ЧЕХОВА В статье рассматриваются способы создания образа дома в ранней прозе А. П. Чехова. <...> Делается вывод о том, что одна из главных тем творчества писателя начинает формироваться в 1880-х годах и получит своё развитие в более поздних произведениях. <...> Анализ предметно-изобразительных средств (внешний вид дома, детали интерьера, пространство вокруг дома), характера внутрисемейных отношений, одорической, акустической информации позволил сделать вывод о том, что Чехов создаёт инвертированный образ дома как знак переворотившейся и укладывающейся России, когда всё находилось в состоянии брожения, казалось как бы хаосом, когда было совершенно неясно, как сложится жизнь. <...> Дом является важным пространственным образом и в славянской мифологии, и в художественной литературе, «противопоставлен окружающему миру как пространство закрытое – открытому, безопасное – опасному, внутреннее – внешнему. <...> В индивидуальных художественных практиках первой половины XIX века образ патриархального дома связывался с дворянскими (помещичьими) усадьбами, где вдали от искушений цивилизации соблюдались заветы единодушия, взаимопомощи и царила атмосфера, основанная на сердечной связи поколений, объединённых верой и памятью. <...> В середине XIX века, в период бурного развития капитализма, когда человек не ощущал прочной связи с тем, что было до него, и с тем, что будет после, когда разрушалась привычная система ценностей и человек чувствовал себя «заблудившимся в мире», семья уже не спасала от нравственных потрясений и одиночества. <...> Наиболее счастливые годы в жизни А. П. Чехова оказались связаны с Мелиховым, однако его продажа навсегда лишила писателя дома и в онтологическом (как утрата Родины), и в биографическом (смерть отца) смыслах, хотя мелиховские сюжеты, образы, ландшафты питали и «ялтинское» творчество писателя. <...> В рамках статьи мы рассмотрим образ дома, представленный в ранних рассказах автора. <...> Раннее творчество А. П. Чехова <...>