Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635165)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Биохимия и молекулярная биология : учебно-методическое пособие. Специальность 020200.62 (06.03.01) – Биология. Бакалавриат (190,00 руб.)

0   0
АвторыАндрусенко С. Ф., Денисова Е. В.
Издательствоизд-во СКФУ
Страниц94
ID578751
АннотацияВ пособии представлены контрольно-проверочные вопросы и упражнения, помогающие закреплению материала, повышающие интерес студентов к изучению курса биологической химии. Тестирование способствует изучению предмета, исключает формальный подход к усвоению материала. Выполнение тестовых заданий не только помогает реализовать самоконтроль, но и позволяет самостоятельно совершенствовать и углублять знания, что в свою очередь способствует развитию интереса к предмету. Предназначено для студентов, обучающихся по специальности 020200.62 (06.03.01) – Биология
Кому рекомендованоПредназначено для студентов, обучающихся по специальности 020200.62 (06.03.01) – Биология
УДК577.1
ББК28.072
Биохимия и молекулярная биология : учебно-методическое пособие. Специальность 020200.62 (06.03.01) – Биология. Бакалавриат / С. Ф. Андрусенко, Е. В. Денисова .— Ставрополь : изд-во СКФУ, 2015 .— 94 с. — URL: https://rucont.ru/efd/578751 (дата обращения: 08.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» БИОХИМИЯ И МОЛЕКУЛЯРНАЯ БИОЛОГИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ Специальность 020200.62 (06.03.01) – Биология Бакалавриат Ставрополь 2015 УДК 577.1(075.8) ББК 28.072 я73 Б 63 Печатается по решению редакционно -издательского совета Северо-Кавказского федерального университета Б 63 Биохимия и молекулярная биология: учебно-методическое пособие / авт.-сост. <...> УДК 577.1(075.8) ББК 28.072 я73 Авторы-составители: канд. биол. наук, доцент С. Ф. Андрусенко, канд. биол. наук, доцент Е. В. Денисова Рецензенты: канд. биол. наук, доцент Е. В. Волосова (ФГБОУ ВПО СтГАУ), канд. биол. наук, доцент Н. Н. Сокульская © ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», 2015 ВВЕДЕНИЕ Курс «Биохимия и молекулярная биология» является основой в подготовке студентов-биологов для восприятия ряда дисциплин биологического цикла. <...> В ходе освоения дисциплины формируются следующие общекультурные компетенции (ОК): – следует этическим и правовым нормам в отношении других людей и в отношении природы (принципы биоэтики), имеет четкую ценностную ориентацию на сохранение природы и охрану прав и здоровья человека (ОК-1); – использует в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области математики и естественных наук, применяет методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-6); – использует основные технические средства в профессиональной деятельности: работает на компьютере и в компьютерных сетях, использует универсальные пакеты прикладных компьютерных программ, создает базы данных на основе ресурсов Internet, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12); – заботится о качестве выполняемой работы (ОК-16); – умеет работать самостоятельно и в команде (ОК-18 <...>
Биохимия_и_молекулярная_биология_Учебно-методическое_пособие._Специальность_020200.62_(06.03.01)_–_Биология._Бакалавриат.pdf
УДК 577.1(075.8) ББК 28.072 я73 Б 63 Печатается по решению редакционно -издательского совета Северо-Кавказского федерального университета Б 63 Биохимия и молекулярная биология: учебно-методическое пособие / авт.-сост. С. Ф. Андрусенко, Е. В. Денисова. – Ставрополь: Издво СКФУ, 2015. – 94 с. В пособии представлены контрольно-проверочные вопросы и упражнения, помогающие закреплению материала, повышающие интерес студентов к изучению курса биологической химии. Тестирование способствует изучению предмета, исключает формальный подход к усвоению материала. Выполнение тестовых заданий не только помогает реализовать самоконтроль, но и позволяет самостоятельно совершенствовать и углублять знания, что в свою очередь способствует развитию интереса к предмету. Предназначено для студентов, обучающихся по специальности 020200.62 (06.03.01) – Биология. УДК 577.1(075.8) ББК 28.072 я73 Авторы-составители: канд. биол. наук, доцент С. Ф. Андрусенко, канд. биол. наук, доцент Е. В. Денисова Рецензенты: канд. биол. наук, доцент Е. В. Волосова (ФГБОУ ВПО СтГАУ), канд. биол. наук, доцент Н. Н. Сокульская © ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», 2015
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ Курс «Биохимия и молекулярная биология» является основой в подготовке студентов-биологов для восприятия ряда дисциплин биологического цикла. Предполагает дать студентам фундаментальные понятия о строении, свойствах и биологической роле основных веществ клетки, сущности химических процессов, в том числе и тех, которые лежат в основе различных функций биологических систем. Теоретические исследования биологических систем связаны с разносторонним практическим использованием результатов в биологии, биотехнологии, медицине, сельском хозяйстве, клеточной и эмбриональной инженерии, а также при решении экологических проблем защиты биосферы от разных вредных воздействий. Методологическая подготовленность подразумевает знание уровней организации вещества и химических систем, умение для каждого из уровней идентифицировать исходные структуры, определять их взаимосвязи, принципы организации, условия функционирования, механизмы сохранения и пределы устойчивости. Общая характеристика самостоятельной работы студента Дисциплина является важнейшей составной частью естествознания. Ее целями являются: формирование у студентов правильного представления об основных химических компонентах клетки, молекулярных основах биокатализа, метаболизма, современном состоянии вопросов взаимосвязи структуры и свойств важнейших типов биомолекул с их биологической функцией, а также ознакомление студентов с молекулярными аспектами физиологии человека (наследственность, иммунитет, нейроэндокринная регуляция и фоторецепция). Для освоения этой дисциплины студенты используют знания, умения, навыки, сформированные при изучении курсов «Общая биология», «Общая химия», «Органическая химия». 3
Стр.3
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины Реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В ходе освоения дисциплины формируются следующие общекультурные компетенции (ОК): – следует этическим и правовым нормам в отношении других людей и в отношении природы (принципы биоэтики), имеет четкую ценностную ориентацию на сохранение природы и охрану прав и здоровья человека (ОК-1); – использует в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области математики и естественных наук, применяет методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-6); – использует основные технические средства в профессиональной деятельности: работает на компьютере и в компьютерных сетях, использует универсальные пакеты прикладных компьютерных программ, создает базы данных на основе ресурсов Internet, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12); – заботится о качестве выполняемой работы (ОК-16); – умеет работать самостоятельно и в команде (ОК-18). Профессиональные компетенции (ПК), необходимые в процессе научно-производственной и проектной деятельности: – демонстрирует знание принципов структурной и функциональной организации биологических объектов и механизмов гомеостатической регуляции; применяет основные физиологические методы анализа и оценки состояния живых систем (ПК 3); – демонстрирует знание принципов клеточной организации биологических объектов, биофизических и биохимических основ, мембранных процессов и молекулярных механизмов жизнедеятельности (ПК 4); – демонстрирует современные представления об основах биотехнологии и генной инженерии, нанобиотехнологии, молекулярного моделирования (ПК 11); 4
Стр.4
– понимает и применяет на практике методы управления в сфере биотехнологии, природопользования и восстановления и охраны биоресурсов (ПК 21). Методы исследования, изложенные в пособии, могут стать основой для индивидуальной последующей научно-исследовательской работы, подготовки курсовых и дипломных проектов. Каждое занятие построено по единой схеме: – тема занятия; – цель занятия – достижение единства теоретических знаний, приобретаемых по определенному разделу биохимии, и практических навыков, получаемых студентами при выполнении качественных и количественных исследований; – теоретическая основа занятия – краткое изложение некоторых вопросов по данной теме, включая знания необходимые для выполнения лабораторной работы и интерпретации ее результатов; – ход работы – формирование у студентов умения выполнять лабораторные исследования с использованием биохимических навыков; – контрольные вопросы – для закрепления теоретических и практических навыков работы; – рекомендуемая литература. В результате изучения дисциплины студент должен: – знать особенности структуры биомолекул (аминокислоты, пептиды, белки), сахаров, нуклеозидов, нуклеиновых кислот, жирных кислот, витаминов и микроэлементов; биокатализ, метаболизм, биополимеры и наследственность, молекулярные аспекты физиологии человека, химические аспекты происхождения жизни; структуру и свойства важнейших типов биомолекул в связи с их биологическими функциями, процессы и явления, происходящих в неживой и живой природе; – уметь систематизировать и обобщать знания, полученные при изучении лекций и других учебных и научных источников информации; свободно, грамотно излагать теоретический материал по основным вопросам биохимии, проводить дискуссии; использовать современные физико-химические подходы, приемы и методы для изучения особенностей протекания биохимических процессов как in vitro, так и in vivo; использовать полученные знания для постановки, проведения и интерпретации результатов экспериментальной работы; использовать полученные знания для изучения других дисциплин биолого-химического цикла; приготовить реактивы и материалы; обработать химиче5
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ Введение ............................................................................................. 3 Общая характеристика самостоятельной работы студента ........... 3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины ................................................................. 4 План-график выполнения самостоятельной работы ..................... 6 Контрольные точки и виды отчетности по ним ............................. 7 Методические рекомендации по изучению теоретического материала ...................................................................................... 7 Методические рекомендации при подготовке к коллоквиумам ... 8 Методические рекомендации по подготовке к лабораторным занятиям ........................................................................................ 8 Вопросы и задания Аминокислоты, пептиды, белки ................................................. 10 Нуклеиновые кислоты ................................................................. 13 Витамины ...................................................................................... 14 Ферменты ...................................................................................... 15 Углеводы ....................................................................................... 20 Липиды .......................................................................................... 24 Биологическое окисление ........................................................... 27 Обмен углеводов .......................................................................... 28 Обмен липидов ............................................................................. 33 Обмен белков ................................................................................. 35 Гормоны ........................................................................................ 40 Взаимосвязь обмена веществ ...................................................... 41 Водный и минеральный обмен ................................................... 43 92
Стр.92
Тестовые задания Аминокислоты и пептиды ........................................................... 45 Белки ............................................................................................. 47 Витамины ...................................................................................... 56 Нуклеиновые кислоты ................................................................. 60 Углеводы ....................................................................................... 63 Липиды .......................................................................................... 66 Обмен белков ................................................................................ 70 Обмен липидов ............................................................................. 76 Биологическое окисление и биоэнергетика .............................. 79 Водно-минеральный обмен, взаимосвязь обмена ..................... 82 Гормоны ........................................................................................ 85 Литература ....................................................................................... 89 93
Стр.93

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ