ЛОГИКА И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ Часть I Учебное пособие Самара - 20 51 ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО СВЯЗИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ И ИНФОРМАТИКИ» Кафедра философии Т.В. Филатов, Г.М. Ипполитов, А.Е. Лазарь, Н.В. Зайцева ЛОГИКА И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ Часть I Учебное пособие Самара 2015 2 УДК ББК Ф Рекомендовано к изданию методическим советом ПГУТИ, протокол №___ от _______ 2015 г. Рецензенты: Заведующий кафедрой философии и истории науки Самарского государственного университета, доктор философских наук, профессор Шестаков Александр Алексеевич, Проректор по научно-исследовательской работе Поволжской государственной социально-гуманитарной академии, доктор исторических наук, профессор Репинецкий Александр Иванович Филатов, Т. <...> Преднаука в первобытной культуре и генезис научного познания . <...> Духовная революция Античности и научное познание . <...> Период позднего Средневековья и научное познание . <...> Эпоха Возрождения и окончательное становление нововременной науки. <...> 328 5 Список сокращений БСЭ — «Большая советская энциклопедия» БЭС — «Большой энциклопедический словарь» ВАК — Высшая аттестационная комиссия ВФ — «Вопросы философии» ИТ — Информационные технологии Компартия — Коммунистическая партия КПСС — Коммунистическая партия Советского Союза ЛГ — «Литературная газета» НИИ — Научно-исследовательский институт НТП — Научно-технический прогресс НТР — Научно-технический прогресс НФЭ — «Новая философская энциклопедия» ОНС — «Общественные науки и современность» ООН — Организация объединенных наций ОТСРЯ — «Общий толковый словарь русского языка» РАМН — Российская академия медицинских наук РАН — Российская академия наук РАО — Российская академия образования РАСХН — Российская академия сельскохозяйственных наук РААСН Российская академия архитектуры и строительных наук РАХ — Российская <...>
Логика_и_методология_науки._В_2_ч._Ч._I.pdf
УДК
ББК
Ф
Рекомендовано к изданию методическим советом ПГУТИ,
протокол №___ от _______ 2015 г.
Рецензенты:
Заведующий кафедрой философии и истории науки Самарского
государственного университета, доктор философских наук, профессор
Шестаков Александр Алексеевич,
Проректор по научно-исследовательской работе Поволжской
государственной социально-гуманитарной академии, доктор исторических
наук, профессор
Репинецкий Александр Иванович
Филатов, Т.В.
Ф Логика и методология науки. Учебное пособие: В 2 частях. Часть
1. / Т.В.Филатов, Г. М. Ипполитов, А.Е. Лазарь, Н.В.Зайцева.
Самара: Изд-во... 2015 – 341 с.
Настоящее учебное пособие написано с учетом требований Федерального
государственного образовательного стандарта высшего профессионального
образования по направлению подготовки «09.03.02 Информационные системы и
технологии» магистра (утвержден приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 12 марта 2015 г. № 219). В нем рассмотрены
разнообразные проблемы построения системного научного знания. Освещены
основные концепции логики и методологии науки и специфика их постановки и
решения в научных исследованиях. Изложен материал о научном мышлении,
основных положениях логики и философии науки; о современных взглядах на
научное знание и о существующей полемике; о науке как о социальном
институте, о проблемах развития науки и научного знания в современной
России. Материал учебного пособия подготовлен с учетом специфики
преподавания социальных дисциплин в технических вузах. Адресуется
студентам, обучающимся в магистратуре по направлению подготовки 09.03.02
Информационные системы и технологии». Может стать также небезынтересным,
в какой-то степени, аспирантам, докторантам, преподавателям. Под общей
редакцией доктора философских наук, профессора Т.В.Филатова
ISBN
© Т.В. Филатов, 2015
© Г.М. Ипполитов, 2015
©Н.В. Зайцева, 2015
©А.Е. Лазарь, 2015
3
Стр.3
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ ......................................................................................................................... 7
Г л а в а 1 . ЛОГИКА И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ И ФИЛОСОФСКОЕ
ЗНАНИЕ .............................................................................................................................. 12
1.1.Философское знание и место в нем дисциплины «Логика и методология
науки»……………………………………………………………………………………...12
1.2. Онтология, гносеология и методология науки ........................................................ 30
1.3. Логика и методология науки как самостоятельная отрасль научного знания ...... 32
Г л а в а 2 . ПОЗНАНИЕ КАК ОСОБЫЙ ВИД ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО
ТВОРЧЕСТВА ................................................................................................................. 40
2.1. Сущность процесса познания и многообразие его форм ........................................ 40
2.2. Онтологические основания знания. Гносеологический образ и его свойства ...... 55
2.3. Границы процесса познания ...................................................................................... 63
2.4. Структура познавательной деятельности ................................................................. 72
2.5. Проблема соотношения объективного и субъективного начала в научном познании 77
Г л а в а 3 . НАУКА КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПОЗНАНИЯ МИРА И
КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ...................................................................... 82
3.1. Наука — способ познания мира ................................................................................ 82
3.2. Наука как социальный институт.............................................................................. 121
Г л а в а 4 . ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ И ЕГО РОЛЬ В
СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ .................................................................. 132
4.1. Развитие человечества: от традиционной культуры к техногенной
цивилизации……………………………………………………………………………..132
4.2. Специфика научного познания ................................................................................ 148
Г л а в а 5 . ГЕНЕЗИС НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ .......................................... 162
5.1. Преднаука в первобытной культуре и генезис научного познания ..................... 162
5.2. Духовная революция Античности и научное познание ........................................ 172
5.3. Период позднего Средневековья и научное познание ......................................... 179
5.4. Эпоха Возрождения и окончательное становление нововременной науки. ....... 185
Г л а в а 6 . ЛОГИКА КАК НАУКА И ЛОГИКА НАУКИ ......................... 199
6.1. Логика как наука ....................................................................................................... 199
6.2. Законы логики .......................................................................................................... 207
6.3. Логические действия с понятиями .......................................................................... 217
6.4. Природа суждения и его основные виды. ............................................................... 233
6.5. Умозаключение и его виды. ..................................................................................... 242
6.6. Значение основных законов (принципов) логики для правильного мышления 246
Гл а в а 7 . ПРОБЛЕМА ДОКАЗАТЕЛЬСТВА И ОПРОВЕРЖЕНИЯ.
НАУЧНЫЙ СПОР ....................................................................................................... 252
7.1. Доказательство и опровержение как логические операции .................................. 252
7.2. Виды доказательств и опровержений ..................................................................... 260
7.3. Общие требования к доказательству и опровержению как логической
операции…………………………………………………………………………………270
7.4. Спор: общая характеристика ................................................................................... 280
7.5. Разновидности споров .............................................................................................. 290
7.6. Общие требования к спору. Недопустимые приемы полемики. Ошибки и уловки в
аргументации .................................................................................................................... 296
Ли т е р а т ур а ..................................................................................................................... 316
ПРИЛОЖЕНИЯ ............................................................................................................. 318
4
Стр.4
Приложение 1. Из истории развития логики как науки ............................................... 318
Приложение 2. Примеры софизмов ............................................................................... 327
Справка о персоналиях, фигурирующих в учебном пособии...................................... 328
5
Стр.5
Список сокращений
БСЭ — «Большая советская энциклопедия»
БЭС — «Большой энциклопедический словарь»
ВАК — Высшая аттестационная комиссия
ВФ — «Вопросы философии»
ИТ — Информационные технологии
Компартия — Коммунистическая партия
КПСС — Коммунистическая партия Советского Союза
ЛГ — «Литературная газета»
НИИ — Научно-исследовательский институт
НТП — Научно-технический прогресс
НТР — Научно-технический прогресс
НФЭ — «Новая философская энциклопедия»
ОНС — «Общественные науки и современность»
ООН — Организация объединенных наций
ОТСРЯ — «Общий толковый словарь русского языка»
РАМН — Российская академия медицинских наук
РАН — Российская академия наук
РАО — Российская академия образования
РАСХН — Российская академия сельскохозяйственных наук
РААСН Российская академия архитектуры и строительных наук
РАХ — Российская академия художеств
РГ — «Российская газета».
РПЦ — Русская православная церковь
СОЦИС — «Социологические исследования»
СП СССР — Союз писателей СССР
СССР — Союз Советских Социалистических Республик
ФН — «Философские науки»
ФЭ — «Философская энциклопедия»
6
Стр.6
ВВЕДЕНИЕ
Не только результат исследования,
но и ведущий к нему путь должен
быть истинным. Исследование
истины, само должно быть истинно.
К. Маркс1
Куда идет человечество по своему тернистому историческому пути?
Данный вопрос волнует в начале XXI века многих представителей
интеллектуальной элиты. Причем, не только ее социально-гуманитарного
но и естественнонаучного и технического сегментов. Естественно, волнует
этот жгучий вопрос и политических, и государственных, общественных
деятелей, а также деятелей культуры и искусства. Разброс суждений здесь
чрезвычайно велик, причем, вопросов возникает больше, нежели ответов2.
Однако, несмотря на различную палитру мнений, многие
исследователи практически солидарны в одном: существенную роль в
современных глобальных социально-политических процессах играет
наука. Сегодня вопросы ее развития, расширения и дополнения системы
научных знаний, повышения эффективности научных исследований
приобретают особое значение, причем не только для самой науки, но и
общественной практики3. При этом существенно возрастает
ответственность не только самих ученых, но и государственных властных
1
2
Маркс К. Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 1. С. 7.
См., напр.: Степин В.С. Эпоха перемен и сценарии будущего. М., 1996;
Человек в условиях мировых природных и социальных катаклизмов // Материалы XXVII
Межд. науч. конф. Санкт-Петербург, 17-18 мая 2010 г. / Под ред. С.Н. Полторака. СПб.,
2010; Сайт «Проблема гонки вооружений» URL: http://www.war216.narod.ru/index.htm —
Загл. с экрана. Дата обращения 31.05.2013; Бринк Линдси. Глобализация: повторение
пройденного. - М., 2006 и мн. др.
3
в области развития информационного общества / А.В. Коротков, Б.В.Кристальный, И. Н.
Курносов / Под научн. ред. А. В. Короткова. - М., 2007.
См., напр.: Коротков А.В. Государственная политика Российской Федерации
7
Стр.7