С традиционных и соборно-феноменологических позиций рассмотрена европейская рационалистическая философия, изучение которой формирует диалектическое, субстанциальное, проблемное и диалогическое понимание действительности. <...> Жизнетворящие интенции православного А.С. Хомякова прорываются в постхристианскую эру . <...> СОБОРНОСТЬ И ЕЕ ОБЪЕКТИВАЦИЯ В ФИЛОСОФСКОМ ПРОЦЕССЕ . <...> Соборное самопонимание как первооснова интегративной философии . <...> Проблема соборного и общинного существования народа . <...> А.С. Хомяков ВВЕДЕНИЕ На протяжении веков одно только слово «философия» поражало воображение, вызывало в душе человека непостижимые смысложизненные переживания и помыслы, стимулировало желание выйти за пределы наличного бытия. <...> Ситуация осложняется тем, что само философское творчество оказалось в глубоком забытьи. <...> Данное произведение представляет собой монографическую гипотезу, где воссоздается Субъектная парадигма метафизического творчества, включающая в свой состав поиск интегративной аксиологической философии и методологии ее преподавания. <...> Первоосновой синтезированной парадигмы объявляется секулярная соборно-феноменологическая метафизика (картина мира), гипотетически разработанная автором в качестве специфической реакции на кризис философии и на поиски целостного аксиологического ответа на смертоносные современные вызовы1. <...> А.С. Хомяков и современность: зарождение и перспектива соборной феноменологии. <...> Принципиально иной путь воссоздания непосредственного рефлексивного языка предлагает русский мыслитель середины XIX века А.С. Хомяков. <...> Он спонтанно и хаотично жизнетворит религиозную соборную феноменологию. <...> Одним словом, существует Тайна (Чистое Понимание) как Бытие в себе. <...> Истинное постижение Тайны — это путь жизнетворящей веры: или мифологической, или религиозной, или секулярной. <...> Оно, если сказать кратко, выражает спонтанно рождающееся в душевных глубинах целостно-ценностное и проникновенное <...>
Поисковая_аксиологическая_метафизика_в_двух_частях._Часть_1._Синтез_традиционного_и_соборного_поминания_истории_философии_(1).pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Библиотека научных разработок и проектов НИУ МГСУ
В.И. Холодный
ПОИСКОВАЯ
АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ МЕТАФИЗИКА
В двух частях
ЧАСТЬ 1
СИНТЕЗ ТРАДИЦИОННОГО И СОБОРНОГО
ПОНИМАНИЯ ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ
2-е издание
Москва 2016
Стр.1
УДК 13
ББК 87.216
Х73
СЕРИЯ ОСНОВАНА В 2008 ГОДУ
Рец енз енты :
кандидат экономических наук Т.Л. Зиначева,
доцент кафедры экономики и управления в строительстве
Можайского филиала НИУ МГСУ;
кандидат философских наук А.Д. Королев,
старший научный сотрудник института философии РАН
Холодный, В.И.
Х73 Поисковая аксиологическая метафизика : в 2 ч. : монография / В.И. Холодный
; М-во образования и науки Рос. Федерации, Нац. исследоват. Моск. гос.
строит. ун-т. 2-е изд. Москва : НИУ МГСУ, 2016—. (Библиотека научных разработок
и проектов НИУ МГСУ).
ISBN 978-5-7264-1264-1
Ч. 1 : Синтез традиционного и соборного понимания истории философии. 2016.
328 с.
ISBN 978-5-7264-1265-8 (ч.1)
Описаны три основные парадигмы, рефлексивно разработанные в историкофилософском
процессе: объектная, субъект-объектная, субъектная. С традиционных
и соборно-феноменологических позиций рассмотрена европейская рационалистическая
философия, изучение которой формирует диалектическое, субстанциальное,
проблемное и диалогическое понимание действительности. Представлены размышления
о вечных вопросах и современных ценностных поисках, противостоянии и
взаимовлиянии индивидуалистической западной ментальности и общинной ментальности
остального мира, о русской ментальности, сохранившей в себе колорит
изначальных смыслов бытия.
Для научных сотрудников и специалистов в области философии и ее истории,
а также читателей, заинтересованных методологической и аксиологической направленностью
оригинального исследования.
УДК 13
ББК 87.216
ISBN 978-5-7264-1265-8 (ч.1)
ISBN 978-5-7264-1264-1
© НИУ МГСУ, 2016
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ............................................................................................................. 5
Глава 1. ФИЛОСОФИЯ КАК ГИПОТЕТИЧЕСКИЙ ПРОРЫВ
К ЧИСТОМУ ПОНИМАНИЮ И ЕГО СУБЪЕКТНОМУ
ВАРИАНТУ ....................................................................................................... 22
§1. Метафизика понимания: эволюция, современный кризис
и перспективы возрождения .................................................................. 22
§2. Чему учит (что пробуждает в человеке) философия? Единство
авторской и читательской интенциальности ........................................ 38
§3. Жизнетворящие интенции православного А.С. Хомякова
прорываются в постхристианскую эру ................................................. 55
Глава 2. СОБОРНОСТЬ И ЕЕ ОБЪЕКТИВАЦИЯ
В ФИЛОСОФСКОМ ПРОЦЕССЕ ................................................................ 78
§1. Основные философские сферы (тенденции, установки)
и направления ......................................................................................... 78
§2. Основные уровни понимания ................................................................ 85
§3. Основные метафизические парадигмы ................................................. 94
Глава 3. ЗАРОЖДЕНИЕ МОНИЗМА И СУБЪЕКТНОСТИ
В АНТИЧНОЙ, ХРИСТИАНСКОЙ И ВОЗРОЖДЕНЧЕСКОЙ
ФИЛОСОФИИ .................................................................................................. 121
§1. Синкретический смысл Ветхого Завета и рефлексивный смысл
древнегреческого рационализма ............................................................ 123
§2. Раннее христианство как формирование иррационального
универсализма. Современная секулярная реконструкция
монотеизма и соборности ...................................................................... 155
§3. Пантеистический синтез в философии Возрождения .......................... 193
Глава 4. СУБЪЕКТ-ОБЪЕКТНАЯ ФИЛОСОФИЯ НОВОГО
ВРЕМЕНИ (в рефлексивном диалоге с Э.В. Ильенковым) ......................199
Глава 5. ПРОТЕСТНАЯ АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ
СЕРЕДИНЫ ХIХ ВЕКА .................................................................................. 240
§1. Общий аксиологический Смысл протестных умонастроений
и философских интенций ....................................................................... 240
§2. Аксиологический сциентизм О. Конта ................................................. 245
§3. Субъектная аксиология С. Кьеркегора ................................................. 249
Стр.3
Глава 6. СОБОРНО-ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЕ ИНТЕНЦИИ
РАННИХ СЛАВЯНОФИЛОВ ........................................................................ 264
§1. Соборное самопонимание как первооснова интегративной
философии ............................................................................................... 269
§2. Историософия как объективация соборной феноменологии .............. 284
§3. Проблема соборного и общинного существования народа ................ 301
Библиографический список ........................................................................... 316
Стр.4