МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ОСНОВЫ РЕКЛАМЫ ПРАКТИКУМ Направление подготовки 42.03.01 – Реклама и связи с общественностью Профили подготовки: «Реклама в системе массовых коммуникаций», «PR в государственных и бизнес-структурах» Бакалавриат Ставрополь 2015 УДК 659.1 (075.8) ББК 76.006.5 я73 О 75 Печатается по решению редакционно -издательского совета Северо-Кавказского федерального университета О 75 Основы рекламы: практикум / авт.-сост Е. А. Арутюнова. <...> УДК 659.1 (075.8) ББК 76.006.5 я73 Автор-составитель ст. преподаватель Е. А. Арутюнова Рецензенты: директор агентства маркетинговых и рекламных коммуникаций «Front-Line», канд. полит. наук Е. С. Назарова, канд. филол. наук, доцент Л. В. Савелова © ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», 2015 ПРЕДИСЛОВИЕ В соответствии со ст. <...> Однако эти определения относятся только к традиционной рекламе: размещаемой по установленным тарифам, с точно указанным рекламодателем, распространяемой им не непосредственно (лично), а через средства массовой информации, средства наружной рекламы, Интернет и пр. <...> Классификация рекламы в зависимости от целевой аудитории. <...> Классификация рекламы в зависимости от выполняемых общественных функций. <...> Основу коммерческой рекламы составляет такой объект рекламирования, как товар или услуги, а также организация их оказывающая. <...> К ним относят: исследовательские, маркетинговые и консалтинговые организации, проводящие рекламно-маркетинговые и прочие исследования; производственные организации; дизайн-студии, кино-, видео-, фотостудии; организации, регулирующие рекламную деятельность на государственном и общественном уровнях (Государственный антимонопольный комитет, Рекламный совет России, АКАР, Ассоциация рекламодателей и др.) <...> Ежова, Е. Н. Пространство и время в медиа-рекламной <...>
Основы_рекламы_Практикум._Направление_подготовки_42.03.01_–_Реклама_и_связи_с_общественностью._Профили_подготовки_«Реклама_в_системе_массовых_коммуникаций»,_«PR_в_государственных_и_бизнес-структурах»._Бакалавриат.pdf
УДК 659.1 (075.8)
ББК 76.006.5 я73
О 75
Печатается по решению
редакционно -издательского совета
Северо-Кавказского федерального
университета
О 75
Основы рекламы: практикум / авт.-сост Е. А. Арутюнова. – Ставрополь:
Изд-во СКФУ, 2015. – 122 с.
Пособие представляет практикум, который составлен в соответствии с
требованиями ФГОС ВО к подготовке бакалавра и включает задания для
контроля владения компетенциями, вопросы для обсуждения, методические
рекомендации к практическим занятиям и литературу.
Пособие предназначено для бакалавров, обучающихся по направлению
42.03.01 – Реклама и связи с общественностью, а также для работников рекламно-информационных
агентств и рекламных служб.
УДК 659.1 (075.8)
ББК 76.006.5 я73
Автор-составитель
ст. преподаватель Е. А. Арутюнова
Рецензенты:
директор агентства маркетинговых и рекламных
коммуникаций «Front-Line», канд. полит. наук Е. С. Назарова,
канд. филол. наук, доцент Л. В. Савелова
© ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский
федеральный университет», 2015
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ
В соответствии со ст. 3 «Основные понятия, используемые в настоящем
Федеральном законе» ФЗ «О рекламе» (с изменениями на
8 марта 2015 года, редакция, действующая с 25 мая 2015 года), реклама
понимается как «информация, распространенная любым способом,
в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному
кругу лиц и направленная на привлечение внимания к
объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса
к нему и его продвижение на рынке». Реклама призвана формировать
или поддерживать интерес к товарам или услугам и способствовать
реализации товаров. При рекламировании используются специфические
художественные, технические и психологические приемы с
целью формирования и стимулирования спроса и продаж. За рубежом
под рекламой понимаются рекламные объявления в средствах
массовой информации. Понятие рекламы не распространяется на
мероприятия, способствующие продажам, или нацеленные на завоевание
благожелательного отношения общественности. В России это
понятие значительно шире. К рекламе относятся также выставочные
мероприятия, коммерческие семинары, упаковка, печатная продукция,
распространение сувениров и другие средства стимулирования
торговой деятельности [Середа К.Н., 2010, с. 154].
Дисциплина является базовым теоретическим курсом для направления
подготовки 42.03.01 – Реклама и связи с общественностью. Он
даёт знания о современном состоянии рекламы и её роли в обществе,
об актуальных проблемах рекламной деятельности.
Дисциплина относится к базовой части цикла дисциплин и рассчитана
на 2 семестра (1 семестр заканчивается зачетом, 2 – экзаменом,
во 2 семестре студенты пишут курсовую работу по данной
дисциплине). В программу изучения входят лекции, практические
занятия, в процессе которых студенты выполняют аналитические
творческие задания и размышляют над проблемами современного
рекламного дела, выявляют общие пути решения, намечают области
3
Стр.3
для исследований по проблематике актуальных вопросов рекламы и
работы в ней.
Благодаря усвоению материала дисциплины у студентов-бакалавров
формируется базовое представление о современном медийно-рекламном
дискурсе, о роли рекламы в обществе, что в дальнейшем
поможет освоить компетенции в рамках таких дисциплин, как «Рекламные
технологии», «Организация работы отделов по рекламе и
связям с общественностью», а также профиля «Реклама в системе
массовых коммуникаций».
Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц,
или 180 часов, из которых 100 аудиторных (50 лекционных,
50 практических занятий) и 30 – самостоятельная контролируемая
работа студентов. На подготовку к экзамену выделяется 50 часов.
Освоение дисциплины направлено на формирование у обучающегося
общепрофессиональной компетенции (ОПК-2), в соответствии с
которой он должен владеть знаниями и навыками работы в отделах
рекламы / связей с общественностью.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать:
– сущностные функции рекламы;
– специфику рекламы в различных медиасредах;
– особенности правового и этического регулирования рекламной
и деятельности
уметь:
– вести стратегическое планирование торговой марки, использовать
рекламные технологии для продвижения товаров и услуг;
– подготовить текст рекламного сообщения;
– организовать и провести рекламную кампанию
владеть:
− знаниями о современном состоянии рекламы и её роли в обществе,
об актуальных проблемах рекламной деятельности;
− навыками создания рекламных текстов разных жанров, предназначенных
для трансляции по различным каналам СМИ;
− методами определения эффективности рекламы;
− профессиональными функциями в области рекламы и связей с
общественностью в различных структурах.
4
Стр.4
Реализация компетентностного подхода при подготовке бакалавров
по направлению «Реклама и связи с общественностью» предусматривает
широкое использование в учебном процессе активных
и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной
работой с целью формирования и развития профессиональных
навыков обучающихся. Так в процессе изучения дисциплины
используются следующие образовательные технологии: лекция-дискуссия,
мультимедиалекция, круглый стол, выполнение курсовой
работы, подготовка доклада, сообщения, выполнение творческих
проектов и др.
5
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие ...................................................................................................3
Практические занятия
1. Понятие и сущность рекламы ..................................................................6
2. Методы привлечения внимания потребителей. Уникальное торговое
предложение ............................................................................................13
3. Комплекс маркетинговых коммуникаций .............................................19
4. BTL реклама. Паблик рилейшнз ............................................................24
5. BTL реклама. Сейлз промоушн. Директ-маркетинг ............................27
6. BTL реклама. Брендинг ..........................................................................32
7. BTL реклама. Мерчандайзинг ................................................................36
8. Реклама в прессе .....................................................................................41
9. Радиореклама ...........................................................................................46
10. Телевизионная реклама ........................................................................51
11. Понятие, сущность и виды наружной рекламы .................................56
12. Реклама в сети Интернет ......................................................................62
13. Понятие фирменного стиля, его функции и основные элементы ....65
14. Сущность и методы рекламных исследований ..................................71
15. Анализ рынка ........................................................................................74
16. Основные этапы медиапланирования .................................................76
17. Преимущества и недостатки рационалистических и проекционных
стратегий ...............................................................................................79
18. Основные принципы и методические приемы создания рекламной
идеи ........................................................................................................83
19. Язык рекламных текстов ......................................................................87
20. Изобразительные элементы рекламы ..................................................90
21. Компоновка текстовых и изобразительных элементов рекламного
объявления ............................................................................................97
22. Подготовка и проведение рекламной кампании ..............................100
23. Эффективность рекламы ....................................................................105
24. Классификация рекламных агентств .................................................107
25. Имидж специалиста по рекламе. Творческий практикум ............... 111
Вопросы и задания .....................................................................................113
Литература ..................................................................................................115
Контрольные вопросы для проведения промежуточной
аттестации по итогам освоения дисциплины ...................................116
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины ..119
121
Стр.121