ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ РАО
Н. И. ЧУПРИКОВА
И ПСИХИЧЕСКИЕ
ПРОЦЕССЫ
ПСИХИКА
СИСТЕМА ПОНЯТИЙ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ
ЯЗЫКИ СЛАВЯНСКОЙ КУЛЬТУРЫ
МО ЗНАК
СКВА 2015
Стр.4
��� 159.9
��� 28.0
� 92
� 92
��������� �. �. ������� � ����������� �������� (�������
������� ����� ����������). — �. : ����� ����������
�������� : ����, 2015. — 608 �. — (�������� ��������� �
����. Language and Reasoning).
ISBN 978-5-9551-0759-2
� ����� �������������� ������������� ������������ � �������������
���������� ��������� ������� ��� ��������� ����������������
� ���������� �� ���� ������ ��������� � ������������. ��� �����
�� ������, ��� ������ ���� �������� � �������, ����� ��������� �
������������ ���� ���������, ��������� ������� �������� ������������
������� ����� ����������. ��������� ������������� � ����������-������������
�������������� ������� ������������ ���������
� ��������� ��������� � ������������, ��������� �� 7 ��������
��������� (�����������, ������������-�������������, �������������,
�����������, ���������������, ������������-��������������,
����������-�������������).
����������� ������������� � ������������ ����� ��� �������������
�� ����� ��������, ������������ ������������� ������� ��������������������
�������� � ���� ��������� �������. ����������
���������� ������� ������� � ��������, ������������� �����������
� ��������� ��������������� ���������� ��������. ������������
�������� � �������� ������� ������ �������������� ������ ��������
���� ������� ������ ������� � �������� — �� ������ � ������,
�� ������ � ��������.
�������������� �������������� �������� ���� �. �. �������
� ������������ �������� ������ ������� ������������ �������� � ��������
� ����� � �������� � �������� ������ ��������� �������� ����������������.
��������������� �����, ����������������� � ������
����������� ���� ��������� ������� � ������� � ��������� ��������,
���������� �������������������� ������ ���������-����������
���������� ����������� � ����� ��������� �������������.
� ������, ����������� ��������� ����������� ���������, ����������
� ����������������� ����������� ������ �� ��������. ���������
����� ������ �� ������� ��������� ��������, ��������, �����������,
����.
����� ���������� ����������, �������������� ������ �����, �������
159.9
��� 28.0
Электронная версия данного издания является собственностью издательства,
и ее распространение без согласия издательства запрещается.
ISBN 978-5-9551-0759-2
© ��������� �. �., 2015���
© ����� ���������� ��������, ��������-�����, 2015
����� � ���� ���������, �������������� �������� ������� � ��������
�������������������� ��������.
Стр.5
Оглавление
Предисловие
Ч а с т ь п е р в а я
психика как отражение действительности
и регулятор поведения и деятельности
Глава 1
Понимание психики как отражения действительности
и регулятора поведения и деятельности
в отечественной психологии. Историко-философские корни
теории отражения. Идеи отражения в натурфилософии,
поэзии и литературе. Закон опережающего отражения
П. К. Анохина
Глава 2
Соотношение понятий психики и рефлекса
(рефлекторная деятельность мозга и психика)
Глава 3
Незеркальность чувственного отражения действительности.
Настроечные и регуляторные процессы в деятельности
нервной системы и в организации поведения
Глава 4
Высшая регулирующая и управляющая роль
второй сигнальной системы в психике и поведении человека
Общие положения
Эффекты словесных внушений в гипнозе. Эффекты плацебо
и внушающей силы слова в естественных условиях
Словесные инструкции и условные рефлексы у человека
Влияние словесных предупреждений и инструкций
на сенсорные, перцептивные и ассоциативные процессы
63
63
66
69
72
17
25
41
56
Стр.10
10
оглавление
Принцип второсигнального вербально-смыслового управления
афферентацией в актах сознательной когнитивной
деятельности человека
Л. С. Выготский и И. П. Павлов. Метод двойной стимуляции
как метод исследования взаимодействия первой и второй
сигнальных систем при формировании понятий.
Выготский о ключевой роли словесных инструкций
в психологическом эксперименте
Ч а с т ь в т о р а я
система понятий общей психологии
и функциональная система психики
Глава 5
Теория отражения как основа построения системы
основных понятий общей психологии.
Психика как единая целостная функциональная система
регуляции поведения и деятельности
Глава 6
Активационно-энергетическая подсистема психики
Уровень активации коры и ее
аналитико-синтетическая функция
Локальное усиление нервной активности и метаболизма
в работающих областях мозга
Обострение аналитической и синтетической функции коры
при стимуляции неспецифических структур мозга
Источники и механизмы включения
в целостную функциональную систему психики
ее активационно-энергетической подсистемы
Глава 7
Внимание в системе психологических понятий
и в структуре функциональной системы психики
Кризисное состояние проблемы внимания
Источники и механизмы возникновения внимания
Внимание в системе основных понятий общей психологии
в области психических процессов
О природе динамических и интенсивностных характеристик
процессов и продуктов познания. Место внимания
в общей функциональной системе психики
73
79
89
100
101
103
104
105
112
112
119
122
124
Стр.11
оглавление
11
В каком смысле можно говорить о процессах внимания.
Разрешение дилеммы: внимание —
это особый психический процесс или особая сторона
других психических процессов?
О причинах ограниченности объема внимания
и кратковременной памяти
О возможной тормозной природе феноменов «невнимания»
Предложенное понимание природы процессов и эффектов
внимания и исследования внимания
в когнитивной психологии
Глава 8
Сознание человека в рамках теории отражения.
Соотношение понятий сознания и психики.
Сознание как высшая расчлененная и системно-упорядоченная
форма отражения
Сознательные (осознаваемые) и бессознательные
(неосознаваемые) психические процессы.
Психика как родовое понятие по отношению к понятиям
сознания и бессознательного
Центробежные процессы, опосредующие акты сознания
Сознание как высшая расчлененная и системно-упорядоченная
форма отражения
Реабилитация понятия интроспекции
Ч а с т ь т р е т ь я
психика и деятельность мозга.
объект и предмет психологии
Глава 9
Психика и деятельность мозга. На пути
к монистическому решению психофизиологической проблемы.
От дуализма Декарта к монизму Спинозы
Современное состояние проблемы соотношения
понятий психики и деятельности мозга
Мозг как орган отражения действительности
О двух классах нервно-мозговых процессов.
Качественное отличие материальных отражательных
процессов мозга от всех других материальных процессов
в теле и в организме животных и человека
154
158
160
164
152
128
133
136
139
169
169
174
176
Стр.12
12
Оглавление
Решение психофизиологической проблемы
в рамках монистической теории Спинозы
О качественном нейрохимическом многообразии процессов
отражательной и регулирующей поведение
деятельности мозга
Глава 10
Объект, предмет, методы и методология психологической науки
Ч а с т ь Ч е т в е р т а я
развитие психики
Глава 11
Развитие психики Общий универсальный закон развития
Фило- и онтогенез функциональной системы
психической регуляции поведения и деятельности
Проблема развития психики в отечественной общей психологии
и в переведенных западных учебниках
по основам психологии
Всеобщий универсальный закон развития
Его действие в эволюции жизни, в психическом развитии
человека и в историческом развитии человечества
Развитие функциональной системы психического
отражения и регуляции поведения и деятельности
в свете универсальной дифференционно-интеграционной
парадигмы развития
Заключение
Ч а с т ь п я т а я
психиЧеские прОцессы
Глава 12
Ощущения
Ощущения и восприятие как процессы непосредственного
чувственного отражения действительности
Основные понятия и термины в исследованиях ощущений
Виды ощущений
Зрительные ощущения
Слуховые ощущения
Кожные ощущения
245
245
249
256
257
264
269
207
207
212
227
237
178
184
187
Стр.13
оглавление
13
Двигательные (кинестетические, проприорецептивные)
ощущения
Вестибулярные ощущения
Вкусовые ощущения
Обонятельные ощущения
Органические (внутренние, висцеральные, интероцептивные)
ощущения
Общие характеристики ощущений
Чувствительность и пороги ощущений
Сенсорная адаптация
Взаимодействие ощущений
Основной психофизический закон
Развитие ощущений в фило-и онтогенезе.
Теория специфических энергий органов чувств И. Мюллера
Заключение
Глава 13
Восприятие
Современное состояние проблемы восприятия
Предметность и целостность зрительного восприятия.
Восприятие формы
Теория восприятия пространства: отражение глубины,
расстояний и направлений по их функциям на плоскости
рецепторов (к построению субъективной модели
трехмерного пространства)
Стабильность зрительного поля при изменении
местоположения сетчаточных изображений,
вызванных движениями глаз и головы
Восприятие движения
Константность зрительного восприятия
Развитие восприятия. Микрогенез актов восприятия
Апперцепция
Глава 14
Сенсорная абстракция. Сенсорно-перцептивные обобщения,
их особенности и формирование
Сенсорная абстракция
Сенсорно-перцептивные обобщения
Глава 15
Память
Память в современной общей психологии
271
273
274
277
280
283
283
289
291
293
300
311
317
317
322
326
339
343
348
356
361
365
366
369
378
379
Стр.14
14
оглавление
Содержание понятия «опыт». Виды опыта
Обобщающая работа памяти
Познавательная активность и память
Нейрофизиологические и генно-молекулярные
механизмы памяти
Некоторые вопросы теории памяти.
Взаимодействие первой и второй сигнальных систем
в актах воспроизведения
Глава 16
Мышление
Современное состояние психологической теории мышления
Мышление как высшая расчлененно-аналитическая форма
познания, качественно отличная от чувственного восприятия
Процессы и формы мышления
Развитие мышления
Структурные носители развивающегося
и развитого мышления. Интеллект
Мышление как процесс решения задач
Заключение
Глава 17
Язык, речь, общение, мышление
Речь как подсистема целостной функциональной системы
психического отражения действительности и регуляции
на этой основе поведения и деятельности
Неразрывное единство коммуникативной
и познавательной функций языка и речи
О понятиях языка и речи. Внутренние психологические
языковые структуры. Роли языка и речи
в процессах мышления
Язык и познание. Некоторые вопросы теории
и практические педагогические следствия
Принцип системной дифференциации в онтогенетическом
развитии речевой функции и языковой способности
Заключение
Глава 18
Ассоциации. Их место и роль в психике и поведении.
Современный взгляд
382
384
392
399
408
422
422
424
444
450
469
485
501
504
506
511
516
521
529
537
539
Стр.15
оглавление
15
Глава 19
Воображение и творчество
Понятие о воображении в психологии
Природа и функции воображения в познании, поведении
и деятельности человека. Воссоздающее воображение
Творческое воображение
Глава 20
Потребности и эмоции
Эмоции как вид психического отражения и подсистема
общей функциональной системы психики
Глава 21
Воля
565
565
568
572
583
Теоретические проблемы психологии потребностей и эмоций 583
Потребности как вид психического отражения и подсистема
общей функциональной системы психики
587
590
598
Стр.16