МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
М. Н. Дарижапова
АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
САМООТНОШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
Улан-Удэ
Издательство Бурятского госуниверситета
2016
Стр.3
УДК 159. 923
ББК 88. 37
Д 203
Утверждено к печати редакционно-издательским советом
Бурятского государственного университета
Р е ц е н з е н т ы
Р. Д. Санжаева, д-р психол. наук, проф.
Т. Ц. Дугарова, д-р психол. наук, доц.
Л. А. Андреева, канд. психол. наук, доц.
Дарижапова М. Н.
Д 203 Акмеологические особенности самоотношения личности. —
Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2016. — 112 с.
ISBN 978-5-9793-0937-8
В монографии отражены теоретические аспекты акмеологических особенностей
самоотношения личности на примере государственных служащих.
Проведен анализ взаимосвязи самоотношения государственных служащих
с их индивидуально-типологическими, социально-психологическими и
профессионально-карьерными характеристиками. Автором подробно раскрыта
сущностная характеристика самоотношения как акмеологического
феномена.
Адресована психологам, может быть использована в системе подготовки,
переподготовки и повышения квалификации государственных служащих.
Darizhapova M. N.
Personal Development Features of Self-Identity. — Ulan-Ude: Buryat
State University Publishing Department, 2016. — 212 p.
ISBN 978-5-9793-0937-8
The book reflects the theoretical aspects of personal development features of
self-identity on the example of public servants. Correlation of employees’ selfattitude
with their individual typological, social, psychological and professional
career characteristics was analyzed. We disclosed in detail the essential characteristics
of self-attitude as a phenomenon of personal development psychology.
The book gives recommendations on formation of positive self-attitude,
which can be used in the system of training, retraining and advanced training of
civil servants, as well as by psychologists in individual counseling.
УДК 159. 923
ББК 88. 37
ISBN 978-5-9793-0937-8
© Бурятский госуниверситет, 2016
Стр.4
ВВЕДЕНИЕ
Отношение к себе (самоотношение) — одна из важнейших внутренних
детерминант саморазвития и самоосуществления человека,
проявляется в оценке реальной действительности и других людей, в
формировании собственных представлений о мире и себе самом, в
прогнозировании своей социальной эффективности, в определении
и ожидании отношения к себе окружающих и оказывает влияние на
его поведение, деятельность, процессы самоактуализации, самосовершенствования,
самореализации.
Проблема самоотношения приобретает особую актуальность, когда
речь идет о государственных служащих, эффективную деятельность
которых во многом определяют темпы развития общества и
успех политических, социальных и экономических преобразований
в стране. Но в то же время специфика государственной службы (высокая
нормативность и жесткая иерархичность профессиональных
взаимодействий, бюрократизация деятельности, преобладание корпоративной
этики над общественной, нестабильность, недостатки в
организации труда, частое возникновение труднопрогнозируемых
экстремальных ситуаций и действие экстремальных управленческих
факторов и т. п. ) оказывает негативное влияние на стержневые образования
личности государственного служащего и в первую очередь
на его самоотношение, что приводит к переживанию своей ненужности,
утрате своей ценности, трудностям в профессиональной
самореализации.
Анализ исследований позволил выявить противоречия между:
■ сущностной необходимостью развития позитивного самоотношения
государственных служащих как детерминанты их эффективной
самореализации и непрерывного акме-ориентированного саморазвития
и отсутствием у них потребности в этом;
■ потенциалом самоотношения как детерминанты самоактуализации,
самосовершенствования и самореализации государственных
служащих и их способностью регулировать самоотношение;
■ необходимостью формирования у государственных служащих
позитивного самоотношения и недостаточной разработанностью в
науке вопроса об акмеологических особенностях самоотношения.
Феномен отношения человека к себе активно изучается как отечественными,
так и зарубежными исследователями в рамках философии,
психологии, педагогики, акмеологии.
3
Стр.5
В отечественной психологии начало фундаментальным исследованиям
феномена отношения человека к себе было положено благодаря
трудам А. Н. Леонтьева, В. Н. Мясищева, С. Л. Рубинштейна,
A. Г. Спиркина, Е. В. Шороховой. Теоретическое осмысление этого
феномена было осуществлено в работах А. В. Визгиной, А. Т. Газизулина,
Л. Я. Гозмана, Ю. Н. Емельянова, Н. Г. Емузовой, А. М. Колышко,
И. С. Кона, А. Н. Крылова, M. И. Лисиной, О. М. Любимовой,
Л. М. Митиной, Н. И. Непомнящей, С. Р. Пантилеева, Р. Б. Сапожниковой,
Н. И. Сарджвеладзе, В. В. Столина, И. Г. Чесновой,
И. И. Чесноковой и других.
В западной психологии предметом психологического анализа
проблема отношения к себе стала после изданных в конце XIX в.
работ У. Джеймса. Значительный вклад в исследование самоотношения
внесли Д. Мид, А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс, Т. Шибутани,
Р. Бернс и другие.
В исследованиях отечественных психологов самоотношение рассматривается
либо как установочное (И. С. Кон, А. Ф. Лазурский,
B. Н. Мясищев, Н. И. Сарджвеладзе и др. ), либо как смысловое образование
(А. В. Визгина, С. Р. Пантилеев, В. В. Столин и др. ).
Психолого-педагогические и акмеологические исследования
(А. А. Деркач, С. Л. Рубинштейн, Н. В. Кузьмина, В. И. Купцов,
В. Н. Маркин, О. В. Москаленко, С. Р. Пантилеев, Е. В. Селезнева,
В. А. Сластенин, В. В. Столин и др. ) показывают, что специфика
отношения личности к собственному «я» регулирует межличностные
отношения, постановку и достижение целей, разрешение кризисных
ситуаций и в целом процессы самоактуализации, самосовершенствования,
самореализации. В то же время до сих пор не исследовались
собственно акмеологические особенности самоотношения
представителей отдельных профессиональных групп.
Целью данной работы является выявление акмеологических особенностей
самоотношения личности на примере государственных
служащих.
В первой главе монографии изложен анализ имеющихся публикаций,
научных исследований по проблеме самоотношения в психологии.
Во второй главе подробно рассмотрены результаты эмпирического
исследования общих характеристик самоотношения государственных
служащих.
4
Стр.6