ГУМАНИТАРИЙ ЮГА РОССИИ УДК 1 М. И. Билалов НЕЗАМКНУТАЯ ПРОЕКЦИЯ НА ГОРИЗОНТ БУДУЩЕГО Статья посвящена выдающемуся советскому дагестанскому философу А. Г. Агаеву. <...> Показан вклад ученого в теорию наций, отмечена ограниченность его научных подходов марксистской методологией. <...> Раскрывается его научно-организаторская деятельность как лидера дагестанской школы философии во второй половине XX в. и связи с ростовскими учеными. <...> Через личность А. Г. Агаева показана как противоречивость интеллектуальной жизни дагестанского общества в советский период, так и ее значение для современного этапа развития философии. <...> Ключевые слова: познание, философия, теория наций, Кавказ, Дагестан, ислам, марксизм Билалов Мустафа Исаевич доктор философских наук, профессор философского факультета Дагестанского государственного университета (г. Махачкала) e-mail: mibil@mail.ru © Билалов М. И., 2014 130 Mustafa I. Bilalov NONCLOSED PROJECTION ON FUTURE’S HORIZON The article is devoted to the outstanding Soviet Dagestan philosopher AG Agayev. <...> Key words: knowledge, philosophy, theory of nations, the Caucasus, Dagestan, Islam, Marxism Bilalov Mustafa I. Doctor of Philosophical Sciences, Professor of Department of Philosophy, Dagestan State University (Makhachkala) e-mail: mibil@mail.ru © Bilalov M. <...> I., 2014 ГУМАНИТАРИЙ ЮГА РОССИИ 22 марта 2014 г. исполнилось бы 90 лет дагестанскому, советскому и российскому философу Ахеду Гаджимурадовичу Агаеву. <...> Написав эти строки, я поймал себя на мысли, что подобно начнут свои юбилейные статьи в эти дни и литературоведы, и публицисты, и писатели… Ахед Гаджимурадович был теоретически разносторонен, творчески плодотворен, оставил после себя значимый материал для научно-исследовательского осмысления. <...> Философский анализ теоретического наследия порождает мысль о целостности творчества профессора Агаева. <...> Но мне представляется более верным следующий подход обоснования целостности творчества А. Агаева <...> Ее рассмотрение осуществляется путем вычленения в ней как объекте предмета познания – структурированием данного явления на несколько составляющих (культура, литература, самосознание <...>