Московского университета Вестник Cерия 20 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ¹3•2013•ИЮЛЬСЕНТЯБРЬ Выходит один раз в три месяца Издательство Московского университета СОДЕРЖАНИЕ Актуальный вопрос Ямбург Е.А. <...> О принципах организации педагогического мышления и деятельности в учебных проблемных ситуациях . <...> 3 АКТУАЛЬНЫЙ ВОПРОС ЗАЧЕМ НУЖЕН ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ УЧИТЕЛЯ? <...> Автор утверждает,что профессиональный стандарт является инструментом реализации стратегии образования,поэтому периодически подлежит пересмотру. <...> Указываются качественные изменения в системе подготовки и переподготовки педагогов. <...> Ключевые слова: деятельность педагога, квалификация, стратегия образования, подготовка и переподготовка педагогов. <...> Об особенностях жанра и мотивации автора Отдаю себе отчет в том, что уважаемая мной “Новая газета” традиционно печатает неправительственные доклады, задача которых — обнажение глубинной сути проблем, стоящих перед страной в разных сферах жизнедеятельности, очищение сознания граждан от различных мифологем, мешающих осознать подлинный масштаб и реальную серьезность угроз и вызовов, отвечать на которые необходимо уже сегодня. <...> ) Отсюда вполне понятен обличительный пафос и объяснима алармистская тональность неправительственных докладов. <...> Поскольку официальная аналитика в своих оценках зачастую расходится с независимым анализом 3 ситуации, а любая власть по своей природе более склонна к восприятию оптимистических прогнозов, неправительственные доклады остаются вещью в себе, что, на мой взгляд, не может полностью удовлетворить их авторов, в глубине души надеющихся, что они будут услышаны. <...> (Переход на “подушевое” финансирование, введение стимулирующих фондов оплаты труда учителя, придание школам статуса автономных, бюджетных или казенных организаций и т.п. <...> Наиболее яркие успешные педагоги, волшебная встреча с которыми оставляет неизгладимый след в жизни юного человека, всегда <...>
_Вестник_Московского_университета._Серия_20._Педагогическое_образование_№3_2013.pdf
Московского
университета
Вестник
Cåðèÿ 20
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ¹3•2013•ИЮЛЬСЕНТЯБРЬ
Выходит один раз в три месяца
Издательство Московского университета
СОДЕРЖАНИЕ
Актуальный вопрос
Ямбург Е.А. Зачем нужен профессиональный стандарт учителя? . .
Педагогические размышления
Колесов В.П. Правильны ли приоритеты модернизации высшего
образования? ........................ 14
Миронов Â.Â. Размышления о реформе ............. 32
Бельская Е.Ю., Попов Л.В. К вопросу о качестве высшего образования
........................... 71
Опыт практической педагогики
Губанов А.Ю. О принципах организации педагогического мышления
и деятельности в учебных проблемных ситуациях .... 83
Слово мэтра
Ильенков Э.В. К вопросу о понятии деятельность и его значении
для педагогики ..................... 92
Голоса молодых
Калинина À.È. Сущность понятия ñàìîîáðàçîâàíèå ...... 99
Чужая жизнь и берег дальний
Машкина О.А. Формирование новой модели подготовки школьных
учителей в современном Китае ............. 108
В перерывах между лекциями
Семенов Ñ.À. Возвращение Мензуркина ............. 124
3
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
Основан в ноябре 1946 ã.
Стр.1
CONTENTS
Question of Present Interest
Yamburg E.A. Where is the good of the professional standard for teachers?
............................ 3
Pedagogical Ideas
Kolesov V.P. The priorities for modernization of the higher education
are faithful, arent they? .................... 14
Mironov V.V. Concerns about the reform ............. 32
Belskaya E.Yu., Popov L.V. On the question of the higher education
quality ............................ 71
Experience of Practical Pedagogics
Gubanov A.U. On the principles of pedagogical thinking and action
organization in terms of the educational problem situations .... 83
The Word of Master
Ilyenkov E.V. On the question of activity and its significance for pedagogics
........................... 92
The Voices of the Youth
Kalinina A.I. Essence of the self-education concept ........ 99
Foreign Life and Distant Land
Mashkina O.A. Shaping a new model for school teachers training
in modern China ....................... 108
In the Interim Between Lectures
Semenov S.A. The return of Menzurkin .............. 124
© Издательство Московского университета.
Вестник Московского университета, 2013
Стр.2
ÂÅÑÒÍ.ÌÎÑÊ. ÓÍ-ÒÀ. ÑÅÐ. 20. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 2013.¹3
АКТУАЛЬНЫЙ ВОПРОС
ЗАЧЕМ НУЖЕН ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ УЧИТЕЛЯ?
(Неправительственный доклад)
Е.А. Ямбург
(Öåíòð образования ¹ 109, ã. Ìîñêâà; e-mail: webmaster109@bk.ru)
В статье обсуждаются вопрос о применимости стандартизации к деятельности
педагога и проблема объективной оценки квалификации
учителя. Автор утверждает,что профессиональный стандарт является
инструментом реализации стратегии образования,поэтому периодически
подлежит пересмотру. Указываются качественные изменения в системе
подготовки и переподготовки педагогов.
Ключевые слова: деятельность педагога, квалификация, стратегия
образования, подготовка и переподготовка педагогов.
Об особенностях жанра и мотивации автора
Отдаю себе отчет в том, что уважаемая мной “Новая газета”
традиционно печатает неправительственные доклады, задача которых
— обнажение глубинной сути проблем, стоящих перед
страной в разных сферах жизнедеятельности, очищение сознания
граждан от различных мифологем, мешающих осознать подлинный
масштаб и реальную серьезность угроз и вызовов, отвечать
на которые необходимо уже сегодня. Творцами мифологем, как
правило, выступают различные государственные институции и
близкие им общественные структуры, заинтересованные в сохранении
своего статус-кво (стабильности) и потому не склонные
преувеличивать опасность откладывания решения трудных вопросов
на неопределенное время. (Читай: перекладывания ответственности
на плечи грядущих поколений.)
Отсюда вполне понятен обличительный пафос и объяснима
алармистская тональность неправительственных докладов. Серьезные
аналитики честно выполняют свою профессиональную функцию,
не надеясь, что их экспертная оценка и предложения будут
положены в основу принятия как оперативных, так и стратегических
управленческих решений. Поскольку официальная аналитика
в своих оценках зачастую расходится с независимым анализом
3
Стр.3