УДК 159.9: 378.1 (075.8)
ББК 74.58: 88.4 я73
П 86
Печатается по решению
редакционно -издательского совета
Северо-Кавказского федерального
университета
П 86
Психолого-педагогический практикум: учебное пособие / авт.сост.
Л. В. Халяпина. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2015. – 126 с.
Пособие составлено в соответствии с требованиями ФГОС ВО к подготовке
выпускника для получения квалификации бакалавр.
Утверждено на заседании кафедры педагогики и педагогических технологий
(протокол №_4_ от 06 октября 2014 г.).
Предназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки
44.03.02 (050400.62) – Психолого-педагогическое образование
УДК 159.9: 378.1 (075.8)
ББК 74.58: 88.4 я73
Автор-составитель:
канд. пед. наук, доцент Л. В. Халяпина
Рецензенты:
д-р пед. наук, профессор С. В. Бобрышов (ГБОУ ВПО СГПИ),
канд. пед. наук, доцент Н. М. Борозинец
© ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский
федеральный университет», 2015
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития психолого-педагогической науки,
протекающем в новых социально-экономических, политических,
культурных условиях, все более высокие требования предъявляются
к эффективности практической деятельности педагогов-психологов.
В современной системе образования актуальной стала деятельность
психолого-педагогической службы, цель которой – обеспечение
психолого-педагогической поддержки и психологической защиты
детства, введения растущего человека в социальные институты
современного общества.
Деятельность педагогов-психологов направлена на реализацию
основных принципов государственной политики в области образования,
которые основываются на приоритетах общечеловеческих ценностей
жизни и здоровья человека, свободного развития личности,
общедоступности образования, адекватности образования уровням
развития и подготовки обучающихся и воспитанников. Этим обусловлены
основные задачи психолого-педагогической службы образования:
1)
эффективное обеспечение интеллектуального и нравственного
развития ребенка с учетом его возрастных, психофизиологических
и гендерных особенностей, особенностей его поведения, мотивов и
способностей;
2) интеграция в образовательном пространстве линий личностного,
культурного и профессионального развития;
3) привлечение к решению проблем обучения, развития и воспитания
ребенка института семьи.
Известно, что несвоевременная оценка возможных рисков и недостаточная
профилактика проблем в развитии и воспитании ребенка,
возникающих на этапе детства, оборачиваются невосполнимыми потерями
во взрослом возрасте и проявляются в ряде негативных социальных
феноменов – ксенофобии, утрате толерантности, возникновении
криминального и зависимого поведения, несамостоятельности,
безынициативности, нетворческом отношении к жизни и др.
Развитие современной системы образования, достижение нового
уровня качества образования оказывается сегодня возможным толь3
Стр.3
ко при целенаправленном повышении уровня профессионализма тех,
кто непосредственно на практике осуществляет решение психологопедагогических
задач в соответствии с современными требованиями
к обучению и воспитанию.
«Психолого-педагогический практикум» – учебная дисциплина,
предназначенная для овладения студентами основными теоретическими
знаниями постановки и решение психолого-педагогических
задач, практическими умениями и навыками целесообразного построения
профессиональной деятельности, формирования профессионально
значимых качеств.
Цель дисциплины: овладение системой знаний и умений в области
профессиональной психолого – педагогической деятельности, с
целью развития универсальных компетенций и формирования основы
для развития профессиональных компетенций.
Основные задачи:
- формирование и развитие прочных знаний, навыков и умений
использования методик подготовки и проведения психолого-педагогических
диагностических процедур;
- приобретение теоретических и практических основ системного
анализа, моделирования и конструктивного разрешения профессионально-педагогических
ситуаций;
- овладение содержанием и методикой развития профессиональной
компетентности педагога-психолога, проектирования, прогнозирования,
конструирования и осуществления различных форм психолого-педагогической
деятельности.
- активизировать мотивационно-профессиональный, интеллектуально-творческий,
коммуникационный потенциал будущего педагога-психолога.
В
соответствии с основной образовательной программой бакалавриата,
дисциплина «Психолого-педагогический практикум» входит
в профессиональный цикл вариативной части, включена в Модуль 1:
«Теоретические и экспериментальные основы психолого-педагогической
деятельности». Профиль – «Психология образования».
«Психолого-педагогический практикум» логически и содержательно
взаимосвязан с сопутствующими дисциплинами, обеспечивает
тесные межпредметные связи с такими учебными дисциплинами,
как «Теория обучения и воспитания», «Методология и методы психолого-педагогической
деятельности».
4
Стр.4
Компетенции обучающегося, формируемые
в результате освоения дисциплины
Общекультурные компетенции:
1. Способен понять принципы организации научного исследования,
способы достижения и построения научного знания – ОК-9;
Профессиональные компетенции:
2. Способность учитывать общие, специфические (при разных
типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности
психического и психофизиологического развития, особенности регуляции
поведения и деятельности человека на различных возрастных
ступенях – ОПК-1;
3. Готов применять качественные и количественные методы в
психологических и педагогических исследованиях – ОПК-2;
4. Готов использовать методы диагностики развития, общения,
деятельности детей разных возрастов – ОПК-3;
5. Готов использовать знание различных теорий обучения, воспитания
и развития, основных образовательных программ для обучающихся
дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов
– ОПК-4;
6. Готов организовывать различные виды деятельности: игровую,
учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую –
ОПК-5;
7. Способен организовать совместную деятельность и межличностное
взаимодействие субъектов образовательной среды – ОПК-6;
8. Готов использовать знание нормативных документов и знание
предметной области в культурно-просветительской работе – ОПК-7;
9. Способен понимать высокую социальную значимость профессии,
ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи,
соблюдая принципы профессиональной этики – ОПК-8;
10. Способен вести профессиональную деятельность в поликультурной
среде, учитывая особенности социо-культурной ситуации
развития – ОПК-9;
11. Способен принимать участие в междисциплинарном и межведомственном
взаимодействии специалистов в решении профессиональных
задач – ОПК-10;
5
Стр.5
12. Готов применять в профессиональной деятельности основные
международные и отечественные документы о правах ребенка и
правах инвалидов – ОПК-11;
13. Способен использовать здоровьесберегающие технологии в
профессиональной деятельности, учитывать риски и опасности социальной
среды и образовательного пространства – ОПК-12.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать:
- особенности организации психолого-педагогического взаимодействия
в практической профессиональной деятельности;
- классификации педагогических задач, решаемых в педагогической
системе; – основные психолого-педагогической диагностики,
технологии подготовки и проведения консультации;
- содержание и методику коррекционной и развивающей работы,
особенности профилактической работы в контексте решения психолого-педагогических
задач;
уметь:
- осуществлять анализ и разрешать педагогические ситуации с использованием
методов диагностирования;
– планировать и проводить индивидуальные и коллективные
формы психолого-педагогической деятельности;
- осуществлять контроль эффективности выполняемых мероприятий;
владеть:
-
опытом практического использования приобретенных знаний в
условиях будущей профессиональной деятельности;
- основными формами и методами психолого-педагогического
взаимодействия при решении задач обучения, воспитания и развития
подрастающего поколения.
6
Стр.6
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ..............................................................................................3
1. Теоретические основы психолого-педагогической
деятельности....................................................................................7
2. Использование метода наблюдения в деятельности
педагога-психолога .......................................................................19
3. Метод опроса в профессиональной деятельности
педагога-психолога .......................................................................35
5. Содержание и порядок анализа психолого-педагогических
ситуаций .........................................................................................59
6. Особенности организации деятельности педагога-психолога
образовательной организации Ставропольского края ...............71
7. Технология подготовки и проведения беседы
как индивидуальной формы психолого-педагогической
деятельности ................................................................................106
8. Методика подготовки и проведения коллективных форм
психолого-педагогической деятельности .................................115
Литература и интернет-ресурсы ....................................................123
125
Стр.125