Социальные коммуникации УДК 338 Е. С. Егорова старший преподаватель кафедра коммуникационного менеджмента Пензенский государственный университет, г. Пенза, Россия МЕЖФИРМЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТНИКОВ КЛАСТЕРА: ИНФОРМАЦИОННЫЙ АСПЕКТ Аннотация. <...> В статье представлены основные характеристики кластера, названы преимущества кластерной модели развития бизнеса. <...> Внимание автора акцентировано на межфирменном взаимодействии участников кластера, необходимости партнерских отношений между фирмами, правительством, образовательными учреждениями и научными институтами, а также на организации совместной маркетинговой деятельности. <...> Особое внимание уделено вопросу о создании и работе интегрированных систем маркетинговой информации кластеров. <...> Выделен ряд преимуществ кластерной модели развития бизнеса и интегрированной системы маркетинговой информации кластера. <...> Ключевые слова: кластер, межфирменное взаимодействие, интегрированная система, маркетинговая информация, информационное взаимодействие, информационные ресурсы. <...> Egorova Senior lecturer, department of Communication Management Penza State University, Penza, Russia INTERCOMPANY INTERACTION OF CLUSTER MEMBERS: THE INFORMATIONAL ASPECT Abstract. <...> Article submits the main characteristics of a cluster, calls advantages of cluster model of development of business. <...> The attention of the author is focused on intercompany interaction of participants of a cluster, need of partnership between firms, the government, educational institutions and scientific institutes, and also on the organization of joint marketing activity. <...> Государство» esj.pnzgu.ru 2014 № 2 (6) Социальные коммуникации The special attention is paid to a question of creation and work of the integrated systems of marketing information of clusters. <...> Definition of the integrated system of marketing information and the description of its role in cluster activity is given. <...> A number of advantages of cluster model of development of business and the integrated system of marketing information of a cluster is allocated. <...> Взаимозависимость соседствующих фирм, их вовлеченность в процесс информационного и ресурсного обмена, жесткая конкуренция, заставляющая <...>