Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Инновации в государственном и муниципальном управлении (290,00 руб.)

0   0
АвторыНовикова И. В., Недвижай С. В., Савченко И. П., Мухорьянова О. А., Рудич С. Б.
Издательствоизд-во СКФУ
Страниц284
ID603291
АннотацияВ пособии излагаются основы формирования и развития теории и практики системного совершенствования инновационных методов в государственном и муниципальном управлении
Кому рекомендованоПредназначено для студентов, обучающихся по направлению 38.04.04 – Государственное и муниципальное управление
УДК338.24
ББК65.290
Инновации в государственном и муниципальном управлении : учебное пособие. Направление подготовки 38.04.04 – Государственное и муниципальное управление. Магистерская программа «Региональное управление и муниципальный менеджмент» / И. В. Новикова, С. В. Недвижай, И. П. Савченко, О. А. Мухорьянова, С. Б. Рудич .— Ставрополь : изд-во СКФУ, 2016 .— 284 с. — URL: https://rucont.ru/efd/603291 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНИCТEPСТВO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ИННОВАЦИИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ И МУНИЦИПАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ Направление подготовки 38.04.04 – Государственное и муниципальное управление Магистерская программа «Региональное управление и муниципальный менеджмент» Ставрополь 2016 УДК 338.24 (075.8) ББК 65.290-2 я73 И 66 Печатается по решению редакционно-издательского совета Северо-Кавказского федерального университета Авторы: д-р социол. наук, профессор И. В. Новикова, канд. экон. наук, доцент С. В. Недвижай, канд. экон. наук, доцент И. П. Савченко, канд. экон. наук, доцент О. А. Мухорьянова, канд. экон. наук, доцент С. Б. Рудич И 66 Инновации в государственном и муниципальном управлении: учебное пособие / И. В. Новикова, С. В. Недвижай, И. П. Савченко, О. А. Мухорьянова, С. Б. Рудич. <...> Отдельные параграфы посвящены использованию франчайзинга в государственном и муниципальном управлении и анализу его особенностей в качестве инструмента общественно-государственного партнерства. <...> В частности, исследуются методологический и исторический аспекты маркетинга территории, выявляются особенности реализации брэндинга территории в современных условиях, рассматривается использование концепции «добросовестного руководства» в управлении государственной и муниципальной собственности, дается подробное исследование стандартизации в качестве способа государственного регулирования качества выпускаемых товаров и услуг. <...> В частности, представлены различные понятия «электронного правительства», его сущность, цели, принципы внедрения, подробно рассмотрены законодательные основы формирования и развития «электронного правительства», подробно и объективно отражены проблемы внедрения «электронного правительства» на уровне регионального управления. <...> Однако для <...>
Инновации_в_государственном_и_муниципальном_управлении.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.282
Стр.283
Инновации_в_государственном_и_муниципальном_управлении.pdf
МИНИCТEPСТВO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ИННОВАЦИИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ И МУНИЦИПАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ Направление подготовки 38.04.04 – Государственное и муниципальное управление Магистерская программа «Региональное управление и муниципальный менеджмент» Ставрополь 2016
Стр.1
УДК 338.24 (075.8) ББК 65.290-2 я73 И 66 Печатается по решению редакционно-издательского совета Северо-Кавказского федерального университета Авторы: д-р социол. наук, профессор И. В. Новикова, канд. экон. наук, доцент С. В. Недвижай, канд. экон. наук, доцент И. П. Савченко, канд. экон. наук, доцент О. А. Мухорьянова, канд. экон. наук, доцент С. Б. Рудич И 66 Инновации в государственном и муниципальном управлении: учебное пособие / И. В. Новикова, С. В. Недвижай, И. П. Савченко, О. А. Мухорьянова, С. Б. Рудич. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2016. – 284 с. В пособии излагаются основы формирования и развития теории и практики системного совершенствования инновационных методов в государственном и муниципальном управлении. Предназначено для студентов, обучающихся по направлению 38.04.04 – Государственное и муниципальное управление. УДК 338.24 (075.8) ББК 65.290-2 я73 Рецензенты: д-р социол. наук, профессор Т. И. Барсукова (филиал ФГБОУ ВО «Московский государственный университет информационных технологий, радиотехники и электроники»), канд. социол. наук, доцент П. В. Шмыгалева (Ставропольский филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации») © ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», 2016 2
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ Необходимость инновационного пути развития российской экономики, потребность в преодолении ее сырьевой направленности не является открытием начала XXI века. Все эти вопросы в различной степени возникали и обсуждались в отечественной экономике примерно с 1920-х годов. Однако, в настоящее время динамика мирового исторического развития, во многом обусловленная процессами глобализации, характеризуется качественно новым переломом в определении перспектив перехода экономики России к инновационному вектору развития, к актуализации доминирования инноваций в функционировании всех систем хозяйствования. Курс на инновационное развитие России определен основными нормативно-правовыми документами, на уровне Федерации к ним относятся: Постановление Правительства РФ от 24 июля 1998 г. № 832 «О Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998 – 2000 годы», Федеральный Закон «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в Российской Федерации», Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года, определенные статьи Бюджетного, Гражданского, Налогового и Таможенного кодексов РФ, Кроме того, ряд документов рассматривает и вопросы регионального инновационного развития. К ним относятся такие, как Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, Государственная программа Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика». Несмотря на обширное количество основополагающих документов, построение инновационной экономики невозможно без перестройки системы управления ею. Поэтому, инновации в государственном и муниципальном управлении – это потребность времени. Исторически в развитии системы государственного и муниципального управления наша страна переживала различные этапы – от полного контроля государства над всеми сферами жизни до практически полного ухода государственного и муниципального управления из сферы регулирования экономических процессов. В настоящее время практически во всех государствах мира глобальной потребностью становится все большее участие государства в регулировании системы рыночной экономики, причем не просто в регулировании, а в тесном взаимодействии органов государственного управления и 3
Стр.3
крупных предпринимательских структур, в разработке и применении инновационных систем поддержки НИОКР, ВПК, а также ведущих промышленных корпораций, определяющих экономическую безопасность страны. Сущностной характеристикой государства становится стремление уйти от контроля всех аспектов развития национальной социально-экономической системы, сократить по максимуму государственные расходы, но, в то же время, жестко контролировать или регулировать стратегически важные сферы, определяющие темпы и векторы государственного развития. Все происходящие процессы говорят о необходимости очередной качественной, эволюционной перестройке государственных и муниципальных институтов управления, инновационном совершенствовании методов и форм государственного управления. При этом, характерной чертой государственного и муниципального управления на современном этапе является активное заимствование форм и методов менеджмента, организационных структур, доказавших свою эффективность в бизнес-практике. Все вышеперечисленное доказывает актуальность учебного курса «Инновации в государственном и муниципальном управлении» и, соответственно, необходимость создания учебного пособия, дающего основы данного учебного курса. Характерной, отличительной чертой учебного пособия является комплексный подход к изложению инноваций в государственном и муниципальном управлении. В актуальных условиях российской экономики, кардинально изменивших роль и место государственных и муниципальных институтов управления, формы и методы государственного и муниципального управления не могут уже рассматриваться в качестве застывших, жестко регламентированных канонов. Однако и рыночные механизмы хозяйствования, естественные для эры свободного рынка, вследствие существенной специфики формирования и функционирования рыночных отношений в России, не могут с достаточной полнотой и эффективностью функционировать без вмешательства государства, причем, вмешательства, по формам и методам во многом адекватного механизмам регулирования крупных частных межгосударственных корпораций. Необходимость системного, комплексного изложения вопросов теории и практики формирования, развития и системного совершенствования инновационных методов в государственном и муниципальном управлении определила структуру пособия. 4
Стр.4
В первой главе пособия освещена сущностная основа инновационной парадигмы в государственном и муниципальном управлении, подробно рассматриваются основные понятия экономики инноваций, исследуются особенности инновационного развития России как объекта инновационного процесса. В качестве вводной информации дается краткий обзор основных подходов по использованию инновационных технологий в государственном и муниципальном управлении, а также анализируются процессы внедрения инноваций в области государственного и муниципального управления в контексте проведения административной реформы по повышению качества государственных и муниципальных услуг. Вторая глава исследует технологии и методы менеджмента, заимствованные системой государственного и муниципального управления для повышения эффективности деятельности государственных организаций. Новые условия развития общества приводят к тому, что многие методы и приемы менеджмента, доказавшие свою результативность в коммерческом секторе, постепенно переносятся в практику регионального и муниципального управления. Большинство подходов, конкретных приемов и технологий успешного менеджмента актуальны сегодня не только для коммерческих фирм, но и для органов государственного управления. В последнее время во всем мире отмечается изменение модели менеджмента в государственной службе в целом и в региональном и муниципальном управлении в частности. Эти изменения в определенной степени совпадают с изменениями менеджмента в коммерческих организациях. Следуя данной логике, вторая глава рассматривает особенности применение новых технологий менеджмента в региональном и муниципальном управлении; выявляет проблемы внедрения инновационных управленческих технологий в системе государственного и муниципального управления. В ней даются основные понятия об основах совершенствования процесса программно-целевого управления в регионе, применения бенчмаркинга как метода управления, внедрения концепции нового общественного управления (NPM). В третьей главе пособия подробно рассмотрены базовые механизмы применения инноваций, основанных на применении программно-целевого подхода. В частности, исследуется сущность программно-целевого управления в государственном и муниципальном управлении, анализируются основные подходы по при5
Стр.5
менению проектного менеджмента в государственном и муниципальном управлении. Отдельные параграфы посвящены использованию франчайзинга в государственном и муниципальном управлении и анализу его особенностей в качестве инструмента общественно-государственного партнерства. Четвертая глава учебного пособия посвящена подробному анализу и изложению технологий и методов маркетинга, которые адаптируются в системе нового государственного управления с целью повышения конкурентоспособность государства, регионов, территорий и государственных организаций. В частности, исследуются методологический и исторический аспекты маркетинга территории, выявляются особенности реализации брэндинга территории в современных условиях, рассматривается использование концепции «добросовестного руководства» в управлении государственной и муниципальной собственности, дается подробное исследование стандартизации в качестве способа государственного регулирования качества выпускаемых товаров и услуг. В пятой главе изложены теоретические основы концепции информационного общества, электронного правительства, открытого правительства и других инноваций в области информатизации государственного и муниципального управления. В частности, представлены различные понятия «электронного правительства», его сущность, цели, принципы внедрения, подробно рассмотрены законодательные основы формирования и развития «электронного правительства», подробно и объективно отражены проблемы внедрения «электронного правительства» на уровне регионального управления. Особое внимание привлекает обзор лучших практик внедрения E-government в странах Западной Европы, Азии и в США. Для облегчения усвоения материала учебного пособия текст подробно структурирован. В конце каждого параграфа каждой главы даются контрольные вопросы. 6
Стр.6
ОГЛАВЛЕНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ ………………………………………………… ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИОННОЙ ПАРАДИГМЫ В ГОСУДАРСТВЕННОМ И МУНИЦИПАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ ……………………………………………………….. 1.1. Основные понятия экономики инноваций …………………. 1.2. Особенности инновационного развития России как объекта инновационного процесса …………………………………………… 1.3. Краткий обзор основных подходов по использованию инновационных технологий в государственном и муниципальном управлении ……………………………………………………………. 1.4. Внедрение инноваций в области государственного и муниципального управления как основа проведения административной реформы по повышению качества государственных и муниципальных услуг …………………………. ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДЫ МЕНЕДЖМЕНТА, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В СИСТЕМЕ НОВОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ И НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОИСК ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ………………………….. 2.1. Применение новых технологий менеджмента в региональном и муниципальном управлении ……………………… 2.2. Проблемы внедрения инновационных управленческих технологий в системе государственного и муниципального управления …………………………………………………………… 2.3. Совершенствование процесса программно-целевого управления в регионе ………………………………………………… 2.4. Бенчмаркинг как метод управления ………………………… 2.5. NPM – новая модель управления обществом, основные идеи и положения …………………………………………………….. ГЛАВА 3. ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ, ОСНОВАННЫЕ НА ПРИМЕНЕНИИ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО ПОДХОДА ………………………… 3.1. Программно-целевое управление в государственном и муниципальном управлении …………………………………………. 3.2. Проектный менеджмент в государственном и муниципальном управлении ………………………………………… 282 3 7 7 18 30 38 52 52 64 72 77 86 109 109 118
Стр.282
3.3. Использование франчайзинга в государственном и муниципальном управлении …………………………………………. 3.4. Особенности фандрайзинга как инструмента общественногосударственного партнерства ………………………………………. ГЛАВА 4. ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДЫ МАРКЕТИНГА, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В СИСТЕМЕ НОВОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ГОСУДАРСТВА, ТЕРРИТОРИЙ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ……………………………………………………... 4.1. Методологический и исторический аспекты маркетинга территории ……………………………………………………………. 4.2. Особенности реализации брэндинга территории в современных условиях ……………………………………………….. 4.3. Концепция «добросовестного руководства» в управлении государственной и муниципальной собственности ……………….. 4.4. Стандартизация как способ государственного регулирования качества выпускаемых товаров и услуг …………… ГЛАВА 5. КОНЦЕПЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА, ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО, ОТКРЫТОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО …………………………………………………... 5.1. «Электронное правительство»: сущность, цели, принципы внедрения ……………………………………………………………... 5.2. Законодательные основы формирования и развития «Электронного правительства» ……………………………………… 5.3. Проблемы внедрения «Электронного правительства» на уровне регионального управления …………………………………... 5.4. E-government в странах Западной Европы, Азии и в США …. ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ ………………………………… 125 136 147 147 170 180 195 209 209 220 234 242 268 283
Стр.283

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.