Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 535020)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

Логика и методология науки. В 2 ч. Ч. I (290,00 руб.)

0   0
АвторыФилатов Т. В., Ипполитов Г. М., Лазарь А. Е., Зайцева Н. В.
ИздательствоИзд-во ПГУТИ
Страниц339
ID565110
АннотацияНастоящее учебное пособие написано с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «09.03.02 Информационные системы и технологии» магистра (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 марта 2015 г. № 219). В нем рассмотрены разнообразные проблемы построения системного научного знания. Освещены основные концепции логики и методологии науки и специфика их постановки и решения в научных исследованиях. Изложен материал о научном мышлении, основных положениях логики и философии науки, о современных взглядах на научное знание и о существующей полемике, о науке как о социальном институте, о проблемах развития науки и научного знания в современной России. Материал учебного пособия подготовлен с учетом специфики преподавания социальных дисциплин в технических вузах.
Кому рекомендованоАдресуется студентам, обучающимся в магистратуре по направлению подготовки 09.03.02 Информационные системы и технологии». Может стать также небезынтересным, в какой-то степени, аспирантам, докторантам, преподавателям.
УДК16
ББК87.4
Логика и методология науки. В 2 ч. Ч. I [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Т.В. Филатов, Г.М. Ипполитов, А.Е. Лазарь, Н.В. Зайцева .— Самара : Изд-во ПГУТИ, 2015 .— 339 с. — Режим доступа: https://rucont.ru/efd/565110

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ЛОГИКА И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ Часть I Учебное пособие Самара - 20 51 ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО СВЯЗИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ И ИНФОРМАТИКИ» Кафедра философии Т.В. Филатов, Г.М. Ипполитов, А.Е. Лазарь, Н.В. Зайцева ЛОГИКА И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ Часть I Учебное пособие Самара 2015 2 УДК ББК Ф Рекомендовано к изданию методическим советом ПГУТИ, протокол №___ от _______ 2015 г. Рецензенты: Заведующий кафедрой философии и истории науки Самарского государственного университета, доктор философских наук, профессор Шестаков Александр Алексеевич, Проректор по научно-исследовательской работе Поволжской государственной социально-гуманитарной академии, доктор исторических наук, профессор Репинецкий Александр Иванович Филатов, Т. <...> Преднаука в первобытной культуре и генезис научного познания . <...> Духовная революция Античности и научное познание . <...> Период позднего Средневековья и научное познание . <...> Эпоха Возрождения и окончательное становление нововременной науки. <...> 328 5 Список сокращений БСЭ — «Большая советская энциклопедия» БЭС — «Большой энциклопедический словарь» ВАК — Высшая аттестационная комиссия ВФ — «Вопросы философии» ИТ — Информационные технологии Компартия — Коммунистическая партия КПСС — Коммунистическая партия Советского Союза ЛГ — «Литературная газета» НИИ — Научно-исследовательский институт НТП — Научно-технический прогресс НТР — Научно-технический прогресс НФЭ — «Новая философская энциклопедия» ОНС — «Общественные науки и современность» ООН — Организация объединенных наций ОТСРЯ — «Общий толковый словарь русского языка» РАМН — Российская академия медицинских наук РАН — Российская академия наук РАО — Российская академия образования РАСХН — Российская академия сельскохозяйственных наук РААСН Российская академия архитектуры и строительных наук РАХ — Российская <...>
Логика_и_методология_науки._В_2_ч._Ч._I.pdf
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Логика_и_методология_науки._В_2_ч._Ч._I.pdf
УДК ББК Ф Рекомендовано к изданию методическим советом ПГУТИ, протокол №___ от _______ 2015 г. Рецензенты: Заведующий кафедрой философии и истории науки Самарского государственного университета, доктор философских наук, профессор Шестаков Александр Алексеевич, Проректор по научно-исследовательской работе Поволжской государственной социально-гуманитарной академии, доктор исторических наук, профессор Репинецкий Александр Иванович Филатов, Т.В. Ф Логика и методология науки. Учебное пособие: В 2 частях. Часть 1. / Т.В.Филатов, Г. М. Ипполитов, А.Е. Лазарь, Н.В.Зайцева. Самара: Изд-во... 2015 – 341 с. Настоящее учебное пособие написано с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «09.03.02 Информационные системы и технологии» магистра (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 марта 2015 г. № 219). В нем рассмотрены разнообразные проблемы построения системного научного знания. Освещены основные концепции логики и методологии науки и специфика их постановки и решения в научных исследованиях. Изложен материал о научном мышлении, основных положениях логики и философии науки; о современных взглядах на научное знание и о существующей полемике; о науке как о социальном институте, о проблемах развития науки и научного знания в современной России. Материал учебного пособия подготовлен с учетом специфики преподавания социальных дисциплин в технических вузах. Адресуется студентам, обучающимся в магистратуре по направлению подготовки 09.03.02 Информационные системы и технологии». Может стать также небезынтересным, в какой-то степени, аспирантам, докторантам, преподавателям. Под общей редакцией доктора философских наук, профессора Т.В.Филатова ISBN © Т.В. Филатов, 2015 © Г.М. Ипполитов, 2015 ©Н.В. Зайцева, 2015 ©А.Е. Лазарь, 2015 3
Стр.3
Оглавление ВВЕДЕНИЕ ......................................................................................................................... 7 Г л а в а 1 . ЛОГИКА И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ И ФИЛОСОФСКОЕ ЗНАНИЕ .............................................................................................................................. 12 1.1.Философское знание и место в нем дисциплины «Логика и методология науки»……………………………………………………………………………………...12 1.2. Онтология, гносеология и методология науки ........................................................ 30 1.3. Логика и методология науки как самостоятельная отрасль научного знания ...... 32 Г л а в а 2 . ПОЗНАНИЕ КАК ОСОБЫЙ ВИД ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ................................................................................................................. 40 2.1. Сущность процесса познания и многообразие его форм ........................................ 40 2.2. Онтологические основания знания. Гносеологический образ и его свойства ...... 55 2.3. Границы процесса познания ...................................................................................... 63 2.4. Структура познавательной деятельности ................................................................. 72 2.5. Проблема соотношения объективного и субъективного начала в научном познании 77 Г л а в а 3 . НАУКА КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПОЗНАНИЯ МИРА И КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ...................................................................... 82 3.1. Наука — способ познания мира ................................................................................ 82 3.2. Наука как социальный институт.............................................................................. 121 Г л а в а 4 . ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ И ЕГО РОЛЬ В СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ .................................................................. 132 4.1. Развитие человечества: от традиционной культуры к техногенной цивилизации……………………………………………………………………………..132 4.2. Специфика научного познания ................................................................................ 148 Г л а в а 5 . ГЕНЕЗИС НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ .......................................... 162 5.1. Преднаука в первобытной культуре и генезис научного познания ..................... 162 5.2. Духовная революция Античности и научное познание ........................................ 172 5.3. Период позднего Средневековья и научное познание ......................................... 179 5.4. Эпоха Возрождения и окончательное становление нововременной науки. ....... 185 Г л а в а 6 . ЛОГИКА КАК НАУКА И ЛОГИКА НАУКИ ......................... 199 6.1. Логика как наука ....................................................................................................... 199 6.2. Законы логики .......................................................................................................... 207 6.3. Логические действия с понятиями .......................................................................... 217 6.4. Природа суждения и его основные виды. ............................................................... 233 6.5. Умозаключение и его виды. ..................................................................................... 242 6.6. Значение основных законов (принципов) логики для правильного мышления 246 Гл а в а 7 . ПРОБЛЕМА ДОКАЗАТЕЛЬСТВА И ОПРОВЕРЖЕНИЯ. НАУЧНЫЙ СПОР ....................................................................................................... 252 7.1. Доказательство и опровержение как логические операции .................................. 252 7.2. Виды доказательств и опровержений ..................................................................... 260 7.3. Общие требования к доказательству и опровержению как логической операции…………………………………………………………………………………270 7.4. Спор: общая характеристика ................................................................................... 280 7.5. Разновидности споров .............................................................................................. 290 7.6. Общие требования к спору. Недопустимые приемы полемики. Ошибки и уловки в аргументации .................................................................................................................... 296 Ли т е р а т ур а ..................................................................................................................... 316 ПРИЛОЖЕНИЯ ............................................................................................................. 318 4
Стр.4
Приложение 1. Из истории развития логики как науки ............................................... 318 Приложение 2. Примеры софизмов ............................................................................... 327 Справка о персоналиях, фигурирующих в учебном пособии...................................... 328 5
Стр.5
Список сокращений БСЭ — «Большая советская энциклопедия» БЭС — «Большой энциклопедический словарь» ВАК — Высшая аттестационная комиссия ВФ — «Вопросы философии» ИТ — Информационные технологии Компартия — Коммунистическая партия КПСС — Коммунистическая партия Советского Союза ЛГ — «Литературная газета» НИИ — Научно-исследовательский институт НТП — Научно-технический прогресс НТР — Научно-технический прогресс НФЭ — «Новая философская энциклопедия» ОНС — «Общественные науки и современность» ООН — Организация объединенных наций ОТСРЯ — «Общий толковый словарь русского языка» РАМН — Российская академия медицинских наук РАН — Российская академия наук РАО — Российская академия образования РАСХН — Российская академия сельскохозяйственных наук РААСН Российская академия архитектуры и строительных наук РАХ — Российская академия художеств РГ — «Российская газета». РПЦ — Русская православная церковь СОЦИС — «Социологические исследования» СП СССР — Союз писателей СССР СССР — Союз Советских Социалистических Республик ФН — «Философские науки» ФЭ — «Философская энциклопедия» 6
Стр.6
ВВЕДЕНИЕ Не только результат исследования, но и ведущий к нему путь должен быть истинным. Исследование истины, само должно быть истинно. К. Маркс1 Куда идет человечество по своему тернистому историческому пути? Данный вопрос волнует в начале XXI века многих представителей интеллектуальной элиты. Причем, не только ее социально-гуманитарного но и естественнонаучного и технического сегментов. Естественно, волнует этот жгучий вопрос и политических, и государственных, общественных деятелей, а также деятелей культуры и искусства. Разброс суждений здесь чрезвычайно велик, причем, вопросов возникает больше, нежели ответов2. Однако, несмотря на различную палитру мнений, многие исследователи практически солидарны в одном: существенную роль в современных глобальных социально-политических процессах играет наука. Сегодня вопросы ее развития, расширения и дополнения системы научных знаний, повышения эффективности научных исследований приобретают особое значение, причем не только для самой науки, но и общественной практики3. При этом существенно возрастает ответственность не только самих ученых, но и государственных властных 1 2 Маркс К. Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 1. С. 7. См., напр.: Степин В.С. Эпоха перемен и сценарии будущего. М., 1996; Человек в условиях мировых природных и социальных катаклизмов // Материалы XXVII Межд. науч. конф. Санкт-Петербург, 17-18 мая 2010 г. / Под ред. С.Н. Полторака. СПб., 2010; Сайт «Проблема гонки вооружений» URL: http://www.war216.narod.ru/index.htm — Загл. с экрана. Дата обращения 31.05.2013; Бринк Линдси. Глобализация: повторение пройденного. - М., 2006 и мн. др. 3 в области развития информационного общества / А.В. Коротков, Б.В.Кристальный, И. Н. Курносов / Под научн. ред. А. В. Короткова. - М., 2007. См., напр.: Коротков А.В. Государственная политика Российской Федерации 7
Стр.7