Калинина (аспирантура факультета педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова; email: fpo.mgu@mail.ru) В статье выделены принципиальные отличия термина “самообра зование” от других, схожих по семантике, понятий, которые являются взаимосвязанными компонентами модели самообразования. <...> В теории самообразования используется много педагогиче ских терминов, которые обладают общей семантикой, но в то же время не являются однозначными синонимами. <...> Все эти слова имеют нечто общее: они указывают на то, что дея тельность учащегося самостоятельна и направлена на личностный и профессиональный рост. <...> Мы согласны с мнением Н.А. Рубакина, выдающегося педа гога, который видел главную задачу самообразования в станов лении образованного человека, способного преобразовывать себя и окружающий мир через любовь к труду и постоянное самораз витие [1: 32—33]. <...> Так, например, самовоспитание необхо димо для того, чтобы человек мог развить в себе такие качества личности, как высокая самоорганизация, пунктуальность, терпение, был способен быстро и качественно преодолевать сложные зада чи, мог анализировать себя, свои действия и ошибки для дальней шего самостоятельного развития. <...> Самообучение играет важную роль в формировании навыков, позволяющих самостоятельно до 108 бывать информацию, структурировать, представлять в удобной для себя форме и использовать ее в практической деятельности. <...> Активное познание и развитие присутствуют в каждом из вы шеуказанных терминов в рамках теории самообразования. <...> Для этого нам необходимо начать рассмотрение понятий ного аппарата самообразования с четырех часто используемых в педагогике терминов, а именно “самообразование”, “самораз витие”, “самовоспитание”, “самообучение”. <...> Взаимосвязь этих понятий поможет выявить концепция В.С. Леднева о содержа нии образования, который понимал его как “.содержание три единого целостного процесса, характеризующегося <...>