История русской литературы Синтез искусств Феликс МАКАРИЧЕВ СЦЕНАРНАЯ ПОЛИФОНИЯ В РОМАНАХ ДОСТОЕВСКОГО Говоря о полифонии романа Достоевского, мы при выкли связывать это понятие с полифонией голосов и сознаний героев. <...> Между тем такое привычное определе ние полифонии может не удовлетворять именно в силу своей специфической узости. <...> Но особенности этой сцены таковы, что спектакль Смердякова находится как бы внутри другой постановки — Федора Павловича, который, почуяв ре жиссераконкурента, гонит его «за кулисы» — в лакей скую. <...> Вспоминается гневная сентенция Федора Павлови ча, адресованная по преимуществу Смердякову: «А убирайтесь вы, иезуиты, вон <.> <...> Или, к примеру, сцена встречи Катерины Ивановны и Грушеньки, в которой каждая пытается разыграть свой сце нарий. <...> Таких театральных сцен в романе великое множест во. <...> Приведу наиболее яр кие примеры: Варвара Петровна Ставрогина, которая со чиняет все, «даже костюм» Степану Трофимовичу; Петр Верховенский, заботящийся не только о собственном «реквизите», но то и дело «сочиняющий себе лицо» и «выдумывающий» лица другим; Фома Фомич, который буквально тиранит своими сценариями семейство Роста нева; Мармеладов, умудрившийся вписать монологи са мого Господа Бога в собственный сценарий о Страшном суде; Порфирий Петрович, который буквально «забрасы вает» сценариями исхода Раскольникова. <...> Ставрогин пытается выстроить сцену по законам сво его театра. <...> Причем законы этого театра сказываются не только в слове, но и в пластике, жесте, интонации, мими ке, столь выразительно сопровождающих высказывание героя. <...> Действо это настолько стихийно и бескон трольно, что на короткое время парализует сознание даже такого «премудрого змия», как Николай Всеволодович, 1 См., например: Достоевский и театр. <...> Такое случа ется сплошь и рядом у Достоевского, так как сложное, на пряженное взаимодействие сценариев и сценаристов— отличительная черта <...>