Физическое образование в вузах. Т. 12, № 3,2006
Мировые тенденции развития физического образования
В.А. Алешкевич
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
физический факультет
Предпринята попытка анализа важных тенденций физического образования в
высшей школе в России и за рубежом. Для этой цели использованы официальные
документы ЮНЕСКО, Европейской сети физического образования, а также
Интернет-ресурсы.
Последняя треть прошедшего столетия характеризуется кардинальными
изменениями в экономике развитых стран. Результаты этих преобразований налицо:
персональные компьютеры, сотовая связь, уникальные достижения, связанные с
освоением космоса, биоинженерия и многое другое. Резко возросла роль
интеллектуального труда, что, безусловно, повлекло за собой новые требования,
предъявляемые к выпускникам вузов и средних специальных учебных заведений.
Понятие "квалификация" все больше замещается понятием "компетенция".
На современном рынке труда, наряду с исследовательской, широко
востребованы профессии, связанные с работой в секторах программного
обеспечения, информационных технологий, в бизнесе, в правительственных
учреждениях и властных структурах, банковском деле и др.
Такой многообразный рынок труда диктует необходимость развития у
молодых специалистов умения нестандартно мыслить, требует наличия
интеллектуальных и коммуникативных способностей, позволяющих успешно
организовывать деятельность не только в узком профессиональном, но и в широком
социальном, экономическом и культурном аспектах.
В докладе предпринята попытка дать, не претендующий на полноту, краткий
анализ важнейших тенденций развития высшего физического образования. Для
этой цели использованы документы ЮНЕСКО (1-2), курс лекций (3), материалы
EUPEN (European physics education network) (4-5), Интернет-ресурсы и др.
В программных документах ЮНЕСКО отмечается, что в современном мире
в области высшего образования (ВО) возникли многочисленные парадоксы,
важнейшие из которых сводятся к следующим:
Нарастающая количественная эволюция ВО (массовость) и сокращение
финансовых, материальных и человеческих ресурсов.
Поднятие уровня образования и увеличение безработицы лиц с дипломами
о высшем образовании.
3
Стр.1
4
В.А. Алешкевич
Государства слишком много и государства не хватает. Другими словами,
государство зачастую неоправданно вмешивается в академическую политику
учебного заведения и в то же время устраняется от реальной помощи.
Интернационализация вузов и их национальная ориентированность.
Бурное развитие научно-коммуникационных и информационных технологий
(НКИТ) и их малая востребованность.
Большое число преподавателей университетов, обладающих статусом
научных работников и неадекватная эффективность исследований, привязанным
к конкретным условиям.
Острота этих парадоксов особенно сильно проявляется в развивающихся
странах Азиатско-Тихоокеанского региона, странах Африки и Латинской Америки.
В значительной мере этому способствует не только ограниченные экономические
и финансовые возможности этих стран, но также и крайне непропорциональное
распределение финансовых ресурсов от многочисленных фондов и грантодателей,
таких, как фонд Сороса, МНТЦ, фонд (CRDF) США, Банк Реконструкции и
Развития, программы ЕС "TEMPUS-TACIS", Фонд МакАртуров, (DAAD)
Германия, Фонд Форда, Фонд Евразия, Совет (АЙРЕКС) и др. Так, например, в
2002 г. финансовые средства этих организаций распределились по континентам в
следующем соотношении: Европа - 47,06%, Америка - 38,89%, Азия -14,01%,
Австралия - 0,03%, Африка - 0.01%.
Если сравнить распределение количества грантов и объемов финансирования
по таким трем важнейшим областям знаний, как общественные науки, естественные
и точные науки и технические и прикладные науки, то ситуация выглядит
следующим образом:
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
Народное образование. Педагогика
ЕСТЕСТВЕННЫЕ И ТОЧНЫЕ НАУКИ
Физика
Математика
Химия
Биология
КОЛ-ВО % ОБЪЕМ%
54,2
8,8
19,9
9,4
1,2
3,0
2,9
ТЕХНИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ НАУКИ 21,3
40,0
6,7
26,1
15,6
1,0
3,7
2,1
29,4
Стр.2