятое". Пьеса, по-видимому, была подготовлена к печати, и к ней приложена
программа первого представления с указанием исполнителей.
В отдельном пакете собраны различного рода письма и документы, относящиеся к Каратыгину.
Среди них -- официальные послания от "Министерства Императорского двора", -- одно с извещением
Каратыгина, что он назначен преподавателем Театрального училища, а другое -- предваряющее об его
отставке. Кроме того, имелось несколько писем, повесток, приглашающих на репетиции, печатные
листки с некоторыми произведениями Каратыгина, автограф любопытнейшего стихотворения поэта А.
Н. Криницына ("Барон Пузин") и ответ Каратыгина на это стихотворение. Оба последних произведения
были напечатаны в "Русской старине"1. Зато кое-что в черновиках самого Каратыгина было явно и
"непечатного" содержания.
Все это, разумеется, интереснейший материал для историка театра. Букинист, которому этот
материал "приплыл" в руки, очевидно за недосугом, не успел в нем разобраться и расстался со всеми
книгами и бумагами, что называется, "без печали и воздыхания".
Петр Каратыгин (1805--1879) -- современник Пушкина, Грибоедова, Гоголя, Щепкина,
Сосницкого, Шаховского, Семеновой, Яковлева, Брянского, а во второй половине своей жизни -Белинского
и Некрасова, Чернышевского, Герцена и Добролюбова был актером, о котором В. Г.
Белинский писал, что он -- "талант односторонний, годный не для многих ролей, но тем не менее весьма
замечательный". Роль Репетилова в грибоедовской комедии послужила началом его успеха.
Более известен Петр Каратыгин как автор замечательных "Записок"2, обнимающих полувековую
историю русского театра, а также как драматург, написавший свыше семидесяти водевилей, не
сходивших в свое время со сцены. Переделывая и приспособляя к "русским нравам" французские и
отчасти немецкие комедии, Каратыгин обильно снабжал их куплетами на злобу дня, придавая водевилям
сатирическую направленность. Его водевиль "Авось, или Сцены в книжной лавке" -- бил по Гречу и
Сенковскому, "Знакомые незнакомцы" -- по Булгарину и Полевому; особенно долго держались в
репертуаре "Вицмундир", "Черное пятно" и другие.
Но больше всего способствовали популярности Петра Каратыгина его злободневные эпиграммы,
экспромты, стихи и басни на политические, театральные и литературные темы, которые потом долго
ходили по Петербургу, обижая одних и доставляя радость другим. Кое-что из этого его литературного
наследия было напечатано еще при жизни автора, кое-что -- после его смерти, но громадное
большинство осталось в черновиках, значительная часть которых находится сейчас в поле нашего
зрения.
Эпиграммы и экспромты Петра Каратыгина -- это тоже своеобразная летопись его эпохи,
носящая, правда, негативный характер вследствие отсталых взглядов автора. Воспитанный в традициях
Стр.1