ГЕРЦЕН, Александр Иванович, псевдоним -- Искандер [25.111 (6.IV). 1812, Москва -- 9(21).
1.1870, Париж] -- прозаик, публицист, революционный деятель. Г. был сыном И. А. Яковлева,
принадлежавшего к знатному дворянскому роду, И Г.-Л. Гааг, дочери мелкого чиновника из Штутгарта.
Брак родителей оформлен не был, и ребенок получил вымышленную фамилию (от нем. Herz). Г.
считался воспитанником Яковлева. Это обстоятельство надолго окрашивает его чувство к отцу, вызывая
протест против "ложного" положения, усиливая симпатии ко всем угнетенным и одновременно рождая
сознание независимости. Между тем Яковлев любил сына, его по-своему незаурядная личность сказалась
на характере развития Г. Служивший в гвардии при Екатерине II и вышедший в отставку с началом
царствования Павла I, Яковлев отличался вольномыслием и чуждался официальных форм жизни. В доме
бывали его сослуживцы по Измайловскому полку ("екатерининские оригинальности"), участники войны
1812 г. ("отваги и удали люди"). Среди учителей Г. был якобинец 1789 г., эмигрант Бушо и студент И. Е.
Протопопов, приносивший запрещенные стихи Пушкина и Рылеева. Большие возможности для чтения
давала собранная во Франции библиотека. В результате "Катехизис попался в руки после
Вольтера" (Собр. соч.: В 30 т.-- Т. VIII.-- С. 53). Г. читает Руссо, Бомарше, Гете, затем Плутарха,
Шиллера и Байрона. "Восторг" и "восхищение" вызывают первая глава "Евгения Онегина" Пушкина и
"Горе от ума". Грибоедова. В 14 лет Г. совершает выбор на всю жизнь, поклявшись отомстить за
казненных декабристов. Через год клятва была повторена вместе с другом -- Н. П. Огаревым -- "в виду
всей Москвы", на Воробьевых горах, на том месте, где был заложен памятник в честь победы русского
народа в войне 1812 г. Дружба Г. и Огарева, пронесенная через всю жизнь, принадлежит истории
русского революционного движения и является средоточием высоких нравственных ценностей. Юные
друзья осознавали в себе будущее России. Они мечтали о союзе, который продолжил бы дело
декабристов.
В 1829 г. Г. поступил в Московский университет на физико-математическое отделение, где тогда
преподавались естественные науки (к ним у Г. развилась "сильная страсть"). Г. сотрудничает в
Московском обществе испытателей природы. В 1832 г. написал статью "О месте человека и природе".
Овладевая научной "методой", Г. особенно ценит лекции М. Г. Павлова (курс общей физики),
знакомившие с новейшими философскими системами. Московский университет этих лет отличался
духом вольнолюбия. Вокруг Г. и Огарева, также посещавшего лекции в университете, складывается
кружок с ярко выраженными политическими интересами. Падение июльской монархии во Франции в
1830 г. и польское восстание 1830--1831 гг. Г. воспринимает как непосредственно относящиеся к его
личной судьбе.
Г. окончил университет в июне 1833 г. со степенью кандидата, получив серебряную медаль за
сочинение "Аналитическое изложение солнечной системы Коперника" (труд "наполовину
астрономический, наполовину философский"). Первый послеуниверситетский год отмечен углубленным
интересом Г. и его кружка к идеям утопического социализма (Сен-Симон, Фурье). В круге интересов Г.-труды
Шеллинга, Лерминье, Фихте, Бэкона, Кузена, исторические работы Мишле, Тьерри, Бюше. 1833 г.
Г. считал торжественным заключением первой юности.
Летом 1834 г. Г., Огарев и члены их кружка, давно привлекавшие внимание полиции, были
арестованы. Весной 1835 г., после девяти месяцев следствия и тюремного заключения, "как смелый
вольнодумец, весьма опасный для общества", Г. был сослан в Пермь, которая вскоре была заменена
Вяткой. В конце 1837 г. он переведен во Владимир (по ходатайству В. А.Жуковского и К. И. Арсеньева).
Через полгода после возвращения из ссылки (весной 1840 г.), недолгого пребывания в Москве и
недолгой службы в Петербурге последовало назначение на службу (а фактически новая ссылка) в
Новгород. Каждый из этих периодов жизни Г. отмечен ростом его мысли, своеобразием духовной жизни
и творческой работы. В годы ссылки он углубленно изучает историю, философию. "Вятская тетрадь",
продолженная во Владимире, содержит выписки из Данте, Гете, Вольтера, Паскаля. Событием явилось
получение в Вятке журнала "Телескоп" (1836. N? 5) с "Философическим письмом" Чаадаева. В
Новгороде прочитаны привезенные Огаревым "Мертвые души" Гоголя и "Сущность христианства"
Фейербаха. В ссылке Г. ближе узнал жизнь народа. В эти годы претерпевает эволюцию
социалистический идеал Г. В Вятке и отчасти Владимире заметно увлечение Г. христианским
социализмом. Однако уже в написанных во Владимире произведениях "Из римских сцен" и "Вильям
Пен" на первый план выступает социальный пафос раннехристианских идей. Чтение Гегеля и Фейербаха
способствует утверждению атеистических воззрений Г. С другой стороны, социалистический идеал Г.
становится ближе к русской действительности: социальный пафос "нового учения" сливается теперь с
мыслью об угнетенном русском крестьянине.
Первый год в Вятке Г. считал свою жизнь "пустой". Его удручают и полицейский надзор, и
подневольная служба, и пошлое окружение. Нравственную поддержку он находит в переписке с
Огаревым и своей невестой Н. А. Захарьиной. Чувство Г. к невесте, а затем жене (они венчались во
Стр.1