Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634617)
Контекстум
.

Путь к профессионализму: Учебное пособие для курса «Основы творческой деятельности журналиста» (220,00 руб.)

1   0
Первый авторБобров Александр Александрович
Издательство[Б.и.]
Страниц169
ID49484
АннотацияУчебное пособие основано на личном опыте автора – активно работающего публициста, очеркиста, теле-радиожурналиста – с учётом преподавательского опыта в Московском государственном университете культуры и искусств. Пособие насыщает теоретическую часть курса конкретными примерами, предметными рассуждениями о творческой деятельности журналиста, о требованиях, предъявляемых к нему современностью. Обобщает многолетний опыт преподавания учебной дисциплины «Основы творческой деятельности журналиста», показывает принципиально новый подход к освоению общих закономерностей журналистики как особой творческой деятельности и в то же время – одной из разновидностей словесного творчества.
Кому рекомендованоДля преподавателей вузов, студентов факультетов журналистики.
УДК070.1
ББК76.01
Бобров, А.А. Путь к профессионализму: Учебное пособие для курса «Основы творческой деятельности журналиста» / А.А. Бобров .— Учеб. пособие .— : [Б.и.], 2011 .— 169 с. — Библиогр. - с. 168-169 .— URL: https://rucont.ru/efd/49484 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Александр Бобров Путь к профессионализму Учебное пособие для курса «Основы творческой деятельности журналиста» Москва 2011 УДК 070.1 ББК 76.01 Рецензент В.И. <...> Обобщает многолетний опыт преподавания учебной дисциплины «Основы творческой деятельности журналиста», показывает принципиально новый подход к освоению общих закономерностей журналистики как особой творческой деятельности и в то же время – одной из разновидностей словесного творчества. <...> Автор пособия - Бобров Александр Александрович, кандидат филологических наук, автор многих познавательных книг, секретарь правления Союза писателей РФ, член редколлегии журнала «Русский дом» и газеты «Советская Россия», лауреат литературных премий «Слово к народу», им. <...> Рецензируемое пособие может быть использовано в преподавании студентам по дисциплине «Основы творческой деятельности журналиста» и сравнительно новому курсу для факультетов журналистики – «Литературная работа журналиста». <...> Александр Бобров является активно действующим журналистом, публицистом и критиком, который выступает в печати и в эфире в самых разных жанрах, а потому передаѐт студентам свой богатый профессиональный опыт, тем более что само пособие написано выразительным писательским слогом, насколько позволяет стиль учебника. <...> Данное пособие обобщает многолетний опыт преподавания учебной дисциплины «Основы творческой деятельности журналиста», показывает принципиально новый подход к освоению общих закономерностей журналистики как особой творческой деятельности и в то же время – одной из разновидностей словесного творчества. <...> Журналистское произведение как особый вид текста . <...> Способ журналистского творчества ....................... 64 Жанровые разновидности журналистского творчества . <...> Участие журналиста в коллективной творческой деятельности . <...> . . . . . . . 122 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ...................... 162 <...>
Путь_к_профессионализму_Учебное_пособие_для_курса_«Основы_творческой__деятельности_журналиста».pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.162
Стр.163
Стр.164
Стр.165
Стр.166
Стр.167
Стр.168
Стр.169
Путь_к_профессионализму_Учебное_пособие_для_курса_«Основы_творческой__деятельности_журналиста».pdf
Александр Бобров Путь к профессионализму Учебное пособие для курса «Основы творческой деятельности журналиста» Москва 2011
Стр.1
УДК 070.1 ББК 76.01 Рецензент В.И. Гусев Бобров А.А. Путь к профессионализму: Учеб. пособие для курса «Основы творческой деятельности журналиста». – М., 2011. – 169 с. Учебное пособие основано на личном опыте автора – активно работающего публициста, очеркиста, теле-радиожурналиста – с учѐтом преподавательского опыта в Московском государственном университете культуры и искусств. Пособие насыщает теоретическую часть курса конкретными примерами, предметными рассуждениями о творческой деятельности журналиста, о требованиях, предъявляемых к нему современностью. Обобщает многолетний опыт преподавания учебной дисциплины «Основы творческой деятельности журналиста», показывает принципиально новый подход к освоению общих закономерностей журналистики как особой творческой деятельности и в то же время – одной из разновидностей словесного творчества. © А.А. Бобров. Текст 2
Стр.2
ОТЗЫВ НА РУКОПИСЬ БОБРОВА А.А. Автор пособия - Бобров Александр Александрович, кандидат филологических наук, автор многих познавательных книг, секретарь правления Союза писателей РФ, член редколлегии журнала «Русский дом» и газеты «Советская Россия», лауреат литературных премий «Слово к народу», им. Д. Кедрина, им. А.Фатьянова, доцент кафедры журналистики Московского государственного университета культуры и искусств. Рецензируемое пособие может быть использовано в преподавании студентам по дисциплине «Основы творческой деятельности журналиста» и сравнительно новому курсу для факультетов журналистики – «Литературная работа журналиста». Оно выполнено на высоком профессиональном уровне и отличается двумя главными достоинствами. 1. Александр Бобров является активно действующим журналистом, публицистом и критиком, который выступает в печати и в эфире в самых разных жанрах, а потому передаѐт студентам свой богатый профессиональный опыт, тем более что само пособие написано выразительным писательским слогом, насколько позволяет стиль учебника. 2. Александр Бобров как автор книг о Москве и области, как многолетний сотрудник РТВ «Подмосковье» досконально знает литературную, культурную, журналистскую Московию и рассказывает будущим журналистам о том, как использовать духовные богатства и преимущества столичной земли, где они учатся и живут. Данное пособие обобщает многолетний опыт преподавания учебной дисциплины «Основы творческой деятельности журналиста», показывает принципиально новый подход к освоению общих закономерностей журналистики как особой творческой деятельности и в то же время – одной из разновидностей словесного творчества. Доктор филологических наук, профессор Литературного института им. А.М. Горького, председатель правления Московской городской организации Союза писателей России ГУСЕВ В.И. 3
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ ОТЗЫВ НА РУКОПИСЬ БОБРОВА А.А. ВСТУПЛЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5 Раздел 1. Журналистское творчество как профессиональная деятельность . . . . . . 7 Раздел 2. Журналистское произведение как особый вид текста . . . . . . . . . . . . . . . . . 39 Раздел 3. Способ журналистского творчества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64 Раздел 4. Жанровые разновидности журналистского творчества . . . . . . . . . . . . . . . 99 Раздел 5. Участие журналиста в коллективной творческой деятельности . . . . . . . . 122 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 162 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 168 4
Стр.4
ВСТУПЛЕНИЕ Курс «Основы творческой деятельности журналиста» должен помочь студентам, что подчеркивается и в учебной программе, освоить общие закономерности журналистики как особой творческой деятельности и в то же время – одной из разновидностей словесного творчества. В нѐм рассматривается система понятий, которые представляют это творчество как профессиональную деятельность со сложной структурой, определяющей многообразие обязанностей и действий журналиста. Цель курса - подготовить студентов к выполнению сложных обязанностей на достаточно высоком профессиональном уровне, сформировав у них устойчивые теоретические представления о журналистском труде и практические умения, постепенно переходящие в навыки. Данное учебное пособие основано на личном опыте автора – активно работающего публициста, очеркиста, теле-радиожурналиста – с учѐтом преподавательского опыта в Московском государственном университете культуры и искусств, а также с пониманием особенности университета, где главное в названии, в содержании преподавания – культура. Русская культура, как и многие национальные культуры нашей огромной страны – литературоцентрична. В основе еѐ лежит Слово – сакрально-духовное, просветительское, писательское. Наша первая историческая хроника «Повесть временных лет», что доказано многими исследователями, создавалась не только как объективное исследование, откуда пошла и что такое есть Русская земля, но и как идеологическипублицистическое произведение, утверждающее постулаты и основы тогдашней власти, усиливающегося православия. «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона – не только христианская полемика, но и страстная проповедь, можно сказать - одухотворѐнная, установочная передовая статья своего времени, исполненная такой поэтической силы, что еѐ переложил на стихи выдающийся поэт Юрий Кузнецов. «Есть у нас свой язык; смелее! – обычаи, история, песни, сказки – и пр.»1, - так восклицал Александр Пушкин, доказывая, что обращение к народной стихии языка, к вековой духовной культуре и тогда требовало смелости в творчестве, а сегодня, при забвении этого богатства, при засилье штампов массовой культуры, иноязычных заимствований, разговорного сленга – тем более. Работать на любом журналистском поприще в стране с такими традициями – значит, осознавать, какую ответственность берѐшь на себя, обращаясь к людям с печатного листа, в эфире или виртуальном пространстве. Так в России, доверяющей Слову, сложилось испокон веков. «Пушкин отмечал, что воззвания Пугачева были написаны хорошо и понятны народу, а манифесты Екатерины были даже по языку народу чужды».2 Недаром согласно типовому учебному плану, студенты осваивают курс «Основы творческой деятельности журналиста» в ходе третьего, четвертого, пятого и шестого семестров, когда уже получена необходимая теоретическая подготовка по другим предметам и начинают формироваться собственные журналистские пристрастия, навыки. Изучение материала идет на двух уровнях - теоретическом и практическом. Аудиторная работа включает в себя лекции, лабораторно-практические занятия и оперативный выпуск журналистской продукции (газета «Аудитория», альманах «Зеркало», радио- и телепрограмма новостей, другие университетские СМИ и конкурсы) на основе современных информационных технологий и технических средств. В рамках этого 1 Пушкин Александр. Собр. соч. т. УII. С. 527 2 Шкловский В.Б., За 40 лет. Статьи о кино, М.: "Искусство", 1965. С. 159. 5
Стр.5
курса студенты непосредственно включаются в профессиональную деятельность и получают поэтапно необходимую подготовку для прохождения производственной практики, для самостоятельных публикаций в СМИ. Данное учебное пособие насыщает теоретическую часть курса конкретными примерами, предметными рассуждениями о творческой деятельности журналиста, о требованиях, предъявляемых к нему современностью и состоит, согласно учебной программе, из пяти разделов. Первый раздел — «Журналистское творчество как профессиональная деятельность. Система профессиональных обязанностей журналиста» - рассматривает обстоятельства и факторы, формирующие журналистику как профессиональную деятельность и определяющие круг профессиональных обязанностей журналиста. Здесь же характеризуется структура профессиональных обязанностей с учетом особенностей разных каналов массовой информации (печать, радио, телевидение, Интернет). Второй раздел - «Журналистское произведение как особый тип текста» - посвящается рассмотрению специфических черт журналистского текста, выступающих в совокупности как порождающая модель журналистского творчества. Третий раздел - «Способ журналистского творчества» - дает целостное представление об особенностях авторской творческой деятельности журналиста, выступающих в совокупности как ее способ. Здесь характеризуются все стороны журналистской работы при создании материала: структура творческого акта, источники информации, методы и приемы деятельности, использование технических средств, правовые и профессионально-этические регуляторы творческого поведения журналиста. Четвертый раздел - «Жанровые разновидности журналистского творчества» - включает в себя анализ традиций употребления в культуре понятия «жанр»; выявление обстоятельств, выступающих как причины жанровой дифференциации журналистского творчества; характеристику основных жанровых моделей журналистского текста и соответствующих им модификаций способа творческой деятельности журналиста в современный период. Пятый раздел курса - «Участие журналиста в коллективной творческой деятельности» - призван сосредоточить внимание студентов на тех профессиональных обязанностях журналиста, которые ориентированы на организацию духовного сотрудничества в обществе для производства массовых информационных потоков, на подготовку и выпуск их в свет и в эфир, на личный анализ, саморедактуру и совершенствование текущей практики. В пособии использованы и некоторые студенческие работы МГУКИ, которые были написаны в рамках освоения курса «Основы творческой деятельности журналиста». 6
Стр.6
Заключение В заключение учебного пособия хочу выделить одну особенность нашего университета. Он находится на земле Московской области, которая тесно связана с мегаполисом и достаточно специфична, соединяя в себе столичность с яркими и низменными сторонами («Столица греха» - называется фильм НТВ) и провинциальность, верность коренным традициям, противостоящим глобализации. С одной стороны, МГУКИ давно является главной кузницей культурных кадров Подмосковья, с другой - кафедра журналистики и весь институт МАСС-МЕДИА осваивается с новой ролью и занимает всѐ более заметное место в информационном пространстве Подмосковья. Оно достаточно специфично. Например, это, наверное, единственная область России, которая не имеет полноценного телеканала, хотя имеет компанию РТВ «Подмосковье». Прежний канал, вещавший много лет на третьей, московской «кнопке», был утрачен и перепродан – теперь это «3 канал». Старейшим из электронных СМИ является радио Подмосковья. Его девиз: «Наши сердца открыты для вас!» Свою биографию государственное учреждение Московской области «Телерадиовещательная компания «РТВ-Подмосковье» ведет с 14 августа 1932 года, того дня, когда постановлением президиума Мособлисполкома был образован Московский областной Комитет по радиовещанию. Современная история компании началась с постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации об организации «Государственной радиовещательной компании «Радио Подмосковья», принятого 3 октября 1993 года. Объективные процессы в электронных СМИ Московской области послужили тому, что 29 ноября 2002 года Постановлением Правительства Московской области «Государственная радиовещательная компания «Радио Подмосковье» была преобразована в «Государственную телерадиовещательную компанию «РТВ-Подмосковье» (ГТРК «РТВПодмосковье»). С тех пор, начав с вещания радиопрограмм собственного производства на одной частоте УКВ-диапазона, ретранслируемых по первой программе проводной радиотрансляционной сети в Московской области в течение всего трех часов в сутки, «РТВ-Подмосковье» приступила к освоению теле- и расширению радиовещания. Сегодня «РТВ-Подмосковье» осуществляет трансляцию собственных телевизионных программ по четырем телеканалам и радиопрограмм - по 28 частотам СВ-, УКВ- и FM- диапазонов до 18 часов в сутки. Потенциальная слушательская аудитория «РТВ-Подмосковье» охватила практически все население Московской области – более 6 млн. человек. В 2007 году «РТВПодмосковье» расширила свою аудиторию за счет пользователей Интернета, приступив к размещению информации о компании, а также программ головной радиоредакции, филиалов и Информагентств, транслируемых в режиме Он-лайн, на собственном Интернет–сайте. «Мы - рядом!» Под таким девизом работает областной телеканал «Подмосковье». Регион России, превышающий по площади многие европейские страны, получил средство массовой информации, позволяющее учесть интересы и пожелания своей пятимиллионной аудитории. В разорванном эфире - отражение всех значимых событий и новостей социальной, политической, научной, экономической, духовной, культурной и спортивной жизни Московской области. Телеканал «Подмосковье» - позиционирует себя как телевидение позитивное, актуальное и социально направленное. Он был создан по инициативе Губернатора Московской области Б. В. Громова в сентябре 2003 года. 162
Стр.162
Первоначально эфир формировали 15-минутные выпуски «Новостей Подмосковья», которые знакомили жителей с важнейшими событиями региона. В феврале 2008 года телеканал перешел на ежедневное 18-часовое, а в сентябре 2008 - на круглосуточное вещание. Для передачи телевизионного сигнала используется спутник «Экспресс АМ-1», который вещает более, чем на 50 городов Московской области. Вот, например, сразу за МКАД лежит Балашиха — крупнейший по численности населения город Московской области. Кабельное вещание осуществляет там ООО «Информационный центр «Балашиха». Местные жители могут принимать «Подмосковье», а жители Москвы по столичную сторону МКАД – нет. Более доступна печатная продукция области. Ещѐ несколько лет назад Издательский дом «Московия» был «домом» лишь двух печатных изданий - газеты «Ежедневные новости. Подмосковье» и еженедельника «Подмосковье. Неделя», а сейчас с его узнаваемым логотипом выходит в свет уже более десяти газет и журналов, которые знакомят читателей, студентов и преподавателей с жизнью Подмосковья. Особое место в ряду печатной продукции «Московии» занимает газета «Ежедневные новости. Подмосковье». Это - официальное издание области, которое максимально полно информирует население о деятельности законодательной, исполнительной и судебной властей региона. Только после публикации в специальной вкладке «Старая площадь, 6» вступают в силу областные законы, постановления губернатора и правительства. Постоянный интерес у читателей вызывают тематические страницы "Деловое Подмосковье", "Спросите у "ЕНП", "Перекресток", "Православное Подмосковье", "Культура", "Спорт", "Аптекарская изба", "Стоп-кадр", рассчитанные на различные категории жителей области. Есть свои заинтересованные адресаты и у выпусков "Подмосковные торги". Примечательно, что программа всех принимаемых в Подмосковье телевизионных каналов предлагается вниманию подписчиков газеты уже в среду предшествующей недели - раньше многих других ежедневных изданий. "Подмосковье. Неделя" - еженедельный путеводитель по Московской области, выходящий по средам. В "толстушке" представлена наиболее интересная информация о событиях за неделю и анонсы предстоящих мероприятий в области культуры, досуга и спорта. Каждый номер включает в себя подборку новостных репортажей, материалы социально-экономической тематики, интервью с известными людьми. Словом, это газета для интересного и полезного чтения. Несмотря на свое название, еженедельная газета "Пенсионеры Подмосковья" - издание молодое. И, как показывает практика, нужное нашим землякам. Даже тот, кто получает пенсию не первый год, может столкнуться с ещѐ неизвестными ему тонкостями и нюансами отечественного пенсионного законодательства. На страницах газеты уделяется большое внимание региональной социально политике, поднимаются важнейшие проблемы старшего поколения. К услугам читателей - юридические консультации, разъяснения социальных работников, советы медиков и психологов. Газета поможет поддержать физическое здоровье, даст совет в тяжѐлых жизненных ситуациях, подскажет, как воспитывать внуков, как организовать досуг. Газета "Дачники Подмосковья" тоже родилась в 2007 году. И, без преувеличения, сразу нашла своего читателя: ведь каждый из жителей Подмосковья - немного дачник. Главное отличие этой газеты от коллег по тематике состоит в том, что "Дачники Подмосковья" большую площадь уделяют разъяснениям решений областного правительства, которые могут повлиять на 163
Стр.163
жизнь садоводов и огородников, будь то строительство ЦКАД или планы газификации региона. При поддержке Министерства по делам печати и информации Московской области ИД "Московия" выпускает цветной иллюстрированный ежемесячный общественный и деловой журнал "Подмосковье". В регионе сосредоточена огромная доля научно-технического потенциала России. Можно сказать, что Подмосковье - это полигон, где проходят обкатку перспективные национальные проекты, проверяются новые идеи и внедряются передовые технологии. Не случайно вместе со словом общественный журнал обозначен еще и как деловой. "Социальная защита" - ежеквартальное приложение к журналу "Подмосковье". Предназначено для освещения вопросов и проблем социальной защиты, решаемых как правительством Московской области, так и областным Министерством социальной защиты населения. Журнал разделен на главы, посвященные общим вопросам социальной политики, работе с семьей и детьми, инвалидами и пожилыми, кадровым и юридическим аспектам. Название журнала "Горизонты культуры", пожалуй, говорит само за себя. Горизонты духовной жизни в Подмосковье, действительно, необозримы. Их, наверное, невозможно объять, но рассказать о наиболее значимых событиях культурной жизни региона, энтузиастах своего дела, мастерах искусств ежеквартально стараются сотрудники журнала. Журнал "Местное самоуправление" по-своему специфичен. На его страницах заинтересованные читатели смогут найти материалы о становлении и укреплении системы местного самоуправления в Московской области, адаптации новых политических моделей к современным условиям. Журнал содержит информацию о жизни отдельных муниципальных образований, а потому он будет интересен и полезен как специалистам, работающим в системе местного самоуправления, так и рядовым жителям региона. "Местное самоуправление" выходит ежеквартально в качестве приложения к журналу "Подмосковье". "Образование Подмосковья. Открытый урок" - проект этого издания реализуется совместно с Министерством образования Московской области. На этого ежеквартального журнала педагоги смогут найти полезную информацию о новых методах и технологиях образовательных и воспитательных процессов, необычных уроках и инициативах, направленных на совершенствование педагогической процесса. Журнал рассказывает и о реализации приоритетного национального проекта "Образование". "Юность Подмосковья" - издание поистине юное. Первый номер журнала вышел в свет в августе 2008 года. На страницах журнала "молодежного" планируется рассказывать о возможностях получения в области среднеспециального и высшего образования, дальнейшего трудоустройства, перспективах молодежного предпринимательства. Журналисты подскажут как можно провести свободное время, где можно записаться в спортивную секцию; ряд публикаций будет посвящен молодым семьям, решению жилищных проблем. Не останутся без внимания наиболее острые молодежные проблемы. "Информационный вестник" правительства Московской области ежемесячно публикует постановления губернатора и правительства Московской области. А региональный специализированный журнал "Инновации Подмосковья" посвящен достижениям науки и промышленности. И, наконец, "Подмосковный летописец". Не много найдется регионов в нашей стране, где был бы такой историко-краеведческий альманах. А в Подмосковье – есть. К тому же - отмеченный наградами нескольких выставок и конкурсов прессы. Это издание ежеквартально представляет портретные очерки, исторические и краеведческие исследования в Подмосковье, оно адресовано не 164
Стр.164
только специалистам, но и тем, кто интересуется фактами, событиями, личностями, оставившими свой след в истории области. На XV юбилейной международной профессиональной выставке "Пресса" во Всероссийском выставочном центре почѐтным общественным гостем форума был Союз журналистов Подмосковья, который в те дни отмечал своѐ 50-летие. В рамках экспозиции Министерства по делам печати и информации Московской области был представлен Издательский дом «Московия», вновь, как и в 2006 году, признанный лучшим региональным издательским домом России. Так что будущим мастерам пера есть где сотрудничать в Московии! Столь централизованная система СМИ даѐт некоторую стабильность, материальнотехническое обеспечение, но, конечно, сказывается на работе журналиста, ограничивает свободу творчества. Например, чего стоит только программное утверждение: «Телеканал «Подмосковье» - позиционирует себя как телевидение позитивное». Вот и покритикуй властные структуры, правительство или губернатора. Тут уже редакционная цензура начинает действовать безжалостно. Тем не менее многие выпускники МГУКИ находят работу именно в СМИ и учреждениях культуры Московской области. Союз журналистов России провѐл исследования и установил, что только 18 процентов действующих журналистов имеют профессиональное журналистское образование. 65 Казалось бы, российские вузы сегодня выпускают достаточное количество журналистов - ежегодно 4-5 тысяч. Например, Кубанский государственный университет, факультет журналистики, выпускает ежегодно 80 специалистов. Подготовкой журналистов занимаются в Краснодарском крае еще несколько коммерческих вузов. Вроде бы, потребности СМИ в кадрах должны быть удовлетворены. И тем не менее, результаты исследований Департамента по делам СМИ краевой администрации показывают, что сегодня журналистика стремительно стареет. Многие выпускники журфаков идут работать в смежные с журналистикой профессии. В то время как в газеты, журналы, на радио и телевидение приходят люди, окончившие совсем не профильные вузы. Сейчас во всем Краснодарском крае в средствах массовой информации общественнополитического плана работает около 100 журналистов в возрасте до 25-26 лет, около 200 – до 28 лет. И это при том, что на Кубани более 700 зарегистрированных СМИ – государственных, муниципальных, частных! Словом, молодежи - меньше одного журналиста на редакцию. В чем суть тех "проблемных" зон в сфере профессионального, карьерного роста, социально-бытовой сфере, которые отпугивают от будущей профессии выпускников факультета журналистики? Эти и ряд других актуальных для молодых журналистов вопросы обсуждали участники семинара – совещания молодых журналистов, который был организован краевым департаментом по делам СМИ, печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Департамент по делам СМИ в свою очередь рассчитывал в ходе совещания изучить отношение молодых журналистов к своей профессии, выявить их самоощущение в своей профессии, их потребность в дальнейшем профессиональном росте, дальнейшем образовании; изучить круг основных социально-экономических и бытовых проблем молодых журналистов и выявить мнения о возможных путях их решения, и в итоге сформировать пакет идей по оптимизации положения молодых журналистских кадров. 65 См. Яковенко И. В. Журналисты о журналистике: опрос журналистов. Сборник материалов и документов. М. 2004. 165
Стр.165
Анализ показал, что наиболее острыми являются следующие проблемы: проблема взаимоотношений с органами государственной власти как учредителем СМИ; реакция на острые выступлений в СМИ, резонанс, отношения власти и прессы в целом – эти проблемы волнуют молодых журналистов в первую очередь. В ходе круглого стола прозвучали такие вопросы: нормально ли, если местный глава, пользуясь телефонным правом мягко, но настоятельно просит воздержаться от публикации острой статьи? Может ли руководитель района "заказывать" в муниципальной газете критику на своего собственного заместителя? Журналисты настаивают на том, что учредитель должен выстроить более четкую политику в отношении СМИ, должен определять только генеральную линию и дальше – не мешать работать, уменьшить контроль и цензуру, участвовать в информационном потоке на равных, не мешать свободе выражения в СМИ всех точек зрения. Одновременно журналисты согласны с тем, что сегодня существует достаточный выбор СМИ, что позволяет работать там, где позиция и политика издания совпадают с твоей позицией. Проблема внутриредакционных отношений. Наличие редакционной цензуры, нет возможности разрабатывать свои темы, молодым журналистам трудно пробиться на полосу. Причем, судя по высказываниям участников дискуссии, данные проблемы серьезнее стоят перед журналистами районных и городских СМИ. Именно "внутриредакционная цензура" названа респондентами и в ходе анкетного опроса одной из существенных причин творческой неудовлетворенности. Недостаточная оплата труда. Действительно, уровень зарплаты в отрасли находится в очень большом диапазоне – от 3 до 70 с лишним тысяч рублей в месяц. Тем не менее, как показали ответы на анкетный опрос, проведенный сотрудниками оргметодотдела департамента СМИ, для молодых эти суммы в основном колеблются между 5 и 15 тысячами рублей. Кому-то это мало, в некоторых районах – довольно прилично и выше, чем в других профессиях в данной местности. Средняя зарплата принявших в опросе респондентов в районных и городских СМИ – 8,6 тыс. рублей, краевых СМИ – 12,5 тыс. рублей. Свое собственное экономическое положение оценивает как "хорошее" 19% респондентов, как "среднее" - меньше половины, треть считает, что у них "плохое" экономическое положение. Молодых журналистов не устраивает то, что многих из них "держат" на гонорарах при минимальных окладах, что существенно влияет на такие обстоятельства, как возможность заочно учиться, растить маленьких детей (больничные и пр.), будущая пенсия, то есть в любом случае это создает ощущение нестабильности. Однако обращает на себя внимание тот факт, что журналисты районных СМИ в большинстве удовлетворены своей заработной платой, приводят примеры оптимальной организации системы оплаты – премия за лучший заголовок, самую интересную информацию и т.п. Прозвучало предложение поощрять даже не деньгами, а поездками на семинары, учебу. Журналисты же краевых СМИ, несмотря на то, что их зарплаты практически в два раза выше зарплат журналистов районных и городских СМИ, считают, что сегодня зарабатывают недостаточно денег, но решают эту проблему подготовкой заказных материалов, совмещением журналистской и коммерческой деятельности. Выяснилось, что, несмотря на то, что все без исключения молодые журналисты прекрасно понимают разницу между журналистикой и PR, согласны с тем, что в идеале журналистика и коммерческие заказные материалы несовместимы, все-таки все без исключения признают, что занимаются так называемой "джинсой", потому что журналистика сегодня является с их точки зрения "малооплачиваемой" профессией. 166
Стр.166
В ходе анкетирования журналистам был задан вопрос, какие знания и навыки, необходимые Вам в сегодняшней работе, Вы хотели бы получить в высшем учебном заведении, которое закончили, но не получили? Почти все журналисты краевых СМИ хотели бы иметь более качественные знания иностранных языков. Основная проблема тех, кто получил общее гуманитарное, а не профессиональное образование, это отсутствие необходимых навыков работы с современной техникой. Подавляющее большинство (84% опрошенных) заинтересовано в дальнейшей учебе. Связано это и с тем, что большинство молодых журналистов убеждено: в сегодняшней журналистике без тематической и отраслевой специализации не обойтись. А, значит, необходимы более глубокие знания. Причем, потребность в дальнейшей учебе выразили все без исключения журналисты краевых СМИ, единичные отрицательные ответы приходятся исключительно на долю журналистов районных СМИ. Выявилась общая для подавляющего большинства редакций проблема – как системная работа, наставничество отсутствует. У молодых журналистов при этом существует два противоположных мнения о том, должно ли наставничество быть системой. Почти 60% опрошенных в ходе анкетирования подтвердили, что испытывают потребность в наставничестве. У половины в их собственных редакциях, по их словам, есть опытный журналист – учитель в профессии. В ходе дискуссии выяснилось, что журналисты районных и городских СМИ в большинстве своем считают, что наставничество необходимо, оно должно быть системой в работе с молодыми кадрами; или же - наставничество необходимо, но оно заключается в самой совместной практике журналистской работы в коллективе. Журналисты краевых СМИ чаще склонны считать, что особой необходимости именно в системе наставничества нет, при желании любой начинающий журналист сам способен найти себе опытного наставника, это вопрос инициативы и желания самого журналиста. Одновременно на вопрос, в чем именно должно выражаться позитивное влияние Союза журналистов на профессиональную деятельность, молодые журналисты на первое место поставили организацию учебы журналистских кадров, на второе месте - помощь в решении конфликтных ситуаций, на третье – организацию профессиональных конкурсов, и, наконец, социальную поддержку (отдых, лечение и пр.). Только 10% опрошенных, буквально единицы, отмечают, что чувствуют влияние первичной организации Союза журналистов на свою профессиональную деятельность и решение социальных проблем. Напомним, что Союз журналистов России – крупнейшая творческая и профессиональная организация России, которая объединяет в своих рядах около 100 000 членов! Так что выпускники факультета журналистики института МАССМЕДИА МГУКИ вливаются в огромное профессиональное сообщество. Трудно найти своѐ место в профессии, определиться в океане современных СМИ, но путь к мастерству каждый должен пройти в процессе учѐбы и первых самостоятельных шагов. Курс «Основы творческой деятельности журналиста» имеет практическую направленность и предполагает, кроме лекций, проведение лабораторнопрактических занятий, координирующих аудиторную и внеаудиторную практическую работу студентов, состоящую из выполнения творческих заданий профессионального характера. Студенты 3-го курса очного отделения пишут перед экзаменом курсовую работу по одной из общих, теоретических тем курса или выбирают злободневную, волнующую их проблему, связанную порой с началом профессиональной деятельности. Форма итогового контроля по курсу - экзамен. 167
Стр.167
ЛИТЕРАТУРА Основная Ахмадулин Е.В. Краткий курс теории журналистики. М.: МарТ, 2006. – 271 с. Ворошилов В.В. Журналистика: Курс лекций: Учебное пособие. СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2004. - 723 с. Горохов В. М. Основы журналистского мастерства. М., 1989. – 340 с. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М.: Эксмо-Пресс, 2002. - 832 с. Корконосенко С.Г. Основы творческой деятельности журналиста: Учебник для студ. – СПб.: Знание, 2000. – 180 с. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001. – 240 с. Свитич Л.Г. Профессия — журналист. М.: Аспект Пресс, 2003. - 255 с Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учеб. пособие. - М.: Аспект Пресс, 2006. – 320 с. Черникова Е.В.Основы творческой деятельности журналиста, М.: Гардарики, 2005. – 287 с. . Дополнительная Аграновский В. А.. Вторая Древнейшая. Беседы о журналистике. – М.: Вагриус, 1999. – 325 с. Борецкий Р.А., Кузнецов Г.В. Журналист ТВ: за кадром и в кадре.- М.: 1990. – 246 с. Егоров В.В. Терминологический словарь телевидения. - М., 1997. – 243 с. Телевизионная журналистика: Учебник. 3-е издание, переработанное и дополненное /Редколлегия: Г.В. Кузнецов, ВЛ. Цвик. А.Я. Юровский. - М: Изд-во МГУ; Высшая школа, 2002. – 423 с. История мировой журналистики. –изд. 3-е доп и исп. Ростов н/Д.: ИЦ Март,2003.-432с. Ким М.Н. Репортаж: технология жанра. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2005., 224с. Константинов А. Коррумпированная Россия.- М.: ОЛМА Медиа Групп; ОЛМАПРЕСС, 2006, 640 с. Корконосенко С.Г. Основы журналистики: Учебник для ВУЗов.- М.: Аспект Пресс, 2002.- 287с. Кемарская И.Н. Телевизионный редактор. М. - Аспект-Пресс, 2007. – 213 с. Копперуд Р., Нельсон Р.. Как преподносить новости. - М., 1998. Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста: Учебное пособие. - М., 1999. Лукина М. М.Технология интервью: Учебное пособие для ВУЗов.- М.: Аспект Пресс, 2003.-191с. Лукина М.М., Фомичева И.Д. СМИ в пространстве Интернета. М.: МГУ им. Ломоносова. – 168 с. Муратов С.А. Пристрастная камера. М.: Аспект Пресс, 2004. – 187 с. Муратов С. Нравственные принципы тележурналистики. М.: Аспект Пресс, 1994.-203с. Муратов С.А. «ТВ – эволюция нетерпимости» М.: Аспект Пресс, 2004. – 178 с. Рихтер А.Г. Правовые основы журналистики: хрестоматия. М., 2004. – 234 с. 168
Стр.168
Рэддик Р., Кинг Э. Журналистика в стиле он-лайн. М.: Вагриус; Национальный ин-т прессы, 1999. - 415 с. Рэндалл Д. Универсальный журналист. М.: В. Новгород, 1996; СПб., 1999. – 342 с. Самарцев О. Р. Творческая деятельность журналиста. - Академический проект, 2007. - 256 с. Смирнов Сергей. Времена лжи с Владимиром Познером. М.:Алгоритм, 2005. - 512 с. Социология журналистики: Учебное пособие под ред. Корконосенко С.Г. М., 2004. – 317 с. Уллмен Д. Журналистское расследование: современные методы и техника. М., 1998. – 144 с. Шкондин М.В. Редакционная сфера и современные коммуникативные стратегии. М., 2005. – 235 с. Шостак М.И. Жанры художественной публицистики. М., 2000. – 187 с. Яковенко И. В. Журналисты о журналистике: опрос журналистов. Сборник материалов и документов. М.: 2004. – 177 с. Общественно-политический новостной сайт «Белорусский партизан» - www.belaruspartisan.org. Сайт «Профессионалы.ru». www.professionali.ru - социальная сеть. 169
Стр.169

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.