УДК 334 СТРАТЕГИИ ИНТЕГРАЦИИ: ОТ ВЕРТИКАЛЬНО ИНТЕГРИРОВАННЫХ КОМПАНИЙ К МЕЖФИРМЕННЫМ СЕТЯМ Р. Г. Пожидаев Воронежский государственный университет Поступила в редакцию 12 марта 2010 г. Аннотация: статья представляет собой анализ одной из основных тенденций организационного развития – преобразования вертикально интегрированных структур в сетевые организации, а также причин, по которым компании отказываются от стратегии интеграции на основе слияний и поглощений в пользу создания межфирменных сетей. <...> Ключевые слова: сетевая организация, вертикально интегрированная компания, стратегия, трансакционные издержки, неопределенность, ограниченная рациональность, оппортунизм, координационные механизмы, стратегический центр. <...> На глобальных и региональных рынках, в различных отраслях и сферах бизнеса очевидна тенденция к формированию и расширению сетей, в которых юридически самостоятельные фирмы объединяют активы, координированно направляют потоки ресурсов и обмениваются информацией о текущей и планируемой деятельности. <...> Означает ли она появление новой формы организации или это переходный этап в эволюции крупных корпораций, а также сообществ малых и средних фирм, сложившихся благодаря географической близости или наличию взаимозависимостей? <...> © Пожидаев Р. Г., 2010 сети неформальных отношений внутри и вне организации, а исследования проводились преимущественно в рамках экономической социологии (Стинчкомб, Перроу, Бурман, Макнил, Эмерсон и др.) <...> . Серьезные исследования сетевых структур как формы организации проводились в 1980-х гг. <...> В условиях нарастающей конкуренции и динамичного делового окружения многие компании столкнулись с необходимостью изменения бизнесмоделей и принципов организации. <...> . В данном случае речь идет о появлении в 1970-х гг. целого ряда работ в области экономики и социологии организаций, посвященных анализу формальной и неформальной структур власти. <...> № 1 93 Р. Г. Пожидаев Первыми <...>