Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634617)
Контекстум
.
Физическое образование в вузах

Физическое образование в вузах №3 2006 (1500,00 руб.)

0   0
Страниц129
ID178787
АннотацияДанный журнал является единственным, охватывающим все актуальные вопросы преподавания физики в вузе, и, как мы надеемся, он станет главным средством общения кафедр физики вузов стран СНГ. Главный редактор журнала − академик Российской академии наук, профессор МИФИ, научный руководитель Высшей школы им. Н.Г. Басова НИЯУ МИФИ О.Н. Крохин. Основные разделы журнала 1. Концептуальные и методические вопросы преподавания общего курса физики в вузе, техникуме, колледже. 2. Вопросы преподавания курса общей физики в технических университетах. 3. Современный лабораторный практикум по физике. 4. Демонстрационный лекционный эксперимент. 5. Информационные технологии в физическом образовании. 6. Вопросы преподавания общего курса физики в педвузах и специальных средних учебных заведениях. 7. Текущая практика маломасштабного физического эксперимента. 8. Связь общего курса физики с другими дисциплинами. 9. Интеграция Высшей школы и Российской Академии наук.
Физическое образование в вузах .— Москва : Издательский дом МФО .— 2006 .— №3 .— 129 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/178787 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

В.А. Алешкевич Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова физический факультет Предпринята попытка анализа важных тенденций физического образования в высшей школе в России и за рубежом. <...> Для этой цели использованы документы ЮНЕСКО (1-2), курс лекций (3), материалы EUPEN (European physics education network) (4-5), Интернет-ресурсы и др. <...> Между тем, опрос сотрудников и администраций физических факультетов Европейских университетов, проведенный рабочими группами EUPEN, выявил большое разнообразие моделей высшего образования в Европе. <...> Рабочая группа EUPEN сформулировала 7 критериев и провела исследование: учитываются ли эти критерии при разработке учебных планов? <...> Само это понятие является трудноопределимым, В качестве примера приведем две цитаты: "Система обеспечения качества является средством, используемым учебным заведением для того, чтобы утвердиться самому и утверждать других во мнении, что созданы все условия для того, чтобы учащиеся соответствовали все нормативам, которые учебное заведение поставило перед собой". <...> В настоящее время, как следует из данных EUPEN, основной поток студентов направлен с Востока на Запад, а в обратном направлении число студентов составляет несколько десятков. <...> 12, М 3, 2006 13 Интеграция образования и прикладных исследований на кафедре квантовой электроники Красноярского государственного университета <...> Е.А. Слюсарева, А.В. Сорокин Красноярский государственный университет Представлен и обсуждается опыт интеграции образования и прикладных исследований кафедры квантовой электроники Красноярского государственного университета. <...> Рассмотрены системы многоуровневой общеобразовательной и специальной подготовки физиков по специализациям "Квантовая электроника" и "Медицинская физика". <...> Кафедра квантовой электроники была организована в Красноярском государственном университете (КрасГУ) в 1988 году. <...> Образовательный процесс в профессиональной подготовке физиков по специализации <...>
Физическое_образование_в_вузах_№3_2006.pdf
Физическое образование в вузах. Т. 12, № 3,2006 Мировые тенденции развития физического образования В.А. Алешкевич Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова физический факультет Предпринята попытка анализа важных тенденций физического образования в высшей школе в России и за рубежом. Для этой цели использованы официальные документы ЮНЕСКО, Европейской сети физического образования, а также Интернет-ресурсы. Последняя треть прошедшего столетия характеризуется кардинальными изменениями в экономике развитых стран. Результаты этих преобразований налицо: персональные компьютеры, сотовая связь, уникальные достижения, связанные с освоением космоса, биоинженерия и многое другое. Резко возросла роль интеллектуального труда, что, безусловно, повлекло за собой новые требования, предъявляемые к выпускникам вузов и средних специальных учебных заведений. Понятие "квалификация" все больше замещается понятием "компетенция". На современном рынке труда, наряду с исследовательской, широко востребованы профессии, связанные с работой в секторах программного обеспечения, информационных технологий, в бизнесе, в правительственных учреждениях и властных структурах, банковском деле и др. Такой многообразный рынок труда диктует необходимость развития у молодых специалистов умения нестандартно мыслить, требует наличия интеллектуальных и коммуникативных способностей, позволяющих успешно организовывать деятельность не только в узком профессиональном, но и в широком социальном, экономическом и культурном аспектах. В докладе предпринята попытка дать, не претендующий на полноту, краткий анализ важнейших тенденций развития высшего физического образования. Для этой цели использованы документы ЮНЕСКО (1-2), курс лекций (3), материалы EUPEN (European physics education network) (4-5), Интернет-ресурсы и др. В программных документах ЮНЕСКО отмечается, что в современном мире в области высшего образования (ВО) возникли многочисленные парадоксы, важнейшие из которых сводятся к следующим: Нарастающая количественная эволюция ВО (массовость) и сокращение финансовых, материальных и человеческих ресурсов. Поднятие уровня образования и увеличение безработицы лиц с дипломами о высшем образовании. 3
Стр.1
4 В.А. Алешкевич Государства слишком много и государства не хватает. Другими словами, государство зачастую неоправданно вмешивается в академическую политику учебного заведения и в то же время устраняется от реальной помощи. Интернационализация вузов и их национальная ориентированность. Бурное развитие научно-коммуникационных и информационных технологий (НКИТ) и их малая востребованность. Большое число преподавателей университетов, обладающих статусом научных работников и неадекватная эффективность исследований, привязанным к конкретным условиям. Острота этих парадоксов особенно сильно проявляется в развивающихся странах Азиатско-Тихоокеанского региона, странах Африки и Латинской Америки. В значительной мере этому способствует не только ограниченные экономические и финансовые возможности этих стран, но также и крайне непропорциональное распределение финансовых ресурсов от многочисленных фондов и грантодателей, таких, как фонд Сороса, МНТЦ, фонд (CRDF) США, Банк Реконструкции и Развития, программы ЕС "TEMPUS-TACIS", Фонд МакАртуров, (DAAD) Германия, Фонд Форда, Фонд Евразия, Совет (АЙРЕКС) и др. Так, например, в 2002 г. финансовые средства этих организаций распределились по континентам в следующем соотношении: Европа - 47,06%, Америка - 38,89%, Азия -14,01%, Австралия - 0,03%, Африка - 0.01%. Если сравнить распределение количества грантов и объемов финансирования по таким трем важнейшим областям знаний, как общественные науки, естественные и точные науки и технические и прикладные науки, то ситуация выглядит следующим образом: ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ Народное образование. Педагогика ЕСТЕСТВЕННЫЕ И ТОЧНЫЕ НАУКИ Физика Математика Химия Биология КОЛ-ВО % ОБЪЕМ% 54,2 8,8 19,9 9,4 1,2 3,0 2,9 ТЕХНИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ НАУКИ 21,3 40,0 6,7 26,1 15,6 1,0 3,7 2,1 29,4
Стр.2

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.