Июньский выпуск журнала «Качество образования» посвящен деятельности Международной сети агентств по гарантиям качества в высшем образовании INQAAHE. <...> Эта крупнейшая глобальная организация в сфере оценки качества образования объединяет большинство региональных ассоциаций и чутко реагирует на новые вызовы, которые изменяющееся образование предъявляет системе удостоверения качества. <...> Редактор Татьяна Баирампас Новые задачи, возникающие в сфере оценки качества в связи с развитием глобальных и региональных тенденций в высшем образовании, обсуждаются на конференциях INQAAHE, проводимых один раз в два года. <...> О том, какие темы стали ключевыми на предыдущей конференции сети, прошедшей в 2015 году в Чикаго, читайте в статье «INQAAHE: поиск ответов на глобальные вызовы». <...> INQAAHE ведет работу по обеспечению взаимодействия между региональными сетями и отдельными экспертными организациями по всему миру, определяет стандарты работы агентств по оценке качества, вносит весомый вклад в процесс профессионализации сферы удостоверения качества образования. <...> На вопросы о том, как строится деятельность сети по этим и другим направлениям, как организована структура INQAAHE и как ее опыт применим в российском образовании, редакции «КО» ответили экс-президенты сети Мария Хосе Леметр и Кэрол Бобби, а также член Совета директоров Эрика Соболева. <...> Действующий президент INQAAHE Сусанна Караханян поделилась с читателями «КО» своим представлением о глобальной и национальных рамках оценки качества, а также о механизмах обеспечения качества деятельности экспертных организаций. <...> Также в номер вошли материалы Маарьи Бееркенс, одного из ключевых спикеров форума INQAAHE, прошедшего в 2016 году, посвященные темам выбора механизмов и инструментов удостоверения качества в Европе, а также различия целей оценки качества и требований, предъявляемых теми или иными заинтересованными сторонами. <...> 4 Являясь одной из наиболее авторитетных организаций <...>
Качество_образования_№6_2016.pdf
СОБЫТИЕ
INQAAHE: ПОИСК ОТВЕТОВ НА ГЛОБАЛЬНЫЕ ВЫЗОВЫ..............................................4
Являясь одной из наиболее авторитетных организаций в сфере
удостоверения качества, сеть INQAAHE чутко реагирует на глобальные
изменения в высшем образовании. Вопросы, обсуждаемые
на проводимой каждые два года конференции сети, отражают
актуальные тенденции развития международной системы оценки
качества вузов и образовательных программ.
АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ
ОТ ОБЪЕДИНЕНИЯ УВЛЕЧЕННЫХ ОБЩИМИ ИДЕЯМИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
АССОЦИАЦИИ............................................................................................................8
Экс-президенты INQAAHE Кэрол Бобби и Мария Хосе Леметр в эксклюзивном интервью
журналу «Качество образования» ответили на вопросы редакции о роли сети в развитии
области удостоверения качества и особенностях становления национальных
систем гарантий качества образования.
ЭРИКА СОБОЛЕВА: «АККОРК ТРАНСЛИРУЕТ ОПЫТ INQAAHE
РОССИЙСКИМ ВУЗАМ».............................................................................................14
Член Совета директоров Международной сети агентств по
гарантиям качества в высшем образовании (INQAAHE) и генеральный
директор агентства АККОРК Эрика Соболева ответила на
вопросы редакции о том, как устроена структура сети, каковы ее
основные направления работы и перспективы развития и какое
значение имеет деятельность ассоциации для российского высшего
образования.
ИСТОРИЯ QA
РАМКА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА НА НАЦИОНАЛЬНОМ И ГЛОБАЛЬНОМ УРОВНЕ..............20
В свете тенденции к глобализации высшего образования невозможно
рассматривать системы оценки качества отдельных
государств вне международного контекста. Президент
Международной сети агентств по гарантиям качества в высшем
образовании (INQAAHE) Сусанна Караханян представляет свой
взгляд на структуру оценки качества образования на национальном
и наднациональном уровне.
ВОПРОСЫ ТЕОРИИ
УДОСТОВЕРЕНИЕ КАЧЕСТВА: РАЗНООБРАЗИЕ ЦЕЛЕЙ И ПРОТИВОРЕЧИЕ
ТРЕБОВАНИЙ...........................................................................................................26
ЗАРУБЕЖНАЯ ПРАКТИКА QA
ГАРАНТИИ КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АККРЕДИТАЦИОННЫХ АГЕНТСТВ ..................32
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.2
ИНСТРУМЕНТАРИЙ ОЦЕНКИ КО
МЕХАНИЗМЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ЕВРОПЕЙСКИХ СИСТЕМ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА............38
Перечень элементов системы оценки качества образования весьма широк и включает
в себя внешнюю экспертизу, профессиональную аккредитацию, аудит вузов, национальные
выпускные экзамены, инструменты и критерии сравнительного анализа и
др. В последние годы система удостоверения качества концентрируется на результатах
образовательного процесса, не всегда учитывая в должной мере обеспечивающие
их механизмы. Европейскому выбору методов и инструментов оценки и удостоверения
качества посвящена статья, подготовленная по материалам исследования
Маарьи Бееркенс, профессора Института государственного управления Лейденского
университета.
Председатель
редакционного совета
Карл Донерт
Редактор
Татьяна Баирампас
Дизайн и верстка
Лев Ефремидис
Корректор
Инна Кроль
СМКО
ПРИНЦИПЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА УНИВЕРСИТЕТА НА ОСНОВЕ ТРЕБОВАНИЙ
НОВОЙ ВЕРСИИ ISO 9001-2015 ...............................................................................44
В 2015 году Международная организация по стандартизации (ISO) приняла пятую
редакцию стандарта ISO 9001. Для того чтобы сделать процесс перехода для всех
участников процесса эффективным, установлен трехлетний переходный период, в
течение которого предусмотрен последовательный переход к новой версии стандарта.
Учредитель
и издатель
АНО «АККОРК»
Подписной индекс 81787
в каталоге «Роспечать»
на 2017 год.
Почтовый адрес:
105005, Москва, ЦАО,
Спартаковская пл., д. 14,
стр. 4, оф. 4209
БЦ Central Street
Тел./факс: +7 (495) 663-93-47
www.edu-quality.ru.
E–mail:
info@edu-quality.ru
Тираж 10 000 экземпляров
ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
ТОЧКИ (НЕ)СОПРИКОСНОВЕНИЯ И ПАРАДОКСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ СТОРОН.................................................................................48
Проблемы образования, его эффективности, профессионального
уровня выпускаемых нашей школой специалистов постоянно находятся
в поле зрения как российской власти, так и общественности.
Но в последнее время полемика вокруг этих проблем вспыхнула
с новой силой. И она со всей наглядностью демонстрирует, что в
образовательной сфере еще не сложилось отчетливое понимание
прагматических целей и задач обучения, востребованности на
рынке труда тех или иных специальностей.
Цена свободная.
Свидетельство
о регистрации средств
массовой
информации
в Министерстве РФ
по делам печати,
телерадиовещания
и средств массовых
коммуникаций
ПИ № ФС77-41461
от 13.08.2010 г.
При перепечатке
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ОЦЕНКА АКТУАЛЬНОСТИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ОРИЕНТИРОВ
РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ СПО........................................................................................54
В России проводится модернизация системы подготовки рабочих кадров, однако
результативность этого процесса во многом зависит от того, насколько актуальными
являются определенные правительством направления развития для
непосредственных участников образовательного процесса: органов управления в
сфере образования, труда и занятости, представителей бизнес-структур и самих
образовательных организаций.
и цитировании материалов
ссылка на журнал
обязательна.
Редакция не несет
ответственности
за достоверность информации
в рекламных
объявлениях, а также
информации о мероприятиях,
предоставленной
их организаторами.
Мнение авторов может
не совпадать с мнением
редакции.
Редакция оставляет
за собой право последней
литературной правки.
КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА
ПРАВОВАЯ ПОДДЕРЖКА ОТ СЛУЖБЫ «ГАРАНТ»......................................................58
Отпечатано в типографии
«Практика»
Стр.3