Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Очерки синергийной социальной философии: монография (100,00 руб.)

0   0
Первый авторАгапов
ИздательствоПознание
Страниц140
ID208390
АннотацияТема предметного самоопределения социальной философии выступает одной из основных в рамках формирования современной социальной тео- рии. В предлагаемой вашему вниманию монографии рассматриваются ус- ловия и контуры синергийной социальной философии. В центре внимания синергийной социальной философии – бытие чело- веческого рода, стяжающего и преобразующего в своем развитии многооб- разные импульсы сущего. Обращение к концепту «синергия» в социально- философском ключе позволяет автору раскрыть динамику становления со- циальных институтов и социально-антропологических практик бытия че- ловеческого рода. Особое внимание уделяется вопросу преображения лич- ности, формам воплощения и пребытия человека в социокультурной реаль- ности. Работа представляет интерес для всех, кто интересуется проблемами конституирования социально-гуманитарных дисциплин и может быть ре- комендована научным и педагогическим работникам, аспирантам и студен- там гуманитарных специальностей.
ISBN978-5-8399-0236-7
УДК1
ББК87.6
Агапов, О.Д. Очерки синергийной социальной философии: монография / О.Д. Агапов .— Казань : Познание, 2008 .— 140 с. — ISBN 978-5-8399-0236-7 .— URL: https://rucont.ru/efd/208390 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ISBN 978-5-8399-0236-7 Тема предметного самоопределения социальной философии выступает одной из основных в рамках формирования современной социальной теории. <...> В предлагаемой вашему вниманию монографии рассматриваются условия и контуры синергийной социальной философии. <...> В центре внимания синергийной социальной философии – бытие человеческого рода, стяжающего и преобразующего в своем развитии многообразные импульсы сущего. <...> Коммуникационно-семиотическая революция современности и конституирование интерпретационного подхода в социальной философии . <...> Социальная философия между синергийным и синергетическим дискурсом. <...> «Превращенная форма» как предмет интерпретации и формирования коммуникативно-семиотической реальности ....... 59 § 2.2. <...> Прошлое, настоящее и будущее сошлись в точке современности, в точке трансдукции (В.С. Библер). <...> Постмодерн провозгласил смерть субъекта – субъекта новоевропейского дискурса. <...> Подведение итогов, обрушение ценностей не ново в историческом бытии человеческого рода. <...> , Г.Л. Тульчинский), осуществивших социально-философский анализ взглядов мыслителей постмодернис1 Тульчинский Г.Л. <...> ХХ в. стал дрейфовать между различными маргинальными историко-философскими и социально-философскими концепциями. <...> По мысли Ю.Н. Давыдова, с которой мы в целом согласны, интенция постмодернизма выдохнется тогда, когда теория постмодерна реализуется в историческое бытие, в современность. <...> Однако нам необходима не только работа траура, но и труд жизни (М.К. Мамардашвили), необходима воля к смыслу. <...> Социальную реальность растворили в се6 У Лосева А.Ф. читаем: «средние века оставили античность незахороненной, время от времени гальванизируя и заклинаниями возвращая к жизни ее труп. <...> Подобное смешение (стиль пиццы, окрошки) устраняет принципы и контуры мышления, лишает социальное бытие его оснований, делает его аморфным, а следовательно, не способным к идентификации и самоидентификации. <...> В целом, если попытаться <...>
Очерки_синергийной_социальной_философии_монография.pdf
Татарстанское отделение Российского философского общества Институт экономики, управления и права (г.Казань) О.Д. Агапов ОЧЕРКИ СИНЕРГИЙНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ Казань «Познание» 2008 1
Стр.1
УДК 1 ББК 87.6 А23 Печатается по решению Ученого совета и редакционно-издательского совета Института экономики, управления и права (г. Казань) Редакционная коллегия: Рецензенты: ректор Института экономики, управления и права (г. Казань), проф. В.Г. Тимирясов; канд. филос. наук, доц. Л.Ф. Гайнуллина д-р филос. наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ В.Н. Гасилин; канд. филос. наук, доц. А.Е. Смирнов; канд. филос. наук, доц. С.Ф. Туктамышева А23 Агапов, О.Д. Очерки синергийной социальной философии / О.Д. Агапов. – Казань: Познание, 2008. – 140 с. ISBN 978-5-8399-0236-7 Тема предметного самоопределения социальной философии выступает одной из основных в рамках формирования современной социальной теории. В предлагаемой вашему вниманию монографии рассматриваются условия и контуры синергийной социальной философии. В центре внимания синергийной социальной философии – бытие человеческого рода, стяжающего и преобразующего в своем развитии многообразные импульсы сущего. Обращение к концепту «синергия» в социальнофилософском ключе позволяет автору раскрыть динамику становления социальных институтов и социально-антропологических практик бытия человеческого рода. Особое внимание уделяется вопросу преображения личности, формам воплощения и пребытия человека в социокультурной реальности. Работа представляет интерес для всех, кто интересуется проблемами конституирования социально-гуманитарных дисциплин и может быть рекомендована научным и педагогическим работникам, аспирантам и студентам гуманитарных специальностей. ISBN 978-5-8399-0236-7 УДК 1 ББК 87.6 2 © Агапов О.Д., 2008 © Институт экономики, управления и права (г. Казань), 2008
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение ..................................................................................................4 Глава 1. Теоретико-методологические условия исследования интерпретации в контексте социальной философии .......................................................................................17 § 1.1. Предметное самоопределение социальной философии... .................................................................17 § 1.2. Коммуникационно-семиотическая революция современности и конституирование интерпретационного подхода в социальной философии . ............30 § 1.3. Социальная философия между синергийным и синергетическим дискурсом. ...........................................................47 Глава 2. Контуры динамики человеческого бытия: от преобразования к пребытию. ..................................................59 § 2.1. «Превращенная форма» как предмет интерпретации и формирования коммуникативно-семиотической реальности.......59 § 2.2. От преобразования к преображению .........................................77 § 2.3. Претворение как проблема и задача человеческого бытия ......92 § 2.4. Пребытие как свершение – проблема энтелехии. ...................103 Заключение ......................................................................................... 118 Библиографический список.............................................................124 3
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ Постмодерн завершен. Завершенность постмодерна означает то, что импульс, давший начало этому движению, исчерпал себя, закруглил. Постмодерн стал историей, история вернулась домой. Прошлое, настоящее и будущее сошлись в точке современности, в точке трансдукции (В.С. Библер). Постмодерн, отрицавший каноны, сам стал классикой, нормой. Имена Р. Барта, Ж. Батая, Ф. Гваттари, Ж. Делеза, Ж. Дерриды, У. Эко, Ю. Кристевой, М. Фуко и др. звучат для современных студентов почти так же, как имена Фалеса, Гераклита, Парменида, Платона и Аристотеля. «Новая левая» стала респектабельной. Констатируя завершение постмодерна – мы не говорим о его смерти. Завершение – это уход за вершину или некую отметку, ранее выступавшую целью. Завершение означает открытость для новой трансценденции и возможность оглянуться и осознать, что было проделано. Оценить весь спектр путей и мыслительных практик, наработанных за последние полвека «забытья» в зоне с приставкой «пост». Понятие «забытье/забытие» неслучайно, не оговорка и не описка, это симптом. Бытие оказалось забытым в постструктуралистских играх, а вместе с забвением бытия забылся и человек, этот «пастух» бытия. Завершение культурной формы означает переход ее на уровень классики (Мих. Лившиц). Революция закончилась. Пора созидать и, следовательно, волить к смыслу. Волить к тому, что было главной мишенью критики в формате постмодернистского дискурса. В свое время Ф. Ницше утверждал волю к власти, а до него певцом ' мировой воли выступал А. Шопенгауэр. Апологетом воли к знанию (а через нее к могуществу, силе, власти) стал на заре Нового времени Ф. Бэкон. Мы же говорим о воле к смыслу, смыслу как состоянию пребытия, как процессу, в рамках которого совершается онтолого-антропологический переход. Постмодерн провозгласил смерть субъекта – субъекта новоевропейского дискурса. Постмодерн – смерть Бога – разумеется, но с одной оговоркой, что это смерть бога Реформации (бога М. Лютера, Ж. Кальвина). Постмодерн – смерть рациональности – конечно, но новоевропейского типа. В целом, как видим, постмодерн подводит черту новоевропейской социально-антропологической практике. Подведение итогов, обрушение ценностей не ново в историческом бытии человеческого рода. 4
Стр.4
Иными словами, постмодерн есть смерть модерна как идеи, стиля мышления, способа организации и претворения родовых сил человека. Постмодерн стал завершением модерна, возвращением модерна в лоно традиции. Постмодерн стал символом синтеза модерна и традиции (Ф.И. Гиренок и его археоавангард). Модерн существовал как антитеза традиции, причем линии баррикад проходили в разных сферах культуры, обозначались бинарными оппозициями. Классическая и неклассическая наука, искусство. Однако здесь надо помнить, что и модерн был своего рода синтезом – моментом, состоянием синергии собственно традиции и палеоформ. И здесь уместно вспомнить К. Ясперса с его концепцией «осевого времени», а также культурологов-традиционалистов Р. Генона, Ю. Эволу, М. Элиаде, К.Г. Юнга, Б.Ф. Поршнева, указывающих на то, что классика традиционных обществ – это результат трансформации праформ. Итак, история человеческого рода есть история трансгрессии, перманентной трансценденции, устремленной в неведомое нечто (утопия). Это постоянная череда ситуаций «пост». Человек устанавливается в событиях, и события устанавливают его. Известный отечественный философ Г.Л. Тульчинский основным атрибутом постмодернистской чувственности считает безответственность – «отказ от личностной (в том числе и авторской позиции), от ответственности, от вменяемого слова, слова как поступка»1 . Логика этого отказа от действительности «зашита», на наш взгляд, в социально-исторической действительности 60-70-х гг. ХХ вв., когда концептуально оформляется тенденция постмодерна. Логика ухода от действительности не в последнюю очередь связана с позицией всей «левой» западной интеллектуальной элиты, осознавшей себя в проигрыше буржуазному духу, буржуазии как таковой. «Кавалерийская атака» на капитал не удалась. СССР после 1956 г. перестал быть каноном, идеология и практика троцкизма и маоизма стала показывать себя как терроризм, несущий не освобождение, а угрозу нового тоталитаризма. Интеллектуалы Франции, Германии, Италии обескуражены и уходят в виртуальные миры, миры текстов. По мнению ряда исследователей (Ю.Н. Давыдов, А. Панарин, Г.Л. Тульчинский), осуществивших социально-философский анализ взглядов мыслителей постмодернис1 Тульчинский Г.Л. Постчеловеческая персонология. Новые перспективы свободы и рациональности / Г.Л. Тульчинский. – М., 2002. – С. 30. 5
Стр.5