Небесный Помещик и другие загадки «Мёртвых душ» В советское время школьникам разъясняли, что основной пафос «Мертвых душ» — это обличение крепостного права и бездушного чиновничества. <...> Сейчас же, как считает доктор филологических наук Владимир Воропаев, делают упор на другое: на морализаторство Гоголя (все эти «Коробочка как образ тупости», «Плюшкин как образ жадности»), на художественные особенности гоголевского текста. <...> Но вот о том, что в «Мертвых душах» было важнее всего самому Гоголю, почти не говорят. май 2017 • ФОМА 75 К УЛ Ь Т У Р А — Владимир Алексеевич, чего же именно сегодня не замечают в «Мертвых душах? <...> — Если сейчас спросить не только у девятиклассников, но даже у учителей, то мало кто ответит, почему поэма так называется, в каком смысле эти мертвые души — мертвые. <...> Между тем у Гоголя есть ясный, четкий ответ — и в самой поэме, и в предсмертных записях. <...> — А вот вопрос, который появляется у всех школьников: почему «Мертвые души» названы поэмой? <...> — Такой вопрос возникает не только у нынешних школьников — он возникал и у современников Гоголя. <...> Слово «поэма» применительно к прозаическому произведению их сильно смущало. <...> Говорили о том, что Гоголь назвал так свою книгу в шутку. <...> Нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом…» душах» он писал: «Нет, не в шутку назвал свой роман поэмой Гоголь. <...> Высокая вдохновенная поэма пойдет для большинства за преуморительную шутку». <...> Если рассматривать «Мертвые души» с позиций современного литературоведения, то, конечно, их можно считать романом — признаки романа там есть. <...> Тем не менее произведение это столь поэтическое, что определение «поэма» выглядит вполне естественным. <...> Да, это не такая поэзия, к какой мы привыкли, не силлабо-тонический стих, где есть рифма и размер, но по образности, по концентрированности мыслей 76 ФОМА • май 2017 и чувств это именно что поэзия, сложно и тонко организованная. <...> Кстати, Иван Тургенев утверждал, что для таких людей, как Гоголь <...>