УДК 81’42 РОЛЬ ВИДО-ВРЕМЕННЫХ ФОРМ ГЛАГОЛА В РЕАЛИЗАЦИИ КАТЕГОРИИ РЕТРОСПЕКЦИИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ И. В. <...> Тивьяева Тульский государственный университет Статья посвящена анализу морфологических средств реализации категории ретроспекции в тексте. <...> Участвовать в реализации категории ретроспекции способно большинство глагольных форм, входящих в сегмент настоящего и прошедшего времен, при этом ретроспективные отношения могут выражаться видо-временными формами, для которых значение ретроспективности не является парадигматическим. <...> Художественный текст, развертываясь во времени и пространстве, не всегда выдерживает строгую последовательность событий. <...> Одной из его характерных черт является прерывность авторского повествования. <...> Традиционно исследование ретроспекции в художественном тексте проходило в основном в литературоведческом аспекте. <...> В данной статье мы ограничимся описанием роли видо-временных форм глагола в реализации категории ретроспекции в англоязычном художественном тексте. <...> Видо-временные формы глагола — главные средства движения художественного времени в тексте [17: 55]. <...> В рассказах о событиях прошлого или о вымышленных событиях, относимых к любому времени, используется повествовательное прошедшее время (нарратив) [12: 403—404], основной формой выражения которого в английском языке является ПИ (здесь и далее прошедшее ин© Тивьяева И. В., 2007 дефинитное). <...> Английский глагол имеет две формы, семантика которых включает в себя определенную “ретроспективность”: это формы НП (здесь и далее настоящее перфектное) и ПП (здесь и далее прошедшее перфектное). <...> Однако в художественном тексте система глагольных времен радикально изменяется, поэтому ретроспективную функцию могут выполнять и другие времена. <...> Рассмотрим особенности употребления видо-временных форм глагола, реализующих ретроспективную функцию, в художественном тексте. <...> В темпоральной структуре художественного текста выделяют <...>