Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Ответственность как системное качество личности (290,00 руб.)

0   0
АвторыПрядеин Валерий Павлович
ИздательствоУральский государственный педагогический университет
Страниц210
ID603142
АннотацияМонография посвящена изучению одного из базовых свойств личности - ответственности. С позиции многомерно-функционального подхода компоненты ответственности (динамический, эмоциональный, регуляторный, мотивационный, когнитивный и результативный) сопоставлялись с блоком психологических и психофизиологических методик. Системный подход позволил выявить возрастные, половые, дифференциально-психологические и психофизиологические предпосылки ответственности в их единстве и взаимообусловленности. Для психологов и психофизиологов.
Ответственность как системное качество личности : [монография] / В. П. Прядеин .— Екатеринбург : Уральский государственный педагогический университет, 2001 .— 210 с. — URL: https://rucont.ru/efd/603142 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

11 П 11 Научный редактор доктор психологических наук, профессор А.И. Крупнов Рецензенты: доктор психологических наук, профессор Б.Б. Коссов доктор психологических наук, профессор Э.Ф. Зеер Прядеин В.П. <...> Факторная структура ответственности у разных возрастных групп испытуемых. <...> Психологические различия в проявлении ответственности у представителей разных возрастов. <...> Факторная структура ответственности у разновозрастных групп женского и мужского пола . <...> Психологические различия в проявлении ответственности у представителей мужского и женского пола. <...> Связь показателей ответственности с уровнем субъективного контроля, эмпатией и тревожностью испытуемых………………. <...> Комплексное рассмотрение качества ответственности глубоко созвучно с исследованиями интегральной индивидуальности и вычленением свойств различных иерархических уровней, их взаимодействием, осуществляемыми в школе В.С. Мерлина – Б.А. Вятктна (Л.Я. Дорфман, А.Г. Исмагилова, В.Л. Катков, А.А. Коротаев, Т.И. Порошина, Е.А. Силина, Т.М. Хрусталева, М.Р. Щукин и др.) <...> Акцент в анализе был сделан на результативный характеризующие компонент ответственности, т.е. на параметры субъектность (субъектно-личностный результат) и предметность (общественно значимый результат). <...> Смещение акцента в анализе объясняется тем, что результативный компонент в ответственности – определяющий. <...> Екатеринбург, 2001 Валерий Прядеин 6 ВВЕДЕНИЕ Ответственность – базовое свойство личности, поэтому она изучается многими науками: философией, социологией, юриспруденцией, этикой, педагогикой и психологией. <...> С позиции системного подхода ответственность исследуется со следующих сторон: 1) анализ взаимодействия функциональных блоков; 2) системный анализ качества ответственности. <...> В данном параграфе остановимся на рассмотрении отдельных сторон и аспектов ответственности личности. <...> Следует иметь ввиду, что и в отношениях ответственной зависимости качество ответственности может <...>
Ответственность_как_системное_качество_личности_.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Ответственность_как_системное_качество_личности_.pdf
Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации Уральский государственный педагогический университет Факультет психологии УрГПУ Кафедра психологии УрГПУ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК СИСТЕМНОЕ КАЧЕСТВО ЛИЧНОСТИ Екатеринбург 2001
Стр.1
ББК 1. 11 П 11 Научный редактор доктор психологических наук, профессор А.И. Крупнов Рецензенты: доктор психологических наук, профессор Б.Б. Коссов доктор психологических наук, профессор Э.Ф. Зеер Прядеин В.П. Ответственность как системное качество личности. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т., 2001. – 200 с. Монография посвящена изучению одного из базовых свойств личности – ответственности (динамический, ответственности. С позиции многомерно-функционального подхода компоненты эмоциональный, регуляторный, мотивационный, когнитивный и результативный) сопоставлялись с блоком психологических и психофизиологических методик. Системный подход позволил выявить возрастные, половые, дифференциально-психологические и психофизиологические предпосылки ответственности в их единстве и взаимообусловленности. Для психологов и психофизиологов. ББК ISBN 1-111-11111-1 © В.П. Прядеин, 2001 2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ От автора …………………………………………………………………… 5 Введение………………………...................................................................... 7 Глава 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА ОТВЕТСТВЕННОСТИ 1.1. Основные подходы к исследованию ответственности..................... 8 1.2. Системный подход в изучении ответственности.............................. 14 1.3. Характеристика основных методов системного исследования ответственности...................................................................…………. 27 Глава 2. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ 2.1. Психологические проблемы изучения возрастных различий ответственности личности...............................................................… 38 2.2 Возрастные особенности ответственности у представителей подросткового, раннего юношеского, юношеского и зрелого возрастов.........................................................................................….. 42 2.3. Кластерный анализ ответственности у представителей разных возрастных групп.............................................................................… 50 2.4. Факторная структура ответственности у разных возрастных групп испытуемых...........................................................................… 55 2.5. Психологические различия в проявлении ответственности у представителей разных возрастов................................................. 56 2.6. Лонгитюдное исследование ответственности у студентов………. 59 Глава 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИИЯ 3.1. Психологические ОТВЕТСТВЕННОСТИ У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ЖЕНСКОГО И МУЖСКОГО ПОЛА признаки половой идентичности ответственности личности...............................................................… 64 3.2. Половозрастные особенности психологической структуры ответственности личности у лиц женского и мужского пола............................………………………………………………… 68 3.3. Кластерный анализ ответственности у представителей женского и мужского пола................................................................................... 80 3.4. Факторная структура ответственности у разновозрастных групп женского и мужского пола ................................................................. 89 3.5. Психологические различия в проявлении ответственности у представителей мужского и женского пола................................... 92 3
Стр.3
Глава 4. СВЯЗЬ ОТВЕТСТВЕННОСТИ С ЛИЧНОСТНЫМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ 4.1. Соотношение различных компонентов ответственности с личностными факторами по Р.Кеттеллу…………………………… 100 4.2. Связь показателей ответственности с уровнем субъективного контроля, эмпатией и тревожностью испытуемых………………... 106 4.3. Воля и ответственность……………………………………………... 122 4.4. Системный анализ общительностью, параметров ответственности настойчивостью и с инициативностью личности……………………………………………………………… 126 Глава 5. ПРИРОДНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ 5.1. Корреляции свойств и типов темперамента с различными переменными ответственности……………………………………... 140 5.2. Связь показателей ответственности с проявлением свойств нервной системы…………………………………………………….. 147 5.4 Взаимодействие 5.3. Соотношение ответственности с электроэнцефалографическими показателями свойств нервной системы…………………………… 151 сигнальных систем действительности с переменными ответственности …………………………………….. 157 6.1. Количественный Глава 6. ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ анализ индивидуально-типических различий ответственности у студентов…………………………….. 162 6.2. Анализ предпочтений различных признаков ответственности у представителей юношеского возраста…………...………………… 169 6.3. Качественная характеристика ответственности студентов……… 172 ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................… 177 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК........................................................... 180 ПРИЛОЖЕНИЕ..........................................................................................… 194 4
Стр.4
ОТ АВТОРА Представление о системном характере ответственности предполагает, что она является не просто одним из свойств личности, а ее интегральным качеством, механизмом организации жизнедеятельности человека во многом определяющем успешность его деятельности. Это находит отражение в степени различной выраженности ее основных компонентов на разных стадиях онтогенеза, в гендерной специфике, в неодинаковости природных предпосылок различных компонентов ответственности и т.д. В работе мы опирались на положения отечественной психологии о личности (К.А. Абульханова-Славская, системном характере качеств Л.И. Анцыферова, Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Н.И. Рейнвальд, Д.И. Фельдштейн и др.), а также на концепцию многомерно-функциональной организации свойств личности (А.И. Крупнов). Комплексное рассмотрение качества ответственности глубоко созвучно с исследованиями интегральной индивидуальности и вычленением свойств различных иерархических уровней, их взаимодействием, осуществляемыми в школе В.С. Мерлина – Б.А. Вятктна (Л.Я. Дорфман, А.Г. Исмагилова, В.Л. Катков, А.А. Коротаев, Т.И. Порошина, Е.А. Силина, Т.М. Хрусталева, М.Р. Щукин и др.). Для выявления природных предпосылок ответственности были использованы не только параметры жизненных проявлений свойств нервной системы, но и ее безусловно рефлекторные индикаторы. Применительно к регистрируемым ритмам (тета, альфа, бета-1, бета-2) были использованы критерии, разработанные в лаборатории психофизиологии НИИ ОПП АПН СССР Э.А. Голубевой и сотрудниками (В.Н. Азаров, Г.А. Аминев, Н.Я. Большунова, Е.П. Гусева, Г.Н. Дерюгина, С.А. Изюмова, Б.Р. Кадыров, В.В. Печенков, Т.А. Ратанова и др.) для биоэлектрических показателей диагностики свойств нервной системы. Не смотря на то, что в работе были рассмотрены и соотношения ответственности со специальными свойствами нервной системы, мы отчетливо осознаем, что в этом направлении находимся лишь в начале пути. При написании данной работы были использованы переработанные данные глав предыдущей монографии «Половозрастные особенности ответственности личности» (1988). Акцент в анализе был сделан на результативный характеризующие компонент ответственности, т.е. на параметры субъектность (субъектно-личностный результат) и предметность (общественно значимый результат). Смещение акцента в анализе объясняется тем, что результативный компонент в ответственности – определяющий. Без него, без внешнего проявления ответственности, нельзя говорить и об ответственности субъекта (она остается «вещью в себе»). Остальные компоненты ответственности и параметры ее составляющие в 5
Стр.5
большей мере уточняют ее операциональные или содержательные характеристики. Я выражаю глубокую признательность моим учителям Александру Ивановичу Крупнову и Эре Александровне Голубевой за бескорыстную помощь и поддержку на всех этапах работы над монографией. Я благодарен первому проректору УрГПУ, проректору по научной работе и международным связям Борису Михайловичу Игошеву за понимание, моральную и материальную поддержку. Большое спасибо декану факультета психологии УрГПУ Андрею Энгельсовичу Пятинину и преподавателям кафедры практической психологии, которые создали самые благоприятные условия для моей научной деятельности. Особо признателен директору базовой школы № 198 г. Екатеринбурга Людмиле Петровне Табатчиковой за сотрудничество и поддержку. На протяжении всего исследования мне оказывал техническую помощь Кирилл Владимирович Камышников, за что я ему весьма признателен. Слова любви и благодарности моей жене Лидии Александровне за обеспечение «тылов» и предоставление свободы, без которой не было бы этой книги. Екатеринбург, 2001 Валерий Прядеин 6
Стр.6
ВВЕДЕНИЕ Ответственность – базовое свойство личности, поэтому она изучается многими науками: философией, социологией, юриспруденцией, этикой, педагогикой и психологией. Под ответственностью мы понимали гарантирование субъектом достижения результата собственными силами на основе самостоятельно принятого решения, осознанного долга и совести. На методологическом уровне в психологии разработан системный подход, он реализован применительно к личности и ее ответственности. Однако на уровне конкретных исследований, как показывает анализ литературных данных, представлены отдельные факты, касающиеся возрастных, половых, дифференциально-психологических проявлений ответственности. Эти факты разрозненны и не рассмотрены в единой системе знаний, относящихся к различным отраслям психологии. Необходима и целостность в исследовании основных компонентов ответственности – динамического, эмоционального, регуляторного, мотивационного, когнитивного и результативного в их взаимосвязях. Исходя из многомерно-функционального анализа отдельных свойств личности (А.И. Крупнов), ответственность можно определить как достижение результата на основе взаимодействия регуляторно-динамических и мотивационно-смысловых компонентов. В работе изучаются в комплексе, преимущественно на одних и тех же измеряющих: испытуемых, возрастные, половые, дифференциально-психологические, психофизиологические предпосылки ответственности в единстве и взаимообусловленности. Данный подход помогает решить целый ряд актуальных проблем, связанных с вопросами онтогенеза и развития ответственности, полоролевых вариаций ответственного поведения. Это поможет найти не только общее, но и специфическое в психологических проявлениях ответственности личности. В работе использовался комплекс диагностических методик, ответственность и другие свойства психофизиологические методы изучения типологических свойств НС и темперамента; методы математической статистики. В ходе исследования принимали участие разновозрастные группы испытуемых - студенты и учащиеся до 250 человек. Достоверность результатов обеспечивалась репрезентативностью выборки, применением апробированного инструментария, методами статистической обработки данных, теоретической, эмпирической, конструктной и факторной валидностью методов исследования. Надежность результатов исследования подтверждена ретестовыми испытаниями, критерием Лайкерта, результатами обсчета по формуле Спирмена-Брауна и коэффициентами Кронбаха-альфа. 7 личности;
Стр.7