Т.В. Иваныкина
ЭКОЛОГИЯ
(семинарские занятия)
Учебно-методическое пособие
Благовещенск
Издательство АмГУ
2011
2
ББК 20.1 я 73
И 18
Рекомендовано
учебно-методическим советом университета
Рецензенты:
Попова Е.В., доц., зав. кафедрой геодезии и
землеустройства ИСИ ДальГАУ, канд. техн. наук;
Кезина Т.В., проф., зав. кафедрой геологии и природопользования
АмГУ, док. геол.-мин. наук. <...> В пособии разработаны темы и основной перечень
вопросов к семинарам; контрольные вопросы; методические рекомендации к
подготовке и проведению семинарских занятий; методические рекомендации и
темы для написания рефератов; тестовые задания по темам семинарских занятий для самопроверки; список рекомендуемой литературы; вопросы к экзамену
(зачету); справочно-терминологическая информация. <...> 7
4 Методические рекомендации и темы для написания рефератов……………. <...> 21
5 Тестовые задания по темам семинарских занятий для самопроверки…….. <...> 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………76
4
ВВЕДЕНИЕ
Для сохранения жизни на планете необходима новая система ценностей и
программа конкретных действий по улучшению состояния окружающей среды. <...> Целью настоящего учебно-методического пособия является углубление
знаний в области охраны окружающей среды, а также выработка аналитических
способностей с тем, чтобы самостоятельно формулировать проблемы и находить пути их эффективного решения. <...> Учебно-методическое пособие предполагает изучение наиболее значимых
вопросов классической экологии, экологии человека, социальной и прикладной
экологии. <...> Тематика семинаров предполагает активную дискуссию на занятиях по
целому ряду вопросов: как обустроить наш общий дом – биосферу; культура
здорового образа жизни; качество окружающей среды; развитие рыночных механизмов рационального природопользования и охраны окружающей среды;
ответственность <...>
Экология_(семинарские_занятия)__учебно-методическое_пособие.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Амурский государственный университет
Т.В. Иваныкина
ЭКОЛОГИЯ
(семинарские занятия)
Учебно-методическое пособие
Благовещенск
Издательство АмГУ
2011
Стр.1
2
ББК 20.1 я 73
И 18
Рекомендовано
учебно-методическим советом университета
Рецензенты:
Попова Е.В., доц., зав. кафедрой геодезии и
землеустройства ИСИ ДальГАУ, канд. техн. наук;
Кезина Т.В., проф., зав. кафедрой геологии и природопользования
АмГУ, док. геол.-мин. наук.
И 18 Иваныкина Т.В. Экология (семинарские занятия): учебно-методическое
пособие / Т.В. Иваныкина. – Благовещенск: Изд-во АмГУ, 2011. – 76 с.
Пособие предназначено для студентов всех специальностей, изучающих
дисциплину «Экология». В пособии разработаны темы и основной перечень
вопросов к семинарам; контрольные вопросы; методические рекомендации к
подготовке и проведению семинарских занятий; методические рекомендации и
темы для написания рефератов; тестовые задания по темам семинарских занятий
для самопроверки; список рекомендуемой литературы; вопросы к экзамену
(зачету); справочно-терминологическая информация.
ББК 20.1 я 73
© Амурский государственный университет, 2011
© Иваныкина Т.В., 2011
Стр.2
3
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………4
1 Тематические планы семинарских занятий для студентов
разных факультетов………………………………………………………………..5
2 Методические рекомендации к подготовке и проведению
практических (семинарских) занятий……………………………………………..5
3 Содержание семинарских занятий по темам…………………………………..7
4 Методические рекомендации и темы для написания рефератов…………….21
5 Тестовые задания по темам семинарских занятий для самопроверки……..23
6 Вопросы к экзамену (зачету)…………………………………………………..55
7 Критерии оценок знаний студентов…………………………………………...60
8 Список рекомендуемой литературы…………………………………………..61
9 Справочно-терминологическая информация к темам семинарских занятий..63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………76
Стр.3
4
ВВЕДЕНИЕ
Для сохранения жизни на планете необходима новая система ценностей и
программа конкретных действий по улучшению состояния окружающей среды.
В данном случае именно экологическое образование способствует формированию
нового экологического мышления и активной позиции в стремлении сохранить
природу.
Целью настоящего учебно-методического пособия является углубление
знаний в области охраны окружающей среды, а также выработка аналитических
способностей с тем, чтобы самостоятельно формулировать проблемы и находить
пути их эффективного решения.
Курс семинарских занятий по дисциплине «Экология» рассчитан на один
семестр в объеме 18 – 36 часов. Тематика семинарских занятий составлена в
соответствии с требованиями действующего Государственного образовательного
стандарта высшего профессионального образования и предназначена для
подготовки к семинарским занятиям студентов АмГУ всех специальностей,
изучающих экологию.
Учебно-методическое пособие предполагает изучение наиболее значимых
вопросов классической экологии, экологии человека, социальной и прикладной
экологии. Особое внимание уделяется правовому решению актуальных экологических
проблем.
Тематика семинаров предполагает активную дискуссию на занятиях по
целому ряду вопросов: как обустроить наш общий дом – биосферу; культура
здорового образа жизни; качество окружающей среды; развитие рыночных механизмов
рационального природопользования и охраны окружающей среды;
ответственность государства и общества, а также личная ответственность каждого
человека за состояние окружающей среды; международные аспекты охраны
окружающей среды в условиях глобализации. Таким образом, это даст возможность
перейти от непрофессионального и субъективного толкования различных
проблем экологии к их научному осмыслению.
Стр.4
5
Номер
темы ФФ ФСН ФДиТ Экон.Ф ФМИ Энер.Ф ИФФ
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1 ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ
СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ
Наименование факультета
+
+
-
10
11
12
13
14
15
16
17
+
+
+
+
-
-
-
-
-
+
-
-
+
-
+
+
-
+
+
+
+
-
-
-
-
-
+
-
-
+
-
+
+
-
+
+
+
+
-
-
-
-
-
+
-
-
+
-
-
+
+
+
+
+
-
+
-
-
+
-
+
-
-
+
-
+
+
+
+
+
+
-
-
-
-
-
-
+
-
-
+
-
+
+
-
+
+
+
-
-
+
-
-
-
+
-
-
+
-
2 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПОДГОТОВКЕ И
ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ (СЕМИНАРСКИХ) ЗАНЯТИЙ
На первом вводном практическом занятии для подготовки к семинарам
студенты знакомятся с перечнем основной и дополнительной литературы по
экологии, проводится беседа по организации учебного процесса в течение се+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
Стр.5