УДК 2
ББК 86.3
Д 69
Печатается по решению научно-технического совета
ФГБОУ ВО Пензенский ГАУ от 29.03.2022, протокол № 2
Рецензенты:
доктор культурологии, доцент, заведующий кафедрой
«Изобразительное искусство и культурология» Т.Н. Козина;
кандидат исторических наук, доцент кафедры «Управление,
экономика и право» ФГБОУ ВО Пензенский ГАУ Н.Н. Сологуб.
Дорофеева Татьяна Геннадьевна
Д 69 Молитвенная практика в монотеистических религиях:
монография / Т.Г. Дорофеева. – Пенза: РИО ПГАУ, 2022. –
300 с.
Монография посвящена особенностям молитвенной практики
в иудаизме, православии и исламе. В работе раскрыты вопросы:
определение молитвы; цель молитвы; виды молитв (по содержанию,
происхождению, месту произнесения); к кому обращаются
молящиеся; язык молитвы; место молитвы; направление
молитвы; традиции призыва на молитву; этикет молитвенной
практики.
Материал монографии может использоваться при изучении
курсов: «Культурология», «Философия», «Религиоведение».
Книга представляет интерес для студентов высших учебных
заведений и широкого круга читателей.
ISBN 978-5-00196-064-5
© ФГБОУ ВО
Пензенский ГАУ, 2022
© Т.Г. Дорофеева, 2022
Стр.2
Оглавление
Введение………………………………………...................... 4
Глава 1 Иудейские молитвы……………..……………... 6
1.1 Виды молитв…………………………………………….. 6
1.2 Условия свершения молитв……………………………. 38
Глава 2 Православные молитвы………………………... 72
2.1 Разновидности молитв………………………………….. 72
2.2 Правила для молящихся………………………………... 101
Глава 3 Мусульманские молитвы…………………........ 125
1.1 Разнообразие молитв…………………………………… 125
1.2 Требования к возносящим молитвы…………………… 145
Заключение…………………………………………………. 170
Приложение Иудаизм…………………………………….. 174
Приложение Православие……………………………….. 216
Приложение Ислам……………………………………….. 253
Список использованной литературы………………….... 282
3
Стр.3
Введение
Молитва – важная часть духовной жизни верующего человека,
важнейшее проявление общественной и частной религиозной
жизни. Она основывается на вере в существование, наряду с
видимым, невидимого мира и представляет собой обращение к
его представителям.
Этимология, или происхождение слова «молитва» не имеет
однозначного толкования. Исследователи считают, что основой
для слова стал корень mel/mol, осложненный суффиксом d:
meld/mold. Значение корня переводится как «мягкий, нежный».
Глагол с этим осложненным корнем первоначально звучал в
общеславянском как molditi, т.е. делать мягким, смягчать, умягчать.
Затем, в результате перестановки, оно изменилось в modliti.
От глагола образовалось существительное modlitva.
В западнославянских языках сохранилось сочетание dl, поэтому
в польском modlic sie, modlitwa, в чешском modlitise, modlitba;
в южнославянских и восточнославянских языках dl упростилось
в l, поэтому в русском молить, молиться, молитва.
Общеславянское звучание корня этих слов – mold. Таким
образом, слово «молитва» произошла от слова mold в значении –
делать мягким, умягчать, т.е. просить1.
Объектом «смягчением» о является человеческая душа в составе
трех ее сил (ума, чувства, воли), а результат молитвы – это
изменение состояния души и ее сил в результате молитвенной
практики2.
Различают следующие функции молитвы:
- Функция общности (социализации). Ритмичное и планомерное
повторение молитв способствует закреплению идеалов и
ориентиров, принятых в той или иной религии, синхронизируя
систему ценностей человека с общепринятой религиозной. Из
этого следует очевидное: молитва оказывает постоянное влияние
1 Что такое молитва – происхождение и современное значение [Электронный ресурс].
URL: http://lider-ponevole.ru/russia/chto-takoe-molitva-proisxozhdenie-i-sovremennoe-znachenie.html
(дата обращения 13.03.2022).
2 Яцкевич К. Психология молитвы [Электронный ресурс]. URL: https://www.b17.ru/article/psychologia_molitvu
(дата обращения 15.03.2022).
4
Стр.4
на Я-концепцию человека, делая одной из ведущих социальных
ролей роль человека, относящегося к определенной конфессии.
Приняв эту роль, человек становится полноценной частью религиозного
общества, усвоив нормы, правила и обязанности этой
социальной группы.
- Функция развития духовности. Эта функция связана с изменением
направления действия психических сил и расширения
фокуса восприятия жизни. В повседневной жизни большую часть
времени все психические силы личности (которые и именуются в
религии душой) – ум, чувство, воля – направлены горизонтально,
на переживание, анализ и решение приземленных проблем. Когда
же человек начинает молиться, вектор его души устремляется
вверх, вертикально, при этом кардинально меняя состояние человека,
ведь его ум, чувства и воля в этот момент сориентированы
на духовность, моральность и нравственность. Это, в свою очередь,
ослабляет эго личности, освобождая энергию для таких качеств
как альтруизм и жертвенность.
- Функция успокоения. Ритуал молитвы (текст, обстановка,
манера пения или произношения) составлен таким образом, что
молитва действует подобно аутотренингу, позволяя человеку
настраиваться на состояние покоя и гармонии, способствуя ощущению
целостности личности.
Молитвенная практика является неотъемлемой частью духовных
практик в монотеистических религиях: иудаизме, исламе
и христианстве.
Молитва в названных религиях предполагает интенцию, т. е.
душевное и умственное движение, цель которого – достижение открытости
Богу и готовности воспринять его ответное воздействие.
В монотеистических религиях в ходе их исторического развития
были выработаны виды и формы молитв, определены требования
к свершению молитв, которые различаются по содержанию
и по месту произношения, которые мы и рассмотрим.
5
Стр.5