В.И. СТОЛЯРОВ
СОЦИОЛОГИЯ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Учебник
Издательство «Физическая культура»
1
Стр.1
В.И. СТОЛЯРОВ
СОЦИОЛОГИЯ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Учебник
Рекомендовано Учебно–методическим объединением
по образованию в области физической культуры и спорта
в качестве учебника для студентов высших учебных заведений,
обучающихся по направлению 032100 – Физическая культура,
специальностям 032101 – Физическая культура и спорт,
032102 – Физическая культура для лиц с отклонениями
в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)
Москва
Издательство «Флинта»
Издательство «Наука»
2004
2
Стр.2
УДК 796 (07)
ББК 60.5+75
С81
Столяров В.И.
Социология физической культуры и спорта: учебник / В.И.
Столяров. – М.: Флинта: Наука, 2004. – 400 с.
Рецензент: Быховская И.М. – доктор философских наук,
профессор
ISBN 5–89349–910–7 (Флинта)
ISBN 5–02-034049-9 (Наука)
С учетом достижений современной социологии физической культуры и спорта в
учебнике раскрываются объектная область и предмет исследования этой науки, ее понятийный
аппарат, история становления и развития, место в системе социологических
дисциплин и спортивной науки, значение.
Учебник подготовлен в соответствии с программой «Социология физической культуры
и спорта» (Москва, 2003), которая предназначена для студентов физкультурных
вузов по направлению 032101 – Физическая культура и специальностям: 0321101 – Физическая
культура и спорт, 350400 – Связи с общественностью. Содержащаяся в учебнике
информация по различным проблемам социологии физической культуры и спорта
может быть полезна также преподавателям этой учебной дисциплины, тем, кто занят ее
научной разработкой и практическим работникам в сфере физической культуры и спорта.
УДК
796 (07)
ББК 60.5+75
ISBN 5–89349–910–7 (Флинта)
ISBN 5–02-034049-9 (Наука)
Столяров В.И., 2004
РГУФК, 2004
3
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ……………………………………………………… 10
Раздел первый.
СОЦИОЛОГИЯ ФКС КАК НАУКА………………………………… 13
Глава 1. ОБЪЕКТНАЯ ОБЛАСТЬ, ПРЕДМЕТ И СТРУКТУРА СОЦИОЛОГИИ
ФКС
1.1. Объекты научного познания социологии
ФКС ………………………………………………………… 13
1.2. Предмет социологии ФКС………………………………… 16
1.2.1. Исходные положения ……………………………… 16
1.2.2. Основные направления
и проблематика исследования …………………….. 17
1.2.3. Краткая и развернутая
характеристики предмета ………………………….. 25
1.3. Структура социологии ФКС ……………………………….. 27
Глава 2. МЕСТО СОЦИОЛОГИИ ФКС В СИСТЕМЕ НАУК………… 28
2.1. Место социологии ФКС в системе
"спортивных наук"…………………………………………. 28
2.1.1. Процессы дифференциации
и интеграции в сфере научного
познания ФКС …………………………………… 28
2.1.2. Взаимоотношение социологии ФКС
с другими "спортивными науками"…………… 31
2.2. Место социологии ФКС в структуре
социологии ………………………………………………… 32
2.2.1. Социология ФКС как частная
социологическая теория………………………… 32
2.2.2. Взаимоотношение социологии ФКС
с другими социологическими
дисциплинами…………………………………… 33
3
Стр.5
Глава 3. ЗНАЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ
СОЦИОЛОГИИ ФКС…………………………………………….. 37
3.1. Факторы, определяющие значение
социологии ФКС………………………………………… 37
3.2. Теоретико-познавательное и практическое
значение социологии ФКС………………………………… 40
3.3. Социальные функции социологии ФКС……………… 43
Глава 4. ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ ФКС
4.1. Становление социологии ФКС………………………… 45
4.2. Основные направления развития
и современное состояние социологии ФКС………….. 49
4.3. Вклад отечественных ученых в становление
и развитие социологии ФКС………………………… 52
Раздел второй.
МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ
ИССЛЕДОВАНИЙ В СФЕРЕ ФКС ………………………… 59
Глава 5. ЭМПИРИЧЕСКИЙ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ
УРОВНИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ……… 59
5.1. Общая характеристика………………………………… 59
5.2. Роль и значение теории в социологическом
исследовании…………………………………………… 61
Глава 6. СИНХРОНИЧЕСКИЙ И ДИАХРОНИЧЕСКИЙ
МЕТОДЫ В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ……. 65
6.1. Особенности синхронического
и диахронического методов…………………………… 65
6.2. Историзм и антиисторизм
в социологическом исследовании…………………….. 70
Глава 7. МЕТОДОЛОГИЯ
КОНКРЕТНО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ……. 73
7.1. Виды и программа конкретносоциологического
исследования………………………. 73
7.2. Методы сбора социологической информации………… 76
7.3. Методы анализа и интерпретации данных…………….. 84
4
Стр.6
Раздел третий.
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕЛЕСНОСТИ
ЧЕЛОВЕКА И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ…………………….. 89
Глава 8. СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ПРИРОДА ТЕЛЕСНОСТИ
ЧЕЛОВЕКА……………………………………………………………… 89
8.1. Социальные особенности телесности
человека……………………………………………………….. 89
8.2. Понятие культуры……………………………………………. 93
8.3. Гуманизм……………………………………………………… 97
8.4. Культурный статус телесности человека…………………… 99
Глава 9. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ЭЛЕМЕНТ
СОЦИУМА И КУЛЬТУРЫ…………………………………………….. 103
9.1. Понятие физической культуры………………………………. 103
9.2. Социальное содержание и социальные
функции физического воспитания………………………….. 111
9.3. Взаимоотношение физической культуры
с другими элементами культуры……………………………. 113
Глава 10. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ ТЕЛА
И МОДЕЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ…………………………… 116
10.1. Проблематика социологического анализа
телесности человека………………………………………… 116
10.2. Социокультурные ценности тела человека………………… 118
10.3. Модели физической культуры……………………………… 123
Раздел четвертый.
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЗКУЛЬТУРНОЙ
АКТИВНОСТИ………………………………………………………… 130
Глава 11. ОСОБЕННОСТИ И ЗНАЧЕНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………………………………
130
11.1. Физкультурная деятельность как особая
форма двигательной активности человека………………… 131
11.2. Место и роль физкультурной деятельности
в процессе социализации личности………………………… 134
5
Стр.7
Глава 12. ФИЗКУЛЬТУРНАЯ АКТИВНОСТЬ
И ЕЕ СОЦИАЛЬНЫЕ БАРЬЕРЫ……………………………………… 146
12.1. Физкультурная активность ………………………………… 146
12.2. Социальные барьеры физкультурной
активности населения……………………………………… 149
Раздел пятый.
СПОРТ КАК ОСОБЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН…………… 156
Глава 13. ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ………………………………… 157
13.1. Понятие спорта………………………………………… ….. 157
13.2. Другие понятия, характеризующие спорт
как социальный феномен…………………………………… 166
Глава 14. СПОРТИВНАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТИВНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ………………………………………………………
172
14.1. Спортивная культура……………………………………… 172
14.2. Спортивная социализация………………………………… 179
Глава 15. СПОРТ И ДРУГИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ:
СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЕ…………………………………………… 184
15.1. Спорт и игра……………………………………………….. 184
15.2. Спорт и искусство…………………………………………… 187
15.3. Спорт и труд………………………………………………… 194
Раздел шестой.
КОНЦЕПЦИЯ ОЛИМПИЗМА И ОЛИМПИЙСКОЙ
КУЛЬТУРЫ…………………………………………………………… 199
Глава 16. ОЛИМПИЗМ………………………………………………….. 199
16.1. Идеи Кубертена о социальной сущности
олимпийского движения…………………………………… 200
16.2. Современные интерпретации олимпизма…………………… 207
Глава 17. ОЛИМПИЙСКАЯ КУЛЬТУРА………………………………. 211
17.1. Понятие и структура олимпийской культуры…………… 211
17.2. Олимпийское образование…………………………………. 213
6
Стр.8
Раздел седьмой.
СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ
ФУНКЦИИ СПОРТА …………………………………………………. 225
Глава 18. ДИСКУССИИ О СОЦИАЛЬНОМ ЗНАЧЕНИИ
СПОРТА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ…………………………………….. 226
18.1. Предмет дискуссий………………………………………… 226
18.2. Методология решения проблемы………………………… 229
Глава 19. СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ
ФУНКЦИИ СПОРТА: ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ
ВОЗМОЖНОСТИ……………………………………………………… 233
19.1. Гуманистический потенциал спорта
для социализации личности……………………………… 235
19.2. Гуманистический потенциал спорта
в системе социальных отношений…………………………. 251
19.3. Диалектически-противоречивый характер
потенциальных возможностей спорта…………………… 261
Глава 20. РЕАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ
И СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СПОРТА………………………………. 268
20.1. Гуманистическая роль спорта………………………………. 268
20.2. Проблемы реализации гуманистического
потенциала спорта и негативные явления
в этой сфере………………………………………………… 287
20.3. Ситуация в современном международном
и олимпийском спорте……………………………………… 295
Раздел восьмой.
СПОРТ И ПОЛИТИКА……………………………………………… 308
Глава 21. ПРОБЛЕМА ВЗАИМОСВЯЗИ СПОРТА
И ПОЛИТИКИ…………………………………………………………… 308
21.1. Постановка проблемы и методология
ее решения…………………………………………………… 308
21.2. Относительная независимость спорта
от политики…………………………………………………… 313
7
Стр.9
21.3. Существует ли связь спорта и политики…………………… 315
21.4. Можно ли избежать негативного влияния
политики на спорт и олимпийское
движение?............................................................................... 320
21.5. Формы связи спорта и политики…………………………… 323
Глава 22. СПОРТИВНАЯ ПОЛИТИКА
СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ…………………………………………… 336
22.1. Состояние спортивной политики
современной России……………………………………… 336
22.2. Новые аспекты спортивной политики
России……………………………………………………… 339
Раздел девятый.
ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ
И СОЦИАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ СПОРТА………………………… 349
Глава 23. СУБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ……………………………… 350
23.1. Поведение и ценностные ориентации
субъектов спортивной деятельности………………………… 350
23.2. Педагогическая деятельность……………………………… 356
Глава 24. ОБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ……………………………… 360
24.1. Внутриспортивные факторы……………………………… 360
24.2. Внешние для спорта факторы…………………………… 368
Раздел десятый.
СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ И ПРОБЛЕМЫ
СПОРТИВНОЙ КАРЬЕРЫ………………………………………… 371
Глава 25. СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СПОРТИВНОЙ
КАРЬЕРЫ………………………………………………………………… 371
25.1. Понятие и периодизация спортивной
карьеры……………………………………………………… 371
25.2. Мотивация спортивной карьеры…………………………… 373
25.3. Социальный статус спортсмена и тренера………………… 380
8
Стр.10
Глава 26. ПРОБЛЕМЫ И КРИЗИСЫ СПОРТИВНОЙ
КАРЬЕРЫ………………………………………………………………… 386
26.1. Проблемы и трудности спортивной
карьеры………………………………………………………… 386
26.2. Кризисные точки спортивной карьеры……………………. 389
26.3. Социальная адаптация спортсменов
после завершения спортивной карьеры……………………. 394
9
Стр.11
ПРЕДИСЛОВИЕ
Сложные социальные процессы, происходящие во всех сферах современного
общества и связанная с этим необходимость повышения
эффективности системы образования предъявляют все более высокие
требования к теоретико-методологической, мировоззренческой и профессиональной
подготовке специалистов различных сфер социальной
жизни, в том числе сферы физической культуры и спорта (в дальнейшем
тексте вместо словосочетания «физическая культура и спорт» используется
сокращение – «ФКС»)
Важное значение для эффективной подготовки специалистов этой
сферы имеет социология ФКС. Эта наука как составная часть социологии
и спортивной науки, дает научно обоснованные знания о социальной
сущности ФКС, их возникновении и развитии, роли, значении и функциях
в современном обществе, взаимосвязях с культурой, политикой, экономикой
и другими социальными явлениями, а также об отношении разных
групп населения к ФКС. Эти знания позволяют принимать действенные
конкретные управленческие решения, связанные с определением путей
повышения физкультурно–спортивной активности различных групп
населения и социокультурного эффекта этой активности, пропаганды
ФКС, уточнением направлений и средств гуманизации современного
спорта, его интеграции с искусством и т.д.
В настоящее время студенты многих учебных заведений, прежде
всего институтов (академий и университетов) физической культуры, изучают
курс социологии ФКС. Цель курса – помочь студентам усвоить и
осмыслить основы социологии ФКС: характер, содержание, особенности
и значение этой науки, а также тех проблем, которые она изучает, пути их
решения.
Основные задачи курса:
– помочь студентам выработать правильное представление о социальной
сущности ФКС, их возникновении и развитии как общественных
явлений, их месте в общем "механизме" функционирования и развития
социальной системы, их роли, значении и функциях в современном обществе,
взаимосвязях с культурой, политикой, экономикой и другими социальными
явлениями; /11/
– научить студентов применять эти знания для осмысления современных
социальных явлений и процессов в сфере ФКС;
10
Стр.12