Бельская, Л.В. Попов (факультет глобальных процессов МГУ имени М.В. Ломоносова, факультет педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова; e-mail: lvpopov@mail.ru) В данной статье рассматриваются вопросы, касающиеся формиро - вания и развития систем оценки и контроля качества высшего образо - вания. <...> Обсуждаются подходы, сложившиеся в мировом и российском образовательных сообществах, к пониманию термина качество образо - вания, вопросы образовательной политики и деятельности по оценке, контролю и гарантиям качества образования. <...> Ключевые слова: качество высшего образования, образовательная политика, контроль качества образования, гарантии качества образования. <...> Наверное, самое часто встречающееся словосочетание в современных дискуссиях, статьях и документах по вопросам образования — это словосочетание “качество образования”. <...> Говорят о показателях и критериях качества образования, об оценке, мониторинге и управлении качеством образования, о планировании, системах контроля, сертификации и гарантиях качества образования. <...> В последние два десятка лет вопросы качества образования все больше притягивают к себе внимание ведущих международных организаций. <...> Так, уже в 1995 г. ЮНЕСКО был разработан программный документ под названием “Реформа и развитие высшего образования” [1]. <...> Во введении среди основных задач высшего образования в быстро меняющемся мире выделено направление качества образования. <...> Было подчеркнуто, что понятие “качество” охватывает все основные функции и направления деятельности в области высшего образования — качество преподавания, подготовки и исследований, что означает качество соответствующего персонала и качество обучения как результат преподавания и исследований. <...> В итоговом коммюнике “Глобальные и европейские тенденции развития высшего образования” прошедшей в июле 2009 г. 71 в Париже Всемирной конференции по высшему образованию ЮНЕСКО в разделе “Доступность, справедливость <...>