Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Психика и психические процессы: система понятий общей психологии (319,00 руб.)

0   0
Первый авторЧуприкова Н. И.
АвторыИн-т психологии РАО
ИздательствоМ.: Языки славянской культуры
Страниц609
ID584855
АннотацияВ книге обосновывается правомерность сложившегося в отечественной психологии понимания психики как отражения действительности и регулятора на этой основе поведения и деятельности. Как ответ на вопрос, что должно быть отражено в психике, чтобы поведение и деятельность были успешными, построена система основных традиционных понятий общей психологии. Выдвинуто представление о структурно-динамической функциональной системе психического отражения и регуляции поведения и деятельности, состоящей из 7 основных подсистем (когнитивной, потребностно-мотивационной, эмоциональной, мнемической, коммуникативной, активационно-энергетической, центрально-интегративной). Выдвигается представление о деятельности мозга как отражательной по своей сущности, предлагается монистическое решение психофизиологической проблемы в духе философии Спинозы. Проводится различение понятий психики и сознания, высказываются соображения о возможных физиологических механизмах сознания. Раскрывается действие в развитии психики общего универсального закона развития всех сложных систем природы и общества - от целого к частям, от общего к частному. Обосновывается принципиальное значение идеи И.П. Павлова о качественном различии высшей нервной деятельности человека и животных в связи с наличием у человека особых словесных сигналов действительности. Рассматриваются факты, свидетельствующие о высшей управляющей роли словесной системы в психике и поведении человека, предложена психофизиологическая модель вербально-смыслового управления поступающей к мозгу сенсорной афферентацией. В главах, посвященных отдельным психическим процессам, освещаются и систематизируются фактические данные их изучения. Предложен новый взгляд на природу процессов внимания, мышления, воображения, воли.
Кому рекомендованоКнига адресована психологам, исследователям работы мозга, философам и всем читателям, интересующимся природой психики и решением психофизиологической проблемы.
ISBN978-5-9551-0759-2
УДК159.9
ББК28.0
Чуприкова, Н.И. Психика и психические процессы: система понятий общей психологии / Ин-т психологии РАО; Н.И. Чуприкова .— Москва : Языки славянской культуры, 2015 .— 609 с. — (Разумное поведение и язык. Language and Reasoning) .— На тит. листе указ. изд-во: Знак .— ISBN 978-5-9551-0759-2 .— URL: https://rucont.ru/efd/584855 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Психика_и_психические_процессы_(система_понятий_общей_психологии).pdf
Стр.4
Стр.5
Стр.10
Стр.11
Стр.12
Стр.13
Стр.14
Стр.15
Стр.16
Психика_и_психические_процессы_(система_понятий_общей_психологии).pdf
ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ РАО Н. И. ЧУПРИКОВА И ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ПСИХИКА СИСТЕМА ПОНЯТИЙ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ ЯЗЫКИ СЛАВЯНСКОЙ КУЛЬТУРЫ МО ЗНАК СКВА 2015
Стр.4
��� 159.9 ��� 28.0 � 92 � 92 ��������� �. �. ������� � ����������� �������� (������� ������� ����� ����������). — �. : ����� ���������� �������� : ����, 2015. — 608 �. — (�������� ��������� � ����. Language and Reasoning). ISBN 978-5-9551-0759-2 � ����� �������������� ������������� ������������ � ������������� ���������� ��������� ������� ��� ��������� ���������������� � ���������� �� ���� ������ ��������� � ������������. ��� ����� �� ������, ��� ������ ���� �������� � �������, ����� ��������� � ������������ ���� ���������, ��������� ������� �������� ������������ ������� ����� ����������. ��������� ������������� � ����������-������������ �������������� ������� ������������ ��������� � ��������� ��������� � ������������, ��������� �� 7 �������� ��������� (�����������, ������������-�������������, �������������, �����������, ���������������, ������������-��������������, ����������-�������������). ����������� ������������� � ������������ ����� ��� ������������� �� ����� ��������, ������������ ������������� ������� �������������������� �������� � ���� ��������� �������. ���������� ���������� ������� ������� � ��������, ������������� ����������� � ��������� ��������������� ���������� ��������. ������������ �������� � �������� ������� ������ �������������� ������ �������� ���� ������� ������ ������� � �������� — �� ������ � ������, �� ������ � ��������. �������������� �������������� �������� ���� �. �. ������� � ������������ �������� ������ ������� ������������ �������� � �������� � ����� � �������� � �������� ������ ��������� �������� ����������������. ��������������� �����, ����������������� � ������ ����������� ���� ��������� ������� � ������� � ��������� ��������, ���������� �������������������� ������ ���������-���������� ���������� ����������� � ����� ��������� �������������. � ������, ����������� ��������� ����������� ���������, ���������� � ����������������� ����������� ������ �� ��������. ��������� ����� ������ �� ������� ��������� ��������, ��������, �����������, ����. ����� ���������� ����������, �������������� ������ �����, ������� 159.9 ��� 28.0 Электронная версия данного издания является собственностью издательства, и ее распространение без согласия издательства запрещается. ISBN 978-5-9551-0759-2 © ��������� �. �., 2015��� © ����� ���������� ��������, ��������-�����, 2015 ����� � ���� ���������, �������������� �������� ������� � �������� �������������������� ��������.
Стр.5
Оглавление Предисловие Ч а с т ь п е р в а я психика как отражение действительности и регулятор поведения и деятельности Глава 1 Понимание психики как отражения действительности и регулятора поведения и деятельности в отечественной психологии. Историко-философские корни теории отражения. Идеи отражения в натурфилософии, поэзии и литературе. Закон опережающего отражения П. К. Анохина Глава 2 Соотношение понятий психики и рефлекса (рефлекторная деятельность мозга и психика) Глава 3 Незеркальность чувственного отражения действительности. Настроечные и регуляторные процессы в деятельности нервной системы и в организации поведения Глава 4 Высшая регулирующая и управляющая роль второй сигнальной системы в психике и поведении человека Общие положения Эффекты словесных внушений в гипнозе. Эффекты плацебо и внушающей силы слова в естественных условиях Словесные инструкции и условные рефлексы у человека Влияние словесных предупреждений и инструкций на сенсорные, перцептивные и ассоциативные процессы 63 63 66 69 72 17 25 41 56
Стр.10
10 оглавление Принцип второсигнального вербально-смыслового управления афферентацией в актах сознательной когнитивной деятельности человека Л. С. Выготский и И. П. Павлов. Метод двойной стимуляции как метод исследования взаимодействия первой и второй сигнальных систем при формировании понятий. Выготский о ключевой роли словесных инструкций в психологическом эксперименте Ч а с т ь в т о р а я система понятий общей психологии и функциональная система психики Глава 5 Теория отражения как основа построения системы основных понятий общей психологии. Психика как единая целостная функциональная система регуляции поведения и деятельности Глава 6 Активационно-энергетическая подсистема психики Уровень активации коры и ее аналитико-синтетическая функция Локальное усиление нервной активности и метаболизма в работающих областях мозга Обострение аналитической и синтетической функции коры при стимуляции неспецифических структур мозга Источники и механизмы включения в целостную функциональную систему психики ее активационно-энергетической подсистемы Глава 7 Внимание в системе психологических понятий и в структуре функциональной системы психики Кризисное состояние проблемы внимания Источники и механизмы возникновения внимания Внимание в системе основных понятий общей психологии в области психических процессов О природе динамических и интенсивностных характеристик процессов и продуктов познания. Место внимания в общей функциональной системе психики 73 79 89 100 101 103 104 105 112 112 119 122 124
Стр.11
оглавление 11 В каком смысле можно говорить о процессах внимания. Разрешение дилеммы: внимание — это особый психический процесс или особая сторона других психических процессов? О причинах ограниченности объема внимания и кратковременной памяти О возможной тормозной природе феноменов «невнимания» Предложенное понимание природы процессов и эффектов внимания и исследования внимания в когнитивной психологии Глава 8 Сознание человека в рамках теории отражения. Соотношение понятий сознания и психики. Сознание как высшая расчлененная и системно-упорядоченная форма отражения Сознательные (осознаваемые) и бессознательные (неосознаваемые) психические процессы. Психика как родовое понятие по отношению к понятиям сознания и бессознательного Центробежные процессы, опосредующие акты сознания Сознание как высшая расчлененная и системно-упорядоченная форма отражения Реабилитация понятия интроспекции Ч а с т ь т р е т ь я психика и деятельность мозга. объект и предмет психологии Глава 9 Психика и деятельность мозга. На пути к монистическому решению психофизиологической проблемы. От дуализма Декарта к монизму Спинозы Современное состояние проблемы соотношения понятий психики и деятельности мозга Мозг как орган отражения действительности О двух классах нервно-мозговых процессов. Качественное отличие материальных отражательных процессов мозга от всех других материальных процессов в теле и в организме животных и человека 154 158 160 164 152 128 133 136 139 169 169 174 176
Стр.12
12 Оглавление Решение психофизиологической проблемы в рамках монистической теории Спинозы О качественном нейрохимическом многообразии процессов отражательной и регулирующей поведение деятельности мозга Глава 10 Объект, предмет, методы и методология психологической науки Ч а с т ь Ч е т в е р т а я развитие психики Глава 11 Развитие психики Общий универсальный закон развития Фило- и онтогенез функциональной системы психической регуляции поведения и деятельности Проблема развития психики в отечественной общей психологии и в переведенных западных учебниках по основам психологии Всеобщий универсальный закон развития Его действие в эволюции жизни, в психическом развитии человека и в историческом развитии человечества Развитие функциональной системы психического отражения и регуляции поведения и деятельности в свете универсальной дифференционно-интеграционной парадигмы развития Заключение Ч а с т ь п я т а я психиЧеские прОцессы Глава 12 Ощущения Ощущения и восприятие как процессы непосредственного чувственного отражения действительности Основные понятия и термины в исследованиях ощущений Виды ощущений Зрительные ощущения Слуховые ощущения Кожные ощущения 245 245 249 256 257 264 269 207 207 212 227 237 178 184 187
Стр.13
оглавление 13 Двигательные (кинестетические, проприорецептивные) ощущения Вестибулярные ощущения Вкусовые ощущения Обонятельные ощущения Органические (внутренние, висцеральные, интероцептивные) ощущения Общие характеристики ощущений Чувствительность и пороги ощущений Сенсорная адаптация Взаимодействие ощущений Основной психофизический закон Развитие ощущений в фило-и онтогенезе. Теория специфических энергий органов чувств И. Мюллера Заключение Глава 13 Восприятие Современное состояние проблемы восприятия Предметность и целостность зрительного восприятия. Восприятие формы Теория восприятия пространства: отражение глубины, расстояний и направлений по их функциям на плоскости рецепторов (к построению субъективной модели трехмерного пространства) Стабильность зрительного поля при изменении местоположения сетчаточных изображений, вызванных движениями глаз и головы Восприятие движения Константность зрительного восприятия Развитие восприятия. Микрогенез актов восприятия Апперцепция Глава 14 Сенсорная абстракция. Сенсорно-перцептивные обобщения, их особенности и формирование Сенсорная абстракция Сенсорно-перцептивные обобщения Глава 15 Память Память в современной общей психологии 271 273 274 277 280 283 283 289 291 293 300 311 317 317 322 326 339 343 348 356 361 365 366 369 378 379
Стр.14
14 оглавление Содержание понятия «опыт». Виды опыта Обобщающая работа памяти Познавательная активность и память Нейрофизиологические и генно-молекулярные механизмы памяти Некоторые вопросы теории памяти. Взаимодействие первой и второй сигнальных систем в актах воспроизведения Глава 16 Мышление Современное состояние психологической теории мышления Мышление как высшая расчлененно-аналитическая форма познания, качественно отличная от чувственного восприятия Процессы и формы мышления Развитие мышления Структурные носители развивающегося и развитого мышления. Интеллект Мышление как процесс решения задач Заключение Глава 17 Язык, речь, общение, мышление Речь как подсистема целостной функциональной системы психического отражения действительности и регуляции на этой основе поведения и деятельности Неразрывное единство коммуникативной и познавательной функций языка и речи О понятиях языка и речи. Внутренние психологические языковые структуры. Роли языка и речи в процессах мышления Язык и познание. Некоторые вопросы теории и практические педагогические следствия Принцип системной дифференциации в онтогенетическом развитии речевой функции и языковой способности Заключение Глава 18 Ассоциации. Их место и роль в психике и поведении. Современный взгляд 382 384 392 399 408 422 422 424 444 450 469 485 501 504 506 511 516 521 529 537 539
Стр.15
оглавление 15 Глава 19 Воображение и творчество Понятие о воображении в психологии Природа и функции воображения в познании, поведении и деятельности человека. Воссоздающее воображение Творческое воображение Глава 20 Потребности и эмоции Эмоции как вид психического отражения и подсистема общей функциональной системы психики Глава 21 Воля 565 565 568 572 583 Теоретические проблемы психологии потребностей и эмоций 583 Потребности как вид психического отражения и подсистема общей функциональной системы психики 587 590 598
Стр.16

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ