ТЕМА НОМЕРА В объединении — сила Михаил МАШИН История объединения участников рынка в профессиональные/отраслевые союзы уходит своими корнями в глубокое прошлое. <...> Еще в средневековой Европе был чрезвычайно распространен институт так называемого цехового братства: ремесленники одного вида деятельности создавали некое подобие общины, чтобы корпоративно, сообща решать возникающие проблемы. <...> Изначально профессиональные объединения никак не регламентировались государством, образуясь стихийно для защиты интересов представителей того или иного ремесла. <...> И именно эти объединения – гильдии – стояли у истоков стандартизации товаров и услуг. <...> Каждый из участников процесса договаривался со своим смежником о том, какими должны быть параметры изделия. <...> В противном случае покупатели просто никогда бы не смогли навинтить гайки одного изготовителя на болты другого. <...> Местные князьки в той же феодальной Европе были озабочены совершенно другими проблемами: завоевания, пополнение казны, наследственные притязания… Какие там еще гайки и болты? <...> Если проследить дальнейшее развитие событий, то, несомненно, в один прекрасный момент находился некий недовольный гражданин, которого по тем или иным причинам не устраивало качество приобретенного продукта. <...> Возникший конфуз надо 13 КУЗОВ 2010 Профессиональные сообщества осуществляли разработку технологических требований и стандартов, регламентацию производства и сбыта, механизмы выхода из конфликтных ситуаций, выполняли надзор за соблюдением профессиональной этики, чтобы никто из членов сообщества не опорочил его честь. <...> Цеховые уставы устанавливали время и условия работы мастеров, характеристики закупаемого сырья и готовых товаров и т. д. <...> Но кто же тогда исправит его ошибку и изготовит подходящее изделие? <...> Так в список задач, стоящих перед производителями, вошло разбирательство с придирчивыми потребителями. <...> А заодно и со смежниками, ведь неясно, по какой причине <...>