Поволжский регион УДК 316 О. В. Шиняева, А. К. Тчапе ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ МОЛОДЕЖИ Аннотация. <...> Актуальность темы заключается в необходимости рассмотрения социологических особенностей профессиональной идентичности молодых людей в условиях нестабильного рынка труда и появления новых профессий, выявления и реализации их субъективного Я в контексте становления личности. <...> Цель статьи – рассмотреть методологические подходы к исследованию профессиональной идентичности, разработать структурную модель профессиональной идентификации молодежи. <...> Исследование основывалось на анализе концепций профессиональной идентичности зарубежных и российских социологов; выявлении подходов к исследованию идентификации молодых людей со своей профессией; анализе результатов опроса студентов, обучающихся в высших учебных заведениях. <...> Использовались методы историко-социологического дискурса, теоретической итерпретации и операционализации основных понятий, первичного анализа результатов социологического исследования. <...> Среди значимых референтных групп профессиональные общности в сознании студентов не занимают ведущее место. <...> Принцип «отраженной идентичности» применительно к профессиональному становлению студентов вузов не работает. <...> Они не получают независимую оценку результатов освоения профессии. <...> Методологическую основу исследования профессиональной идентичности молодежи составляют идеи Р. <...> Мертона о поиске ценностей в референтных группах; концепция «отраженной идентичности» Дж. <...> Институциональный и коммуникативный подходы позволяют осуществить анализ идентификации на уровне больших общностей, а также определить механизм самоидентификации в малых группах через достижение солидарности с ценностями и нормами поведения. <...> Ключевые слова: профессиональная идентичность, профессиональная идентификация молодежи, освоение профессии <...>