Сегодня анализ качественных данных – это не только оригинальные методики работы с нечисловой информацией, но и мощная инновационная отрасль производства высокоинтеллектуальных продуктов, включающая в себя решение проблем социальной методологии, разработку программных средств, обучение пользователей. <...> Анализ данных качественных исследований является предметной областью, где методы и инструменты анализа неколичественной информации в условиях существования многочисленных ветвей современной качественной методологии – этнометодологии, этнографического анализа, биографических исследований, дискурсного метода, grounded theory, и др. – используются социологом с целями выявления и аналитического преодоления многозначности интерпретаций и оценок социальных явлений. <...> В результате усвоения тем и разделов дисциплины на практических занятиях у студентов должны сформироваться следующие профессиональные компетенции: 4 способность применять в научно-исследовательской, научно-аналитической деятельности методологию социологической теории и современные методы социологических исследований (ПК-1); знать и уметь использовать методы эмпирических исследований (ПК-4). <...> В результате освоения дисциплины обучающийся должен: знать: методологию качественной стратегии исследования, современные методы социологических исследований, методы эмпирических исследований теоретические основы метода анализа вербальных и невербальных качественных данных, основные принципы работы социолога с качественными данными, методы и методики интерпретации качественных данных, общие принципы аналитического описания, возможности компьютерной обработки качественных данных, подходы к оценке анализа качественных данных; уметь: использовать методы эмпирических исследований, собирать архив качественных данных, социологически анализировать фотографии и другие визуальные источники информации; описать микросоциальную <...>
Анализ_данных_качественных_исследований.pdf
МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
АНАЛИЗ ДАННЫХ
КАЧЕСТВЕННЫХ
ИССЛЕДОВАНИЙ
ПРАКТИКУМ
Направление подготовки 39.03.01 – Социология
Профиль «Социальная структура, социальные институты
и изменения»
Квалификация выпускника
Бакалавр
Ставрополь
2016
Стр.1
УДК 316.167 (075.8)
ББК 60.5 я 73
А 64
Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Северо-Кавказского федерального
университета
Рецензенты:
д-р социол. наук, профессор Д. А. Лушников,
д-р социол. наук, профессор Т. И. Барсукова
А 64 Анализ данных качественных исследований: практикум /
сост. А.П. Истомина. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2016. – 94 с.
Пособие представляет собой составную часть учебнометодического
комплекса дисциплины «Анализ данных качественных
исследований», разработанного в соответствии с требованиями
ОС ВО СКФУ и включает планы практических занятий,
основанных на использовании традиционных и интерактивных
методов обучения.
Предназначено для студентов, обучающихся по направлению
подготовки 39.03.01 – Социология.
УДК 316.167 (075.8)
ББК 60.5 я 73
Составитель
канд. социол. наук, доцент А. П. Истомина
© ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский
федеральный университет», 2016
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие …………………………………………………
1. Теоретические основы метода анализа вербальных и
невербальных качественных данных …………………………..
2. Первичное описание эмпиричных данных. Подготовка
данных интервью ……………………………………………….
3. Методы и методики интерпретации качественных
данных. Аналитическое «насыщенное» (thick) описание
(Гирц К.) ………………………………………………………….
4. Методы и методики интерпретации качественных
данных. Описательный (нарративный) анализ ……………….
5. Логика анализа качественных данных: аналитическая
индукция (У. Томас), построение идеальных типов ………….
6. Логика анализа качественных данных: поступательная
аппроксимация, иллюстративный метод, метод согласия и
метод различия Дж. Ст. Миля (аналитическое сравнение) …..
7. Общие принципы аналитического описания.
Концептуализация данных (Grounded Theory) …………….
8. Контент-анализ – количественно-качественный анализ
текста. История метода. Основные понятия контент-анализа.
Виды контент-анализа ………………………………………….
9. Контент-анализ – количественно-качественный анализ
текста. Процедура контент-анализа ……………………………
10. Анализ документов ……………………………………..
11. Визуальные образы в материальной и духовной
культуре общества ……………………………………………….
12. Методы анализа визуальных данных ………………….
13. Дискурсивный анализ …………………………………..
14. Оценка анализа качественных данных …………………
15. Представление и защита результатов качественного
исследования …………………………………………………….
16. Базы данных качественных исследований ……………..
Рекомендуемая литература ……………………………
Приложения ……………………………………………
3
6
11
17
19
24
28
32
33
37
39
42
46
48
52
54
59
63
72
93
Стр.93