Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 659168)
Контекстум

Молитвенная практика в монотеистических религиях (290,00 руб.)

0   0
Первый авторДорофеева Татьяна Геннадьевна
Страниц300
ID788555
АннотацияМонография посвящена особенностям молитвенной практики в иудаизме, православии и исламе. В работе раскрыты вопросы: определение молитвы; цель молитвы; виды молитв; к кому обращаются молящиеся; язык молитвы; место молитвы; направление молитвы; традиции призыва на молитву; этикет молитвенной практики
Кому рекомендованоКнига представляет интерес для студентов высших учебных заведений и широкого круга читателей
ISBN978-5-00196-064-5
УДК2
ББК86.3
Дорофеева, Т.Г. Молитвенная практика в монотеистических религиях : монография / Т.Г. Дорофеева .— 2022 .— 300 с. — ISBN 978-5-00196-064-5 .— URL: https://rucont.ru/efd/788555 (дата обращения: 08.10.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Молитвенная_практика_в_монотеистических_религиях.pdf
УДК 2 ББК 86.3 Д 69 Печатается по решению научно-технического совета ФГБОУ ВО Пензенский ГАУ от 29.03.2022, протокол № 2 Рецензенты: доктор культурологии, доцент, заведующий кафедрой «Изобразительное искусство и культурология» Т.Н. Козина; кандидат исторических наук, доцент кафедры «Управление, экономика и право» ФГБОУ ВО Пензенский ГАУ Н.Н. Сологуб. Дорофеева Татьяна Геннадьевна Д 69 Молитвенная практика в монотеистических религиях: монография / Т.Г. Дорофеева. – Пенза: РИО ПГАУ, 2022. – 300 с. Монография посвящена особенностям молитвенной практики в иудаизме, православии и исламе. В работе раскрыты вопросы: определение молитвы; цель молитвы; виды молитв (по содержанию, происхождению, месту произнесения); к кому обращаются молящиеся; язык молитвы; место молитвы; направление молитвы; традиции призыва на молитву; этикет молитвенной практики. Материал монографии может использоваться при изучении курсов: «Культурология», «Философия», «Религиоведение». Книга представляет интерес для студентов высших учебных заведений и широкого круга читателей. ISBN 978-5-00196-064-5 © ФГБОУ ВО Пензенский ГАУ, 2022 © Т.Г. Дорофеева, 2022
Стр.2
Оглавление Введение………………………………………...................... 4 Глава 1 Иудейские молитвы……………..……………... 6 1.1 Виды молитв…………………………………………….. 6 1.2 Условия свершения молитв……………………………. 38 Глава 2 Православные молитвы………………………... 72 2.1 Разновидности молитв………………………………….. 72 2.2 Правила для молящихся………………………………... 101 Глава 3 Мусульманские молитвы…………………........ 125 1.1 Разнообразие молитв…………………………………… 125 1.2 Требования к возносящим молитвы…………………… 145 Заключение…………………………………………………. 170 Приложение Иудаизм…………………………………….. 174 Приложение Православие……………………………….. 216 Приложение Ислам……………………………………….. 253 Список использованной литературы………………….... 282 3
Стр.3
Введение Молитва – важная часть духовной жизни верующего человека, важнейшее проявление общественной и частной религиозной жизни. Она основывается на вере в существование, наряду с видимым, невидимого мира и представляет собой обращение к его представителям. Этимология, или происхождение слова «молитва» не имеет однозначного толкования. Исследователи считают, что основой для слова стал корень mel/mol, осложненный суффиксом d: meld/mold. Значение корня переводится как «мягкий, нежный». Глагол с этим осложненным корнем первоначально звучал в общеславянском как molditi, т.е. делать мягким, смягчать, умягчать. Затем, в результате перестановки, оно изменилось в modliti. От глагола образовалось существительное modlitva. В западнославянских языках сохранилось сочетание dl, поэтому в польском modlic sie, modlitwa, в чешском modlitise, modlitba; в южнославянских и восточнославянских языках dl упростилось в l, поэтому в русском молить, молиться, молитва. Общеславянское звучание корня этих слов – mold. Таким образом, слово «молитва» произошла от слова mold в значении – делать мягким, умягчать, т.е. просить1. Объектом «смягчением» о является человеческая душа в составе трех ее сил (ума, чувства, воли), а результат молитвы – это изменение состояния души и ее сил в результате молитвенной практики2. Различают следующие функции молитвы: - Функция общности (социализации). Ритмичное и планомерное повторение молитв способствует закреплению идеалов и ориентиров, принятых в той или иной религии, синхронизируя систему ценностей человека с общепринятой религиозной. Из этого следует очевидное: молитва оказывает постоянное влияние 1 Что такое молитва – происхождение и современное значение [Электронный ресурс]. URL: http://lider-ponevole.ru/russia/chto-takoe-molitva-proisxozhdenie-i-sovremennoe-znachenie.html (дата обращения 13.03.2022). 2 Яцкевич К. Психология молитвы [Электронный ресурс]. URL: https://www.b17.ru/article/psychologia_molitvu (дата обращения 15.03.2022). 4
Стр.4
на Я-концепцию человека, делая одной из ведущих социальных ролей роль человека, относящегося к определенной конфессии. Приняв эту роль, человек становится полноценной частью религиозного общества, усвоив нормы, правила и обязанности этой социальной группы. - Функция развития духовности. Эта функция связана с изменением направления действия психических сил и расширения фокуса восприятия жизни. В повседневной жизни большую часть времени все психические силы личности (которые и именуются в религии душой) – ум, чувство, воля – направлены горизонтально, на переживание, анализ и решение приземленных проблем. Когда же человек начинает молиться, вектор его души устремляется вверх, вертикально, при этом кардинально меняя состояние человека, ведь его ум, чувства и воля в этот момент сориентированы на духовность, моральность и нравственность. Это, в свою очередь, ослабляет эго личности, освобождая энергию для таких качеств как альтруизм и жертвенность. - Функция успокоения. Ритуал молитвы (текст, обстановка, манера пения или произношения) составлен таким образом, что молитва действует подобно аутотренингу, позволяя человеку настраиваться на состояние покоя и гармонии, способствуя ощущению целостности личности. Молитвенная практика является неотъемлемой частью духовных практик в монотеистических религиях: иудаизме, исламе и христианстве. Молитва в названных религиях предполагает интенцию, т. е. душевное и умственное движение, цель которого – достижение открытости Богу и готовности воспринять его ответное воздействие. В монотеистических религиях в ходе их исторического развития были выработаны виды и формы молитв, определены требования к свершению молитв, которые различаются по содержанию и по месту произношения, которые мы и рассмотрим. 5
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически