МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ ПРАКТИКУМ Рекомендовано Учебно-методическим советом БГУ в качестве учебного пособия для обучающихся по направлениям подготовки 45.03.01 Филология, 41.03.01 Востоковедение и африканистика Улан-Удэ Издательство Бурятского госуниверситета 2017 УДК 81(075.8) ББК 81.00 В 24 Утверждено к печати редакционно-издательским советом Бурятского государственного университета Рецензенты Д. Ш. <...> Пособие ориентировано на студентов очного и заочного отделений филологических направлений подготовки Института филологии и массовых коммуникаций и Восточного института Бурятского государственного университета. <...> Этот раздел составляет основную часть комплекта учебно-методических материалов. <...> Цель освоения дисциплины — познакомить студентов с важнейшими разделами и проблемами науки о языке, с основными понятиями, которыми оперирует эта наука на современном этапе развития В ходе преподавания курса ставятся следующие задачи: - ввести студентов в круг понятий и проблем одной из стремительно развивающихся гуманитарных наук — языкознания; - дать целостное представление о языке, его устройстве, функциях, происхождении, формах существования, основных единицах и т. п.; - заложить теоретический фундамент и дать практические навыки для овладения многочисленными дисциплинами лингвистического цикла в системе университетского филологического образования, способствовать развитию межпредметных связей дисциплин лингвистического цикла (классических древних языков, современного русского языка и др.); - развить у студентов умение наблюдать за языковыми фактами и анализировать материал различных языков, навыки типологического подхода к лингвистическим явлениям; - познакомить студентов с основными методами лингвистических исследований, с современной лингвистической терминологией. <...> Виды учебной работы, № п <...>
Введение_в_языкознание__практикум_.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ
ПРАКТИКУМ
Рекомендовано Учебно-методическим советом БГУ
в качестве учебного пособия для обучающихся
по направлениям подготовки 45.03.01 Филология,
41.03.01 Востоковедение и африканистика
Улан-Удэ
Издательство Бурятского госуниверситета
2017
Стр.3
УДК 81(075.8)
ББК 81.00
В 24
Утверждено к печати редакционно-издательским советом
Бурятского государственного университета
Рецензенты
Д. Ш. Харанутова, д-р филол. наук, доц.
М. В. Овчинникова, канд. филол. наук, доц.
В 24
Введение в языкознание. Практикум: учебное пособие
/ составитель М. Б. Матанцева. — Улан-Удэ: Издательство
Бурятского госуниверситета, 2017. — 84 с.
ISBN 978-5-9793-0981-1
Пособие содержит методические указания к изучению дисциплины
«Введение в языкознание», программу курса, рекомендации по организации
изучения дисциплины, вопросы, задания, упражнения для самоконтроля,
материалы для контрольных работ, основная задача которых
— способствовать освоению теоретических знаний по указанному
предмету.
Пособие ориентировано на студентов очного и заочного отделений
филологических направлений подготовки Института филологии и массовых
коммуникаций и Восточного института Бурятского государственного
университета.
УДК 81(075.8)
ББК 81.00
ISBN 978-5-9793-0981-1
© Бурятский госуниверситет, 2017
Стр.4
ПРЕДИСЛОВИЕ
Курс «Введение в языкознание» является начальным, закладывающим
основы в системе лингвистических дисциплин, осваиваемых
студентом-филологом. Данный курс призван помочь студенту
преодолеть школьное представление о лингвистической науке как о
сумме орфографических правил, наработать навыки обобщения и
анализа языковых фактов, основанные на осознании различий между
непосредственным владением языком и его научным осмыслением.
Компетенции, формируемые в процессе изучения дисциплины
(согласно ФГОС ВО по направлению подготовки 45.03.01 Филология
(уровень бакалавриата):
- общекультурная компетенция — способность использовать
основы философских знаний для формирования мировоззренческой
позиции (ОК-1);
- общепрофессиональная компетенция — способность демонстрировать
представление об истории, современном состоянии и
перспективах развития филологии в целом и ее конкретной (профильной)
области (ОПК-1).
Предлагаемое учебно-методическое пособие ставит целью обеспечить
самостоятельную работу студентов над курсом «Введение в
языкознание». Он содержит все необходимое для того, чтобы студенты,
работая по этим методическим указаниям и опираясь на лекции
и учебники по курсу, могли практически овладеть содержанием
данного учебного предмета.
В пособие включены следующие разделы:
Содержание курса. Раздел включает пояснительную записку,
описание структуры и содержания курса, примерное тематическое
планирование.
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
Примерная система оценки знаний студента. Раздел
содержит перечень видов работы, которые оцениваются в рамках
балльно-рейтинговой системы и критерии их оценивания.
Вопросы, задания и упражнения для самоконтроля. Этот раздел
составляет основную часть комплекта учебно-методических
материалов. Он состоит из 23 подразделов, каждый из которых посвящен
определенной теме курса. Подразделы сгруппированы в 6
модулей.
3
Стр.5
В каждый подраздел включен перечень вопросов, ответы на которые
позволяют раскрыть соответствующую тему. Вопросы могут
быть использованы как для подготовки к практическим занятиям и
коллоквиумам, так и для самостоятельной проработки темы, что
особенно важно для студентов-заочников.
Кроме того, в большинстве подразделов представлены задания и
упражнения. Объектом анализа в заданиях и упражнениях является
в первую очередь материал русского языка как наиболее доступный
для студентов. Однако в некоторых случаях более наглядное представление
об устройстве языка и закономерностях его функционирования
может дать иностранный материал, поскольку свойства
родного языка, в силу его привычности, часто являются скрытыми
для носителей этого языка. В разделе использован материал не
только западноевропейских языков, изучаемых в средней школе и
вузе (английского, немецкого, французского), но и латинского языка,
а также языков, совершенно неизвестных студенту (японского,
суахили, некоторых финно-угорских языков и др.).
Материалы для контрольных работ. В процессе освоения дисциплины
в рамках аудиторной и внеаудиторной самостоятельной
работы студентов могут проводиться контрольные работы. Они
предполагают выполнение ряда заданий на материале небольшого
отрывка текста. Список заданий и варианты текстов помещены в
соответствующем разделе.
Литература. В разделе приводится список основной и дополнительной
учебной и справочной литературы по курсу, а также выборка
из электронных библиотечных систем «Руконт» и «Лань»,
доступных для использования студентами.
При подготовке УМК дисциплины использованы следующие пособия
и сборники упражнений: Введение в языкознание: Методические
указания. Уфа, 1988; Введение в языкознание. Общие сведения
о языке: Методические указания и задания. Пермь, 1991; Зиндер
Л. Р. Введение в языкознание: Сборник задач. М., 1987; Калабина
С. И. Практикум по курсу «введение в языкознание». 2 изд., исп. и
доп. М., 1985; Кондрашов Н. А. и др. Сборник задач и упражнений
по введению в языкознание. М., 1985; Лингвистические задачи: Пособие
для учащихся старших классов. М., 1983; Введение в языкознание.
Программа и методические указания к практическим занятиям.
Составители: Е. Л. Березович, О. В. Востриков, Н. В. Кабинина.
Екатеринбург, 2001.
4
Стр.6