Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Школы русской фольклористики середины XIX – начала XX вв. : хрестоматия: учеб. пособие для студентов. (290,00 руб.)

1   0
АвторыЮровская Ольга Леонидовна
ИздательствоЮУрГИИ им.П.И.Чайковского
Страниц290
ID609847
АннотацияХрестоматия представляет собой свод научных трудов по истории русской фольклористики. Данное пособие предназначено для студентов гуманитарных вузов, изучающих цикл таких дисциплин как «Фольклористика», «Теория и история народной художественной культуры», «Мифология», «Русский фольклор», «Устное народное творчество» и др. В издании отражены основные научные направления – школы отечественной фольклористики середины XIX - начала XX веков: мифологическая, заимствования, само-зарождения, историческая, этнологическая. В пособие включены отрывки из научных исследований А.Н. Афанасьева, Ф.И. Буслае-ва, А.Н. Веселовского, В.Ф. Миллера, братьев Б.М. и Ю.М. Соколовых, Д.К. Зеленина. Подбор текстов в каждом разделе предваряется вступительной статьёй автора, в которой даётся характеристика данной школы, называются имена её крупнейших представителей, определяется сущность их взглядов на фольклор, на фольк-лорную традицию, на их отношение к истории и к реальной жизни. Практическая значимость и информационная насыщенность данного пособия по истории фольклористики позволяет использовать его преподавателям и студентам при изучении целого ряда дисциплин, связанных с русским фольклором и славянской мифологией.
ISBN978 -5-94934-063-9
Школы русской фольклористики середины XIX – начала XX вв. : хрестоматия: учеб. пособие для студентов. / О.Л. Юровская .— 2-е изд.,доп. — Челябинск : ЮУрГИИ им.П.И.Чайковского, 2016 .— 290 с. — ISBN 978 -5-94934-063-9 .— URL: https://rucont.ru/efd/609847 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

СОКОЛОВА К КНИГЕ «СКАЗКИ И ПРЕДАНИЯ СЕВЕРНОГО КРАЯ» . <...> О.Л. Юровская 4 ПРЕДИСЛОВИЕ Русская фольклористика зародилась в XVIII в. и оформилась в первой половине XIX в. <...> Вместе с тем мифологическая школа того времени была прогрессивной: она способствовала развитию изучения фольклора, ставила вопрос о сущности народной культуры и мировоззрения, хотя и не решила его. <...> Прежде русская фольклористика развивалась в рамках филологии. <...> 7 МИФОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА 8 МИФОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА Вплоть до 40-х годов XIX века фольклористики как науки не было. <...> Первая школа русской фольклористики – мифологическая школа – утверждается в середине XIX века. <...> 11 1 Мифологическая концепция Буслаева изложена в его капитальном труде «Исторические очерки русской народной словесности и искусства» (Т. <...> Младшие мифологи чрезвычайно расширили сферу изучения, привлекли народнопоэтические материалы остальных индоевропейских народов. <...> Младшие мифологи установили понятие «праиндоевропейского народа» и его «праязыка», они уточнили и самый метод сравнительного исследования, т. е. метод лингвистической палеонтологии, и стремились установить первичные причины происхождения всех мифологических представлений. <...> Огненный змей, зримый на небе пламенным, искрометным шаром, прилетая в избу своей возлюбленной, обращается в молодца несказанной красоты. <...> По свидетельству русских сказок и былин, огненный змей поднимает страшный свист и шип; голос его подобен завыванию вихрей: «Заревел Тугарин – и дрогнула вся дубрава! <...> На лубочных картинах1 огненный змей изображается с одною или несколькими стрелами в пасти и самый конец хвоста его заостряется стрелою; так Еруслан-богатырь убивает змея о трех головах, в каждой голове по стреле – вместо жала, а хвост оканчивается 1 Лубочные картины (картинки) – дешевые, напечатанные на бумаге и раскрашенные изображения, издававшиеся в России примерно до середины XIX в. для простого народа. <...> О людях, разбогатевших неизвестными <...>
_Школы_русской_фольклористики_середины_XIX_–_начала_XX_вв.__хрестоматия_учеб._пособие_для_студентов._.pdf
УДК 398.2 ББК 82.3(2)Я73 Ш67 Школы русской фольклористики середины XIX – начала XX вв. Хрестоматия: учебное пособие для студентов. – Издание 2-е, доп. / авт.-сост. Юровская О.Л. – Челябинск: ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского, 2016. – 289 с. ISBN 978-5-94934-063-9 Научный редактор: О.А. Гумерова, кандидат искусствоведения, доцент Рецензенты: Н.А. Лысова, кандидат культурологи, доцент И.А. Голованов, профессор доктор филологических наук, Хрестоматия представляет собой свод научных трудов по истории русской фольклористики. Данное пособие предназначено для студентов гуманитарных вузов, изучающих цикл таких дисциплин, как «Фольклористика», «Теория и история народной художественной культуры», «Мифология», «Русский фольклор», «Устное народное творчество» и др. В издании отражены основные научные направления – школы отечественной фольклористики середины XIX – начала XX веков: мифологическая, заимствования, самозарождения, историческая, этнологическая. В пособие включены отрывки из научных исследований А.Н. Афанасьева, Ф.И. Буслаева, А.Н. Веселовского, В.Ф. Миллера, братьев Б.М. и Ю.М. Соколовых, Д.К. Зеленина. Подбор текстов в каждом разделе предваряется вступительной статьей автора-составителя хрестоматии, в которой дается характеристика данной школы, называются имена ее крупнейших представителей, определяется сущность их взглядов на фольклор, фольклорную традицию, на их отношение к истории и к реальной жизни. Практическая значимость и информационная насыщенность данного пособия по истории фольклористики позволяет использовать его преподавателям и студентам при изучении целого ряда дисциплин, связанных с русским фольклором и славянской мифологией. ISBN 978-5-94934-063-9 © ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского, 2016 © Юровская О.Л., 2016
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ ОТ АВТОРА-СОСТАВИТЕЛЯ ................................................................................................................................. 4 ПРЕДИСЛОВИЕ .......................................................................................................................................................... 5 МИФОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА .............................................................................................................................. 9 А. Н. АФАНАСЬЕВ (1826–1871). ПОЭТИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ СЛАВЯН НА ПРИРОДУ ......................... 17 А. Н. ВЕСЕЛОВСКИЙ (1838–1906). СРАВНИТЕЛЬНАЯ МИФОЛОГИЯ И ЕЕ МЕТОД ............................... 50 Ф. И. БУСЛАЕВ (1818–1897). ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ О СВОЙСТВАХ ЭПИЧЕСКОЙ ПОЭЗИИ ..................... 59 Ф. И. БУСЛАЕВ. РУССКИЙ БОГАТЫРСКИЙ ЭПОС ....................................................................................... 71 А. А. ПОТЕБНЯ (1835–1891). ИЗ ЗАПИСОК ПО ТЕОРИИ СЛОВЕСНОСТИ ................................................. 80 ТЕОРИЯ ЗАИМСТВОВАНИЯ .............................................................................................................................. 86 Ф. И. БУСЛАЕВ (1818-1897). ПЕРЕХОЖИЕ ПОВЕСТИ И РАССКАЗЫ. ........................................................ 91 В. Ф. МИЛЛЕР (1848–1913). ИЛЬЯ И РУСТЕМ ................................................................................................ 108 А.Н.ВЕСЕЛОВСКИЙ. СЛАВЯНСКИЕ СКАЗАНИЯ О СОЛОМОНЕ И КИТОВРАСЕ И ЗАПАДНЫЕ ЛЕГЕНДЫ О МОРОЛЬФЕ И МЕРЛИНЕ. .......................................................................................................... 141 ТЕОРИЯ САМОЗАРОЖДЕНИЯ ........................................................................................................................ 154 А. Н. ВЕСЕЛОВСКИЙ (1838–1906). ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ И ЕГО ФОРМЫ В ОТРАЖЕНИИ ПОЭТИЧЕСКОГО СТИЛЯ ........................................................................................................ 158 ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА ................................................................................................................................ 176 В. Ф. МИЛЛЕР. ОЧЕРКИ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СЛОВЕСНОСТИ ............................................................ 183 В. Ф. МИЛЛЕР. К БЫЛИНАМ О САДКЕ ........................................................................................................ 185 В. Ф. МИЛЛЕР. ОЧЕРК ИСТОРИИ РУССКОГО БЫЛИННОГО ЭПОСА ...................................................... 196 Б. М. СОКОЛОВ (1889-1930), Ю. М. СОКОЛОВ (1889–1941). ПОЭЗИЯ ДЕРЕВНИ .................................... 215 ИЗ СТАТЬИ Ю. М. СОКОЛОВА «ОЧЕРЕДНЫЕ ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА» ...... 219 ИЗ СТАТЬИ Б. М. СОКОЛОВА «ЭКСКУРСЫ В ОБЛАСТЬ ПОЭТИКИ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА» ....... 221 ИЗ ПРЕДИСЛОВИЯ Ю. М. СОКОЛОВА К КНИГЕ «СКАЗКИ И ПРЕДАНИЯ СЕВЕРНОГО КРАЯ» ........ 226 ЭТНОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ Д. К. ЗЕЛЕНИН (1878–1954). ОЧЕРКИ РУССКОЙ МИФОЛОГИИ ................................................................ 237 Д. К. ЗЕЛЕНИН. ТРОЕЦЫПЛЯТНИЦА (ЭТНОГРАФИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ) ................................ 239 БИБЛИОГРАФИЯ ................................................................................................................................................. 27 3
Стр.3

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.