УДК 81’23’37 DOI 10.17238/issn1998-5320.2016.25.89 Т. В. Устинова, Омский государственный педагогический университет КОГНИТИВНЫЕ АСПЕКТЫ АССОЦИАТИВНОЙ ТЕОРИИ ЛИНГВОКРЕАТИВНОСТИ: СЛУЧАЙ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ РЕЦЕПЦИИ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА В статье ассоциативная теория лингвокреативности используется в качестве методологического инструмента когнитивного анализа динамического процесса семантизации читателем случаев намеренной языковой нестандартности в стихотворной речи. <...> Лингвокреативность поэта рассматривается как деканонизированное речевое поведение, направленное на создание определённых прагматических эффектов. <...> В статье описаны уровни лингвокогнитивных преобразований в процессе неконвенционального смыслообразования, вызванные трансформациями ассоциативного стереотипа восприятия слова. <...> Показано, что операциональные лингвокреативные приёмы, использованные поэтом, обеспечивают преобразования в зонах внутрисловной, междусловной и контекстуальной ассоциативной связи лексем, специфически запуская процессы ментального конструирования в сознании читателя. <...> Трансформации ассоциативного потенциала слова анализируются как модификаторы содержания на уровне лексического концепта и на уровне взаимосвязанных с концептом когнитивных моделей знаний. <...> На примере двух типов креатем (поэтической синкретсемии А. Драгомощенко <...> и авторских окказионализмов Г. Сапгира) разобраны механизмы ассоциативной координации и контраста, обеспечивающие реинтерпретацию читателем нестандартной формы поэтического высказывания и конструирование нового концептуального содержания. <...> Ключевые слова: намеренная языковая нестандартность, конструирование значения, ассоциативный потенциал слова, когнитивная модель. <...> Индивидуально-авторские креатемы поэта и лингвокреативная деятельность читателя поэтического текста. <...> В современных науках о языке понятие лингвистической креативности является сложным и неоднозначно определяемым <...>